Урок литературного чтения во 2 классе В.К. Железников "Рыцарь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока, презентация, индивидуальное задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения 2 класс "Рыцарь" В.К. Железников | 24.07 КБ |
Презентация к уроку | 787.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»
Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
Задачи урока:
1. Познавательные УУД:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- развивать творческое мышление
2. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
4. Личностные УУД:
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)
Ход урока
- Самоопределение
Дыхательное упражнение (свеча).
Упражнение «Поставь логическое ударение»
Храбрый рыцарь спас принцессу.
-Кто спас принцессу?
- Какой рыцарь спас принцессу?
-Что сделал храбрый рыцарь?
-Кого спас рыцарь?
2.
-Ребята, а кто такой рыцарь? (Мнения детей)
- А где мы можем узнать значение этого слова? (в толковом словаре)
Чтение определения из словаря учебника.
Слайд 1(изображение рыцаря)
Слайд 2 (определение из словаря Ожегова)
Работа в парах: Каким вы представляете себе рыцаря? Выберете подходящие слова для характеристики этого слова.
- Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? Если да, то где?
- А назвать какого-нибудь человека рыцарем?
-Проверим наши предположения.
3.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, которое называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.
Слайд
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
-Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения. Стр.120
(чтение текста с остановками)
- Чтение и анализ первой части (до слов: “И он, Саша, пошел в глубь гаража”). (читает хорошо читающий ученик)
- Почему Саша подошел к гаражу?
- Почему он знал все марки автомобилей?
- Как Вы понимаете слова «Машины это его страсть?» Толковый словарь.
- Каким представили себе Сашу? Подтвердите свое мнение текстом.
(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин)
- Каким, по вашему мнению представлялся шофер Саше? (шофер казался ему необыкновенным человеком)
- Почему? (разбирался в моторах, умел ездить на машинах)
- Как вы думаете что почувствовал Саша, когда шофер обратил на него внимание? (Радость, гордость)
- как отреагировал Саша на просьбу принести воды? (С радостью захотел помочь)
Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)
-Можем предположить кем хотел стать Саша, когда вырастит? (шофером)
- Что будет дальше и почему?
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “... шофера теперь считал лучшим своим другом”).(читает хорошо читающий ученик)
- Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж? (он боялся)
- Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)
- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)
— Саша еле дотащил полное ведро воды. Почему же он сказал шоферу неправду: «Ерунда, не такие таскал!»? (ему хотелось показать, что он уже большой и достоин быть другом шофера) Работа в парах
- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).
- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
Физминутка. (2 мин)
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов “... и помахал Саше рукой”). (читает учитель)
— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)
- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)
- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)
Подтвердите свое мнение текстом.
— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)
- Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)
- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)
- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.
- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)
-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)
- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.
-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)
- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?
- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)
- Каким представляется нам Саша в конце произведения? Выберете подходящие слова, для характеристики персонажа. Работа в парах
- Давайте сравним, две характеристики рыцаря и Саши. ???
- В начале нашего урока я задала вам вопрос : «Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? А назвать какого-нибудь человека рыцарем?»
- Почему свое произведение автор назвал «Рыцарь»?
- Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек).
4) Чтение рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)
— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
– Как автор передаёт душевное состояние бабушки? (Бабушка испытывала
гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник.
- Вы заметили в тексте многоточие. Что это обозначает? (недосказанность,
что-то пропустили, сократили текст)
- А хотите узнать, что пропущено в рассказе?
«…у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у неё радостно было на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки… Так у неё было хорошо на сердце…»
- Автор передаёт радость души человека - через песню. Когда у человека в
душе радость, ему хочется петь. И говорят «душа поёт», т.е. душа радуется.
- А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)
-Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее «в голове запела старая, забытая песня». Как вы это понимаете? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это.
-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит, на ваш взгляд? (Жива душа человека)
- Рефлексия
- -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Индивидуальное задание.
Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею?
1) Близких надо любить.
2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
3) Надо слушаться старших.
Восстановите план:
План:
1. Саша заступается за бабушку.
2. Знакомство с шофёром.
3. Радостно на сердце.
4. Саша помогает шофёру.
-Что увидели? (план)
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)
-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)
Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:
- Не спеши языком, торопись делом.
- Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
- Сделаешь худо – не жди добра.
-Проверьте. (Слайд).
- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?
(Даже самый маленький человек может быть настоящим … рыцарем)
Выставление оценок
Д/З с.123 №9 по выбору.
-Урок закончен. Спасибо за работу.
«Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,
Тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались
моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. Позднее это слово
стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных,
благородных людей, вставших на защиту слабых и своей Отчизны.
1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)
2) самоотверженный, благородный человек.
Для рыцарей обязательными считались
моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство.
Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.
Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает.
Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.
Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный.
Карточка №1 Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь. Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых. |
Карточка №1 Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь. Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых. |
Карточка №1 Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь. Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых. |
Карточка №1 Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь. Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых. |
Карточка №1 Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь. Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых. |
Карточка №2 Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше. Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный. |
Карточка №2 Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше. Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный. |
Карточка №2 Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше. Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный. |
Карточка №2 Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше. Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный. |
Карточка №2 Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше. Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный. |
Карточка №3
1. Саша заступается за бабушку. 2. Знакомство с шофёром. 3. Радостно на сердце. 4. Саша помогает шофёру. 2. Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею? 1) Близких надо любить. 2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать. 3) Надо слушаться старших. 3. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:
|
Карточка №3
1. Саша заступается за бабушку. 2. Знакомство с шофёром. 3. Радостно на сердце. 4. Саша помогает шофёру. 2. Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею? 1) Близких надо любить. 2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать. 3) Надо слушаться старших. 3. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу: 1)Не спеши языком, торопись делом. 2)Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. 3)Сделаешь худо – не жди добра. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. 2 ) самоотверженный, благородный человек, готовый защищать слабых, честный, мужественный.
В. Железников «Рыцарь»
Самопроверка 1. Знакомство с шофёром . 2. Саша помогает шофёру . 3 . Саша заступается за бабушку . 4. Радостно на сердце.
главная мысль рассказа Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
Пословица, которая подходит к рассказу Сделаешь худо – не жди добра.
Домашнее задание Стр. 123 №9 по выбору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...