Урок литературного чтения во 2 классе В.К. Железников "Рыцарь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока, презентация, индивидуальное задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь»,  используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.

Задачи урока:

1. Познавательные УУД:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

2. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

4. Личностные УУД:

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)

Ход урока

  1. Самоопределение

Дыхательное упражнение (свеча).

Упражнение «Поставь логическое ударение»

Храбрый рыцарь спас принцессу.

-Кто спас принцессу?

- Какой рыцарь спас принцессу?

-Что  сделал храбрый рыцарь?

-Кого спас рыцарь?

    2.  

-Ребята, а кто такой рыцарь? (Мнения детей)

- А где мы можем узнать значение этого слова? (в толковом словаре)

Чтение определения из словаря учебника.

Слайд 1(изображение рыцаря)

Слайд 2 (определение из словаря Ожегова)

Работа в парах: Каким вы представляете себе рыцаря? Выберете подходящие слова для характеристики этого слова.

- Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? Если да, то где?

- А назвать какого-нибудь человека рыцарем?

-Проверим наши предположения.

3.

– Сегодня на уроке  мы познакомимся с произведением, которое называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.

 Слайд

– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

-Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения. Стр.120

 (чтение текста с остановками)

  1. Чтение и анализ первой части (до слов: “И он, Саша, пошел в глубь гаража”). (читает хорошо читающий ученик)

 - Почему Саша подошел к гаражу?

     - Почему он знал все марки автомобилей?

     - Как Вы понимаете слова «Машины это его страсть?» Толковый словарь.

 - Каким представили себе Сашу? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки  советских машин)

- Каким, по вашему мнению представлялся шофер Саше? (шофер казался ему необыкновенным человеком)

- Почему? (разбирался в моторах, умел ездить на машинах)

- Как вы думаете что почувствовал Саша, когда шофер обратил на него внимание? (Радость, гордость)

- как отреагировал Саша на просьбу принести воды? (С радостью захотел помочь)

 Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

 -Можем предположить кем хотел стать Саша, когда вырастит? (шофером)

- Что будет дальше и почему?

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “... шофера теперь считал лучшим своим другом”).(читает хорошо читающий ученик)

- Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж? (он боялся)

- Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему?  Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)

— Саша еле дотащил полное ведро воды. Почему же он сказал шоферу неправду: «Ерунда, не такие таскал!»?  (ему хотелось показать, что он уже большой и достоин быть другом шофера) Работа в парах

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

Физминутка. (2 мин)

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов “... и помахал Саше рукой”). (читает учитель)

— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)

- Как вы думаете, а  отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом.

— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)

 - Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)

- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)

- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)

- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.

-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)

- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

  - Каким представляется нам Саша в конце произведения? Выберете подходящие слова, для характеристики персонажа. Работа в парах

- Давайте сравним, две характеристики рыцаря и Саши. ???

- В начале нашего урока я задала вам вопрос : «Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? А назвать какого-нибудь человека рыцарем?»

- Почему свое произведение автор назвал «Рыцарь»?

- Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек).

4) Чтение  рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

– Как автор передаёт душевное состояние бабушки?  (Бабушка испытывала

 гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник.

    -  Вы заметили в тексте многоточие. Что это обозначает? (недосказанность,

что-то пропустили, сократили текст)

    - А хотите узнать, что пропущено в рассказе?

«…у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так  у неё радостно было на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки… Так у неё было хорошо на сердце…»

    -  Автор передаёт радость души человека  - через песню. Когда у человека в

 душе радость, ему хочется петь. И говорят «душа поёт», т.е. душа радуется.

    - А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)

-Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее  «в голове запела старая, забытая песня». Как вы это понимаете? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это.

-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит, на ваш взгляд? (Жива душа человека)

  1. Рефлексия
  2. -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Индивидуальное задание.

Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею?

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

    Восстановите план:          

    План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

-Что увидели? (план)

-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

  1. Не спеши языком, торопись делом.
  2. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Сделаешь худо – не жди добра.

-Проверьте. (Слайд).

- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?

(Даже самый маленький человек может быть настоящим … рыцарем)

Выставление оценок

Д/З с.123 №9 по выбору.   

-Урок закончен. Спасибо за работу.

«Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,

Тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались

моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. Позднее это слово

 стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных,

благородных людей, вставших на защиту слабых и своей Отчизны.

1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.

Для рыцарей обязательными считались

моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство.

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает.

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник, обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №1

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых.

Карточка №1

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых.

Карточка №1

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых.

Карточка №1

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит, защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых.

Карточка №1

Подчеркните те слова, которые могут относиться к слову рыцарь.

Ленивый, сильный, ухаживает за животными, благородный, много говорит,

защищает слабых, трус, воин, сражается, мужественный, обижает слабых.

Карточка №2

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник,

обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №2

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник,

обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №2

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник,

обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №2

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник,

обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №2

Подчеркните те слова, которые можно отнести к Саше.

Вспыльчивый, смелый, невоспитанный, заступился за бабушку, трус, защитник,

обижает слабых, решительный, благородный.

Карточка №3

  1. Восстановите план:          

                  1. Саша заступается за бабушку.

                  2. Знакомство с шофёром.

                  3. Радостно на сердце.

                  4. Саша помогает шофёру.

2. Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею?

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

   3. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

  1. Не спеши языком, торопись делом.
  2. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Сделаешь худо – не жди добра.

Карточка №3

  1. Восстановите план:          

                  1. Саша заступается за бабушку.

                  2. Знакомство с шофёром.

                  3. Радостно на сердце.

                  4. Саша помогает шофёру.

2. Какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею?

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать,  заботиться о них, защищать.

3)  Надо слушаться старших.

   3. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

1)Не спеши языком, торопись делом.

2)Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

     3)Сделаешь худо – не жди добра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храбрый рыцарь спас принцессу.

Слайд 3

1) Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. 2 ) самоотверженный, благородный человек, готовый защищать слабых, честный, мужественный.

Слайд 4

В. Железников «Рыцарь»

Слайд 5

Самопроверка 1. Знакомство с шофёром . 2. Саша помогает шофёру . 3 . Саша заступается за бабушку . 4. Радостно на сердце.

Слайд 6

главная мысль рассказа Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

Слайд 7

Пословица, которая подходит к рассказу Сделаешь худо – не жди добра.

Слайд 9

Домашнее задание Стр. 123 №9 по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...