«Секреты стихов. Рифма мужская и женская».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить с понятием женская и мужская рифма;
- продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;
- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;
- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;
- воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mahortova_n.s._urok_muzhskaya_i_zhenskaya_rifma.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».
(по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Освоение элементов художественной формы.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с понятием женская и мужская рифма;
- продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;
- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;
- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;
- воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.
ХОД УРОКА
- Мотивация к учебной деятельности.
1. Вводное слово учителя.
- Ну что ж, друзья, начнем урок.
- Хотите я вас удивлю (да)
(Показываю фокус. Достаю платочки с названием темы урока «Секреты стихов»).
- Как вы думаете, какие секреты могут быть у стихов? (Они строятся по особенному, в них есть эпитеты, сравнения, олицетворение, звукопись ...)
- А знаете ли вы, что можно делать стихами? (С помощью стихов можно учить как себя вести…)
- Неужели вы думаете, что с помощью стихов можно учить и поучать?
- Скажите, какое главное орудие имеет поэт? (слово)
II. Актуализация знаний.
1. Вопросы на понимание значения слова в поэзии.
- А зачем вообще нужны слова? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли).
- А вы умеете пользоваться словом? (да).
- Давайте попробуем.
(Показываю чайник).
- Докажите, что умеете пользоваться словом. Расскажите об этом предмете. (…)
- Посмотрите, что у вас получилось! Всего 4 прилагательных, 2 глагола. И в основном, вы рассказали, какой он.
- А теперь послушайте, как о чайнике рассказала поэтесса Ю. Мориц.
2. Чтение стихотворения учителем
ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК
Пузатый чайник я люблю! Он жарким делом занят, Свистит он песенку свою И крышкой барабанит! Пых-пых, веселый вкусный пар Из чайника летит, как шар, А иногда из носа Торчит, как знак вопроса. Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Я улыбаюсь до ушей, А чайник мой грохочет, Хохочет, Словно муравей До слез его щекочет! И пляшет чайник на столе, Пируя вместе с нами, А я пою в его тепле Про чайник песню маме. |
Мини-итог: Зачем же, написала стихотворение «Пузатый чайник» Ю. Мориц? (создать настроение, чтобы мы порадовались, рассмешить нас).
- Я видела вашу восторженность, удивление в ваших глазах. Что вас удивило? (Чайник как будто живой).
- А есть ли строки, которые вы хотите, чтобы я перечитала еще раз? (…)
- Почему именно эти? (…)
3. Чтение стихотворения детьми.
- А сами хотите прочитать? (да).
- Теперь прикоснитесь к этим удивительным строкам. Прочитайте про себя.
4. Анализ содержания стихотворения.
- Каким показала чайник Ю. Мориц? (…).
- Как ей это удалось? (Использовала изобразительные средства литературы).
- Какие? (эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись).
5. Вторичное чтение стихотворения детьми с целью нахождения изобразительных средств.
- Я предлагаю, найти их в тексте.
(Работа в парах).
Мини-итог: А теперь подумайте и ответьте, что смогла сделать Ю. Мориц, используя эти художественные средства?
III. Проблемный диалог.
- Посмотрите, что я сделала.
Располневший чайник я люблю!
Он своим делом занят
Он свистит и крышка у него подпрыгивает.
- Вам нравится? (нет)
- Почему? (нет яркости, нет образа, обыденно, просто, нет рифмы).
Мини-итог: Стихи – это дружная компания слов, которые подходят друг к другу, как хор, или оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поет тоже, что и другое. Что получается? (Рифма).
IV. Физкультминутка.
- Давайте поиграем в рифму! Я вам мяч и слово, вы мне – рифму и мяч.
Утка-шутка, Палка-галка Кошка - ложка Варить - дарить Стружка – подружка Блестящий – настоящий | Печка – свечка Книжка – мышка Оторвался – остался Кино – давно Встречай – чай Звонок – урок |
V. Знакомство с новыми понятиями.
- Благодарю вас, рифмовать вы умеете. А сумеете ли вы найти рифму в стихотворении «Пузатый чайник»? Ищите!
- Вот первое четверостишье. Где рифмованные строки? Какие слова рифмуются? (люблю – свою, занят - барабанит).
(Дети читают. После прочтения рифмованные строчки перебегают друг к другу).
- Чем отличаются эти пары слов? (Ударением. В первой паре – ударение падает на последний слог, во второй – не предпоследний).
- Я открою вам секрет.
- Оказывается, по этим ударениям определяют женскую и мужскую рифму. Если ударение падает на последний слог рифмованного слова – это мужская рифма, а если на предпоследний – это женская.
- Как на ваш взгляд, должна читаться женская рифма? (тихо, нежно, мелодично).
- А мужская? (более звонко, резво, смело).
2. Чтение произведения с целью определения женской и мужской рифмы.
-Я предлагаю поработать с текстом стихотворения и найти мужскую и женскую рифму, обозначив их буквами «М» и «Ж».
VI. Применение нового знания.
1. Выразительное чтение произведения с опорой на новое знание.
- Давайте прочитаем это произведение еще раз, обращая внимание на рифму. Помните, как надо читать женскую рифму? (…). А мужскую? (…)
Молодцы! Просто великолепно!
VII. Проба поэтического пера.
- Хотите сами побывать в роли поэтов? Игра «Я начну, а ты продолжи». Эту игру будем проводить в группах. Организуйте их. Вот вам первые строки. Сочините к ним рифмованные, но они были должны рассказать о вашем чайнике.
- Время. Что получилось? (…)
- Спасибо ребята! Это было необыкновенно. Вы доставили удовольствие.
- Оказывается, наши прабабушки и прадедушки очень часто играли в такую игру. Называется она «Буриме». Это слово в переводе означает «плести стихи, или заниматься стихоплетством». Нужно сочинять так, чтобы было интересно, складно и смешно.
VIII. Итог.
- Получилось у вас создать яркий образ? (да)
- Вы очень хорошо поработали на уроке. А что нового вы для себя узнали? (Рифма – женская и мужская. Познакомились с игрой «Буриме»).
- Зачем мы сегодня провели такой урок?
Секреты стихов.
- Как вы думаете, это последний секрет стихов? (Нет).
- Конечно, существует еще очень много секретов. С ними вы познакомитесь на следующих уроках? И чем больше вы их узнаете, тем легче вам будет самим писать стихи. Секрет фокуса – это работа рук. Секрет поэзии – это работа души.
- Если вы заинтересовались написанием стихов, я хочу предложить вам прочитать эту книгу «Страна фантазий и проказ», в которой вы увидите, что стихи могут иметь форму, познакомитесь с акростихом, и еще с очень многими секретами. Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Презентация урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок по русскому языку в з классе "«Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»...
Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."
Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов. Цель урока: Закрепить умение различать имена прилагательные мужского и женского рода; развивать мышление, речь, ...
Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
«Секреты стихов. Рифма мужская и женская».
Освоение элементов художественной формы....