Рабочая программа для 3 класса по литературному чтению "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа для 3 класса по литературному чтению "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._chtenie_3.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Образовательная система «Школа 2100»
136 часов(4 часа в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 3 класса «В одном счастливом детстве» в 2 частях и рабочими тетрадями. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Учебный план ГБОУ Школа № 1245 на 2017-2018 учебный год.
- Содержание учебного курса.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения, принцип актуализации тематики чтения, принципа идейно-художественной значимости, принцип целостного восприятия художественного произведения, а также монографический принцип.
В 3-м классе дети читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Реализация принципа идейно-художественной значимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, когда дети работают с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.
- Для заучивания наизусть учащимся будут предлагаться все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие отрывки прозы (от 3-4 до 7-8 предложений). Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Техника чтения
- На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
- 1) способ чтения – чтение целыми словами;
- 2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- 3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
- Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
- Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
- Развитие умений:
- – выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- – самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
- – составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
- – сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- – самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
- – самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
- – использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.
- Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
- Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
- – портрет;
- – детали биографии (что известно о его жизни);
- – черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
- – речь героя как средство его характеристики;
- – отношение автора к герою;
- – собственное отношение к герою, его обоснование.
- Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
- Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
- Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
- Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
- Пьеса. Признаки драматического произведения.
- Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
- – подробному и краткому пересказу текста по плану;
- – выборочному пересказу текста;
- – словесному рисованию картин к художественным текстам;
- –составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
- – составлению устных рассказов от имени одного из героев;
- –составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и
- небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
- Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
- Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений, иллюстрирование, инсценирование.
- Планируемые результаты курса “Литературное чтение”.
1.Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
•знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;
• представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
• умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
• навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии определяется триадой: «знаю, понимаю, могу».
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов |
Прощание с летом | Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. | 6 |
Летние путешествия и приключения | Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. | 18 |
Природа летом | Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. | 8 |
Уроки и переменки | Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. | 14 |
«Глухая пора листопада...» | Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. | 7 |
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» | Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве. | 15 |
«Поет зима, аукает...» | Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике. | 10 |
Животные в нашем доме | Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. | 8 |
Мы с мамой и папой | Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. | 10 |
«Наполним музыкой сердца...» | Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. | 8 |
День смеха | Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора. | 3 |
«О, весна, без конца и без краю...» | Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. | 6 |
День Победы | Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. | 5 |
Родная земля | Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле. | 10 |
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов |
1. | Прощание с летом | 6 |
2. | Летние путешествия и приключения | 18 |
3. | Природа летом | 8 |
4. | Уроки и переменки | 14 |
5. | «Глухая пора листопада...» | 7 |
6. | «И кот ученый свои мне сказки говорил...» | 15 |
7. | «Поет зима, аукает...» | 10 |
8. | Животные в нашем доме | 8 |
9. | Мы с мамой и папой | 10 |
10. | «Наполним музыкой сердца...» | 8 |
11. | День смеха | 3 |
12. | «О, весна, без конца и без краю...» | 6 |
13. | День Победы | 5 |
14. | Родная земля | 10 |
15. | Итого: | 128 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс по литературному чтению
В рабочей программе представлены все разделы по ФГОС, также есть календарно - тематическое планирование. ( 3 класс , программа 2100 , 4 часа в неделю )...
Рабочая программа 4 класс ИЗО ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе:Программы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Ш...
Рабочая программа 4 класса по УМК "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, содержание предмета, ууд по русскому языку, чтению, окружающему миру для 4 класса "Школы 2100" по ФГОС...
Рабочая программа 2 класс по литературному чтению "Школа 2100"
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа 2100" Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев...
Рабочая программа 3 класс по литературному чтению "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению ( 3 часа в неделю) для 3 класса на 2015 - 2016 учебный год, авторы Бунеев Р.Н. и др....
Рабочая программа 1 класс Образовательная система " Школа 2100"
Рабочая программа по курсу разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Бунеева....
Рабочая программа 4 класс окружающий мир "Школа 2100" с ВПМ "Краеведение"
Рабочая программа 4 класс окружающий мир "Школа 2100" с ВПМ "Краеведение"...