Рабочая программа для 3 класса по литературному чтению "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Чижмакова Марина Валерьевна

Рабочая программа для 3 класса по литературному чтению "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie_3.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Образовательная система «Школа 2100»

                                                                     136 часов(4 часа в неделю)

       Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 3 класса «В одном счастливом детстве» в 2 частях и рабочими тетрадями. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Учебный план ГБОУ Школа № 1245 на 2017-2018 учебный год.

  1. Содержание учебного курса.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения, принцип актуализации тематики чтения, принципа идейно-художественной значимости, принцип целостного восприятия художественного произведения, а также монографический принцип.

В 3-м классе дети читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Реализация принципа идейно-художественной значимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, когда дети работают с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.

  • Для заучивания наизусть учащимся будут предлагаться все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие отрывки прозы (от 3-4 до 7-8 предложений). Круг детского чтения.
  • Техника чтения.
  • Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  • Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  • Литературоведческая пропедевтика.
  • Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Техника чтения

  • На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
  • 1) способ чтения – чтение целыми словами;
  • 2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • 3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;
  • 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.
  • Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  • Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).
  • Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.
  • Развитие умений:
  • – выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • –  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • – составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • – сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • – самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;
  • –  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;
  • – использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

  • Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.
  • Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:
  • – портрет;
  • – детали биографии (что известно о его жизни);
  • – черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;
  • – речь  героя как средство его характеристики;
  • – отношение автора к герою;
  • – собственное отношение к герою, его обоснование.
  • Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.
  • Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
  • Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

  • Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
  • Пьеса. Признаки драматического произведения.
  • Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

  • – подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • – выборочному пересказу текста;
  • – словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • –составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • – составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • –составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и
  • небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.
  • Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
  • Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений, иллюстрирование, инсценирование.

  1. Планируемые результаты курса “Литературное чтение”.

1.Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

•знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;

• представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;

• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.

• умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

• навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).

Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии определяется триадой: «знаю, понимаю, могу».

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Прощание с летом

Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

6

Летние   путешествия  и  приключения  

Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

18

Природа   летом  

Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

8

Уроки и переменки

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

14

«Глухая  пора   листопада...»  

Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

7

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...»

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

15

«Поет зима, аукает...»

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

10

Животные в нашем доме

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

8

Мы с мамой  и папой  

Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

10

«Наполним  музыкой   сердца...»  

Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

 8

День смеха

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

3

«О, весна,  без конца  и без краю...»

Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

6

День  Победы  

Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

5

Родная  земля  

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

10

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению

№ п/п

Содержание раздела

 (темы)

Кол-во часов

1.

Прощание с летом

6

2.

Летние путешествия и приключения

18

3.

Природа летом

8

4.

Уроки и переменки

14

5.

«Глухая пора листопада...»

7

6.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...»

15

7.

«Поет зима, аукает...»

10

8.

Животные в нашем доме

8

9.

Мы с мамой и папой

10

10.

«Наполним музыкой сердца...»

8

11.

День смеха

3

12.

«О, весна, без конца и без краю...»

6

13.

День Победы

5

14.

Родная земля

10

15.

Итого:

128 ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению

В рабочей программе представлены все разделы по ФГОС, также есть календарно - тематическое планирование. ( 3 класс , программа 2100 , 4 часа в неделю )...

Рабочая программа 4 класс ИЗО ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе:Программы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Ш...

Рабочая программа 4 класса по УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, содержание предмета, ууд по русскому языку, чтению, окружающему миру для 4 класса "Школы 2100" по ФГОС...

Рабочая программа 2 класс по литературному чтению "Школа 2100"

Рабочая программа  2 класс по программе "Школа 2100" Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению ( 3 часа в неделю) для 3 класса на 2015 - 2016 учебный год, авторы Бунеев Р.Н. и др....

Рабочая программа 1 класс Образовательная система " Школа 2100"

Рабочая программа по курсу разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Бунеева....

Рабочая программа 4 класс окружающий мир "Школа 2100" с ВПМ "Краеведение"

Рабочая программа 4 класс окружающий мир "Школа 2100" с ВПМ "Краеведение"...