открытый урок по чтению в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip910.63 КБ
Файл kartochki_dlya_grupp.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Н. Носов. « Федина задача »

Цель урока: познакомить детей с рассказом Н. Носова

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным;
  • совершенствование навыков чтения;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • создавать проблемную ситуацию для активизации творческой, речевой и мыслительной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

  • организация самостоятельной аналитической работы;
  • способность к самооценке

Метапредметные:

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

  • работа с информацией;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнеров, находить неточности и корректировать их.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран,  предметы: шляпа, каша, лопатка, телефон; чистые листочки на каждого, песня « Сладкоежки», карточки для работы в группах.

Ход урока

1.Орг. момент (слайд 1)

В мире существует много форм приветствий, например, жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.

Приветствие гостей (кивком головы)

- Здравствуйте! (1 ряд)

- Добрый день! (2 ряд)

- Мы рады видеть вас! (Вместе)

 - Вы любите,  когда приходят гости? Но, это ещё и ответственность. Давайте настроимся на работу и постараемся провести урок так, чтобы он запомнился нашим  гостям, и им ещё раз захотелось прийти к нам.                                 

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1. На доске в качестве эпиграфа написано высказывание немецкого педагога и политика Адольфа Дистерверга «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

- Прочитайте предложение, написанное на доске так, чтобы я поняла, что вам действительно весело.

- А теперь с логическим ударением на слове, которое я покажу.

-Что значит весело учиться?

2. Эксперимент.

Упражнение направлено на распределение и концентрацию внимания.

- Ребята, приготовьте листочки и посмотрите на слайд 2. На нём две строчки чисел.

Сейчас вы будете их продолжать по определённому правилу.

Два числа в каждом столбике надо сложить. Сумму записывают на верхней

строчке, а под неё сносят верхнее число из предыдущего столбика.

3 5 8            

2 3 5    

Сигналом к началу решения примеров служит включение песенки.

( Звучит песня  « Сладкоежки». Дети выполняют задание под музыку.)

 Взаимопроверка.

- Поменялись работами. Проверяем ответы.

(Слайд 3)  Ответы: 13-8  21-13   34-21   55-34    89-55

- Что помешало сосредоточиться? А о чем была песня? Кто помнит слова? (Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически невозможно!)

- А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя домой, вы включаете

магнитофон или телевизор и садитесь делать уроки? Правильно ли вы поступаете?

 3. «Корзина идей»  (Учитель по очереди достаёт предметы. Учащиеся высказывают свои предположения.)

-Эти предметы пришли из разных рассказов, но у них один автор, произведение которого  мы будем сегодня изучать.

• Шляпа.

Подсказка: «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди, посмотри.

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.

- Ну, я возьму лыжную палку».  (Живая шляпа)

• Каша (в упаковке).

Подсказка: «Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.

- Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.        

- Куда ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды».  (Мишкина каша)

• Лопатка детская

Подсказка: «О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом.

- Ого! – говорит. – Скользкая.

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает. Думал, думал и придумал. (На горке)

• Телефон.

 Подсказка: «Алло! Алло! Слышно? Слышно! Хорошо? Хорошо!»

-А кто является автором данных произведений? (Н.Н.Носов)

4. Биография писателя: (слайд 4)

Николай Николаевич Носов родился 22 ноября в 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великов Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.

(слайд 5) О том, чтобы быть писателем, он и не думал. Николай Николаевич стал сочинять сказки для своего маленького сына. Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. А кто герои этих рассказов?  (обыкновенные мальчишки)                                                                                                                                        - Какие они носовские мальчишки? (добрые, смелые, веселые, забавные, любознательные, смелые).

Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в "комических" ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.

-Сегодня на уроке  мы познакомимся  с  произведением чистокровного юмориста (как его называли) и постараемся оценить все достоинства его доброго юмора, меткого слова.

 

Чтение названия рассказа.                                                                                                                      - Попробуйте представить, о чём произведение? (ответы) (слайд 6)

3. Объявление темы и цели урока

(Учащиеся сами выводят тему  и цель урока)

4.Изучение нового материала. 

 -Давайте проверим наши догадки, прочитаем произведение (чтение «цепочкой» по сигналу «Стоп»)

В этом рассказе я нашла слова, значение которых вам может быть непонятным и это может затруднить восприятие текста.

1. Словарная работа (перед чтением) (слайд 7)

Рокочущим басом - низким мужским голосом

Чурбан - обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).

