«Секреты стихов. Рифма мужская и женская».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Махортова Надежда Степановна

Познакомить с понятием женская и мужская рифма;

- продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;

- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

- воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mahortova_n.s._urok_muzhskaya_i_zhenskaya_rifma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».

 (по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)

ЦЕЛЬ УРОКА:

- Освоение элементов художественной формы.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с понятием женская и мужская рифма;

- продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;

- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

- воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Вводное слово учителя.

- Ну что ж, друзья, начнем урок.

- Хотите я вас удивлю (да)

(Показываю фокус. Достаю платочки с названием темы урока «Секреты стихов»).

-  Как вы думаете, какие секреты могут быть у стихов? (Они строятся по особенному, в них есть эпитеты, сравнения, олицетворение, звукопись ...)

- А знаете ли вы, что можно делать стихами? (С помощью стихов можно учить как себя вести…)

- Неужели вы думаете, что с помощью стихов можно учить и поучать?        

- Скажите, какое главное орудие имеет поэт? (слово)

II. Актуализация знаний.

1. Вопросы на понимание значения слова в поэзии.

- А зачем вообще нужны слова? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли).

- А вы умеете пользоваться словом? (да).

- Давайте попробуем.

(Показываю чайник).

- Докажите, что умеете пользоваться словом. Расскажите об этом предмете. (…)

- Посмотрите, что у вас получилось! Всего 4 прилагательных, 2 глагола. И в основном, вы рассказали, какой он.

- А теперь послушайте, как о чайнике рассказала поэтесса Ю. Мориц.

2. Чтение стихотворения учителем

ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

Пузатый чайник я люблю!

Он жарким делом занят,

Свистит он песенку свою

И крышкой барабанит!

Пых-пых, веселый вкусный пар

Из чайника летит, как шар,

А иногда из носа

Торчит, как знак вопроса.

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Я улыбаюсь до ушей,

А чайник мой грохочет,

Хохочет,

Словно муравей

До слез его щекочет!

И пляшет чайник на столе,

Пируя вместе с нами,

А я пою в его тепле

Про чайник песню маме.

Мини-итог: Зачем же, написала стихотворение «Пузатый чайник» Ю. Мориц? (создать настроение, чтобы мы порадовались, рассмешить нас).

- Я видела вашу восторженность, удивление в ваших глазах. Что вас удивило? (Чайник как будто живой).

- А есть ли строки, которые вы хотите, чтобы я перечитала еще раз? (…)

- Почему именно эти? (…)        

3. Чтение стихотворения детьми.

- А сами хотите прочитать? (да).

- Теперь прикоснитесь к этим удивительным строкам. Прочитайте про себя.

4. Анализ содержания стихотворения.

- Каким показала чайник Ю. Мориц? (…).

- Как ей это удалось? (Использовала изобразительные средства литературы).

- Какие? (эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись).

5. Вторичное чтение стихотворения детьми с целью нахождения изобразительных средств.

- Я предлагаю, найти их в тексте.

(Работа в парах).

Мини-итог: А теперь подумайте и ответьте, что смогла сделать Ю. Мориц, используя эти художественные средства?

III. Проблемный диалог.

- Посмотрите, что я сделала.

Располневший чайник я люблю!

Он своим делом занят

Он свистит и крышка у него подпрыгивает.

- Вам нравится? (нет)

- Почему? (нет яркости, нет образа, обыденно, просто, нет рифмы).

Мини-итог: Стихи – это дружная компания слов, которые подходят друг к другу, как хор, или оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поет тоже, что и другое. Что получается? (Рифма).

IV. Физкультминутка.

- Давайте поиграем в рифму! Я вам мяч и слово, вы мне – рифму и мяч.

Утка-шутка,                                  Палка-галка

Кошка - ложка

 Варить - дарить  

Стружка – подружка

Блестящий – настоящий                                        

Печка – свечка                            Книжка – мышка

Оторвался – остался

Кино – давно

Встречай – чай

Звонок – урок

V. Знакомство с новыми понятиями.

- Благодарю вас, рифмовать вы умеете. А сумеете ли вы найти рифму в стихотворении «Пузатый чайник»? Ищите!

- Вот первое четверостишье. Где рифмованные строки? Какие слова рифмуются? (люблю – свою, занят - барабанит).

 (Дети читают. После прочтения рифмованные строчки перебегают друг к другу).

- Чем отличаются эти пары слов? (Ударением. В первой паре – ударение падает на последний слог, во второй – не предпоследний).

- Я открою вам секрет.

- Оказывается, по этим ударениям определяют женскую и мужскую рифму. Если ударение падает на последний слог рифмованного слова – это мужская рифма, а если на предпоследний – это женская.

- Как на ваш взгляд, должна читаться женская рифма? (тихо, нежно, мелодично).

- А мужская? (более звонко, резво, смело).        

2. Чтение произведения с целью определения женской и мужской рифмы.

-Я предлагаю поработать с текстом стихотворения и найти мужскую и женскую рифму, обозначив их буквами «М» и «Ж».

VI.  Применение нового знания.

1. Выразительное чтение произведения с опорой на новое знание.

- Давайте прочитаем это произведение еще раз, обращая внимание на рифму. Помните, как надо читать женскую рифму? (…). А мужскую? (…)

Молодцы! Просто великолепно!

VII. Проба поэтического пера.

- Хотите сами побывать в роли поэтов? Игра «Я начну, а ты продолжи». Эту игру будем проводить в группах. Организуйте их. Вот вам первые строки.  Сочините к ним рифмованные, но они были должны рассказать о вашем чайнике.

- Время. Что получилось? (…)

- Спасибо ребята! Это было необыкновенно. Вы доставили удовольствие.

- Оказывается, наши прабабушки и прадедушки очень часто играли в такую игру. Называется она «Буриме».  Это слово в переводе означает «плести стихи, или заниматься стихоплетством». Нужно сочинять так, чтобы было интересно, складно и смешно.

VIII. Итог.

- Получилось у вас создать яркий образ? (да)

- Вы очень хорошо поработали на уроке. А что нового вы для себя узнали? (Рифма – женская и мужская. Познакомились с игрой «Буриме»).

- Зачем мы сегодня провели такой урок?

Секреты стихов.

- Как вы думаете, это последний секрет стихов? (Нет).

- Конечно, существует еще очень много секретов. С ними вы познакомитесь на следующих уроках? И чем больше вы их узнаете, тем легче вам будет самим писать стихи. Секрет фокуса – это работа рук. Секрет поэзии – это работа души.

- Если вы заинтересовались написанием стихов, я хочу предложить вам прочитать эту книгу «Страна фантазий и проказ», в которой вы увидите, что стихи могут иметь форму, познакомитесь с акростихом, и еще с очень многими секретами. Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в з классе "«Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»...

Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

«Секреты стихов. Рифма мужская и женская».

Освоение элементов художественной формы....