Кафтан - длинная верхняя одежда с длинными рукавами

Работа по словарю. Учебник с.217:  титулярный советник, полудённое (море).

2. Работа над содержанием. Коллективная работа.

-Подтвердились ли ваши предположения, высказанные перед чтением?

- Какое настроение вызвало у вас произведение? (смешное, веселое, радостное)

-Над кем вы смеялись? Почему? (Над Федей, он выглядит смешно со стороны, он не понял почему не решил задачу)

-Понравился ли вам Федя? (да, на меня похож, мне его жаль, никак задачу не решит..., не понравился плохой ученик....)

 -Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке)

- О чем это говорит? (Он любит гулять, веселиться... наверное не очень любит учиться...)

-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит  включая телевизор: "Веселее будет делать уроки". Значит делать уроки невесело и скучно.

-Как Федя слушает концерт? (С интересом, вникает в содержание песни,  посчитал сколько раз упоминается колокольчик)

- Решил Федя задачу? (Нет)

-А что мешает Феде? Как он думает? (Телевизор, Федя злится на него)

-А на самом деле что мешает Феде? (он сам себе мешает, его  неумение сосредоточиться на одном деле)

Учитель: Он просто погнался за 2-мя зайцами, как говорится в русской пословице? (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

5. Физкультминутка для глаз. (слайд 8)

-Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя. Мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнем, а затем продолжим работать.

6. Закрепление изученного. (слайд 9)

-Нас ждет интересная работа, проявите сообразительность, творчество, внимание.

Работа в группах (по карточкам):

1. Исследователи

2. Мыслители

3. Аналитики 

4. Консультанты  

Исследователи

 а) Какой номер задачи был задан Феде? (639)

б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?(5)

в) Сколько мелодий прослушал Федя? (6)

г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"? (2)

Мыслители

 -Составьте синквейн о Феде  

        (На листочке выносится план работы с синквейном).

        1  – существительное;

        2 – 2 прилагательных;

        3 – 3 глагола;

            4 – ключевое предложение из текста;

            5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)    

   

    Аналитики   

     - Вставьте  подходящее слово из текста:

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с ….. (катка).

Он включил …. (радио), достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.

Из репродуктора послышались звуки… (рояля) и чей-то голос запел рокочущим густым басом….

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей…. (задачей).

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать …. (карандашом) по столу в такт.

Однозвучно гремит …. (колокольчик), - послышался высокий мужской голос из репродуктора.

Пойду лучше к …. (Юре) Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

Консультанты

- Составить советы как правильно готовить домашнее задание

                    

Отчет групп о проделанной работе

7. Рефлексия. Д.з. Оценивание учащихся (слайд 10)

- Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?

- Что должен научиться делать мальчик?  (научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания)

- А как бы вы помогли Феде с задачей?

- А как лучше, дать списать или объяснить?

- А вы, к кому бы из одноклассников обратились за помощью?

- Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

- Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

(слайд 11)

- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы? 

Д.з. Дифференцированная работа: (слайд12)

1. Составить план к рассказу.

2.  Придумать продолжение.

3.Попробуйте сами придумать смешной рассказ.

Оценки за урок.




Предварительный просмотр:

«Исследователи»

 а) Какой номер задачи был задан Феде? ……………

б) Сколько раз начинал читать задачу Федя?....................

в) Сколько мелодий прослушал Федя? …………………

г) В скольких песнях встречается слово "колокольчики"? ………..

«Мыслители»

 -Составьте синквейн о Феде.

  

        План работы:

        1  – существительное;

        2 – 2 прилагательных;

        3 – 3 глагола;

        4 – ключевое предложение из текста;

        5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Ответ:

1…………………..  

2. ………………………………………………………………………..  

3. ………………………………………………………………………..

4. ……………………………………………………………………….

5. ……………………………………………………………………….

                                       

                                             «Аналитики»  

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с  ………

Он включил    ..……., достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.

Из репродуктора послышались звуки    ……..  и чей-то голос запел рокочущим густым басом….

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей  ……..

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать  …………………   по столу в такт.

Однозвучно гремит     ……….………, - послышался высокий мужской голос из репродуктора.

Пойду лучше к  ……..  Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

«Консультанты»

- Составить советы как правильно готовить домашнее задание

1……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

2.…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

3.……………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

4.……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

5.……………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

открытый урок по чтению 3 класс

открытый урок по чтению в 3 классе. программа "Школа 2100"...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"

Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...