Рабочая программа 4 класс ИЗО ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе:
Программы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2010г.) О.А. Куревиной, Е.Д.Ковалевской. Пояснительная записка соответствует примерным программам ФГОС начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе: | 112.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по предмету изобразительное искусство
класс 4 «Г» , 35 часов (за год)
Составитель: Мартышева Наталия Александровна,
высшая категория
Новоуральский городской округ
20 12 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 9-10 лет на основе:
- Программы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2010г.) О.А. Куревиной, Е.Д.Ковалевской.
- федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312);
- учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов на 2013-2014 учебный год;
С учётом:
- методической темы школы на 2013- 2014 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС с 2012-2017 г.г
- методической темы учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"
Курсовая подготовка педагога:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: содержание технологии введения» Нижнетагильский филиал ГОУДПО «ИРРО Свердловской области» | 72 ч. | от 24.08.2010 года | Удостоверение №491 |
Содержание и технология введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Новоуральского горнозаводского округа» ГБОУ ДПО СО «ИРРО» | 24 ч | От 11 ноября 2010 | Свидетельство№ 318-10 |
Интерактивные информационные средства в образовательном процессе. Екатеринбург | 80 ч | 11.01-21.01 2012 | Удостоверение №65 |
« Информационные- коммуникативные ресурсы современного урока, ФГБОУ ВПО « Российский химико- технологический университет имени Д.И. Менделеева. Москва | 72 ч. | 29.11- 07.12 2012 | Удостоверение № 4339 от 07.12.2012 |
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
I. Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
- системно- деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционального, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Использование большего числа вариативных тем и творческих заданий, связанных с различными видами художественной деятельности позволит закрепить знания основ языка искусств, навыки художественной деятельности и восприятия искусства.
Разделы курса:
- Восприятие искусства и виды деятельности. (раскрывает содержание учебного материала)
- Азбука искусства. Как говорит искусство? (дает инструментарий для практической реализации курса).
- Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий)
- Опыт художественно-творческой деятельности (содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.
Все разделы об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
Виды деятельности учащихся:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись) –
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч.
1 класс - 33 часа в год
2-4 классы- по 34 часа в год
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
- Планируемые результаты:
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; основы анализа произведения искусства
Овладеют практическими умениями в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно- прикладном искусстве.
Научатся понимать образную природу искусства: давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно- творческой деятельности
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Обучающийся научится:
- Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- Эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами языка;
- Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. Объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- Видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- Высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел « Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
- Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшения человека;
- Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- Использовать декоративные элементы, геометрические растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России ( с учётом местных условий)
Обучающийся получит возможность научиться:
- Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства.
Раздел « Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Обучающийся научится:
- Осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
- Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- Решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- Передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления ит.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
1, 2. класс
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям пхудожественных произведений, к их поступкам.
3, 4 класс
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
- чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Регулятивные УУД:
1,2 класс
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
3,4 класс
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
1, 2 класс
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3,4 класс
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
1, 2 класс
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
3.4 класс
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение задавать вопросы.
- Содержание учебного предмета
Восприятие произведений искусства.
- Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
- Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
- Человек,мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
- Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи.
- Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок.
- Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами.
- Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
- зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
- Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись.
- Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
- Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
- Образы природы и человека в живописи.
Скульптура.
- Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.
- Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство.
- Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
- Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
- Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
- Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
- Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
- Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
- Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
- Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
- Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
- Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов.
- Образы архитектуры и декоративно- прикладного искусства.
Родина моя — Россия.
- Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения.
- Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту.
- Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно - творческой деятельности
- Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструкторской деятельности.
- Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
- Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
- Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
- Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
- Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
- Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
- Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
3 к л а с с
№Уч. неделя | №урока | тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Формы контроля | Домашнее задание | ||||
план | факт | Основные понятия (разделу) | Основные умения | Форма организации учебной деятельности | ||||||
Раздел 1 Жанры живописи. - 8ч | ||||||||||
1. | 1.1. | Жанры живописи Натюрморт | 1 | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж | Уметь анализировать форму, цвет | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
2. | 1.2. | Жанры живописи. пейзаж (акварель) | 1. | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура ) | Уметь отражать в рисунке природные явления | Развитие навыков наблюдательности | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
3. | 1.3. | Основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению | 1 | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет) | Уметь анализировать форму, цвет. | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев | Выставка рисунков, оценки | |||
4. | 1.4. | Портрет. Какие бывают портреты. | 1. | Знать форму изображения круга | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов | Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
5. | 1.5. | Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе» | 1 | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | Выставка рисунков, оценки | |||
6. | 1.6. | Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» (акварель) | 1 | Знать правила смешения основных красок | Уметь анализировать форму, цвет, пропорции | Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком | Выставка рисунков, оценки | |||
7. | 1.7. | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь | 1 | Знать о цветовом контрасте | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – понимать «язык» украшений. | Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой | Выставка рисунков, оценки | |||
8. | 1.8. | Беседа «Сказка в произведениях русских худож- | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства | Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-офор- мительской графике | ||||
Раздел 2. В мире сказок.( 8 часов ) | ||||||||||
9. | 2.1 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Знать понятие «иллюстрация». | Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Развитие навыков композиционного мышления и воображения. | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
10 | 2.2 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш, ) | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); | Развитие навыков рисования по воображению. | Выставка рисунков, оценки | |||
11 | 2.3 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» ( гуашь) | 1 | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов | Уметь: – анализировать произведения изобразительного искусства; – самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности | Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
12 | 2.4 | Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» (карандаш) | 1 | Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру | ||||
13 | 2.5 | Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков. | 1 | Знать о пропорциях и пространственномрасположении предметов, фигурок | Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразитель- ного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
14 | 2.6 | Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь) | 1 | Знать что такое «композиция» | Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
15 | 2.7 | Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки» (карандаш, акварель) | 1 | Знать о различных предметы народного орнаментального искусства | Уметь: – объяснять последовательность выполнения рисунка; – выполнить самосто-ятельно эскизы елочных игрушек-украшений | Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
16 | 2.8 | Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» (карандаш, гуашь) | 1 | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. | Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
Раздел 3. Труд и отдых людей зимой и весной. ( 10 часов) | ||||||||||
17 | 3.1 | Рисование с натуры по памяти и по представлению«Труд людей зимой и весной» | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь: – составлять композицию; – обсуждать композиции рисунков; – правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений | Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине | Выставка рисунков, оценки | |||
18 | 3.2 | Декоративное рисование «Орнамент в круге» (восковые мелки, фломастеры, пастель) | 1 | Знать как пользоваться различными художественными материалами (мелки, фломастеры) | Уметь: – последовательно работать над декоративным рисунком; – выбирать растительный сюжет для узора. | Формирование у детей навыков последователь- ной работы над орнаментом. | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
19 | 3.3 | Рисование с натуры «Орудия труда человека» (карандаш) | 1 | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | ||||
20 | 3.4 | Рисование с натуры «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь) | 1 | Знать: – произведения декоративно-прикладного искусства; – традиции народного творчества. | Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. | Выставка рисунков, оценки | |||
21 | 3.5 | Лепка фигурок по мотивам народных сказок | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | Выставка работ, оценки | |||
22 | 3.6 | Беседа на тему «Красота в умелых руках» | 1 | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка | Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | ||||
23 | 3.7 | Лепка «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» | 1 | Знать особенности композиции узора в квадрате. | Уметь: – показывать общее и разное в образных решениях; – заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. | Анализ выставленных рисунков, оценки | |||
24 | 3.8 | Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные (карандаш) | 1 | Знать: – особенности изображения жизни домашних животных; – художников-анималистов и их произведения | Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное | Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным | ||||
25 | 3.9 | Лепка животных с натуры и по памяти | 1 | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | Выставка работ, оценки | |||
26 | 3.10 | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) | 1 | Знать цветовую окраску предметов. | Уметь: – видеть сюжет; – построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; – детально прорисовать деда Мазая и зайцев | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе | Выставка рисунков, оценки | |||
Раздел 4. В каждом рисунке солнце. ( 8 часов) | ||||||||||
27 | 4.1 | Беседа на тему: «Большое космическое путешествие» | 1 | Знать о космосе; – зрительном образе космоса; – об освоении космоса. | Уметь: – работать командами (экипажами) над композициями космического пространства; – выполнять работу в контрастном колорите | Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов. Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания | ||||
28 | 4.2 | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | 1 | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов | Выставка работ, оценки | |||
29 | 4.3 | Рисование с натуры «Ветка вербы» (акварель) | 1 | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске веточки вербы | Уметь: – передавать пространственное положение ветки вербы; | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы | Выставка рисунков, оценки | |||
30 | 4.4 | Декоративное рисование «Цветочный хоровод» | 1 | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные | Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | ||||
31 | 4.5 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | 1 | Знать стихи о весне | Уметь: – наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; – анализировать свои впечатления; – высказывать свое восхищение красотой родной природы | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | Выставка работ, оценки | |||
32 | 4.6 | Рисование с натуры весенних цветов | 1 | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы) | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | ||||
33 | 4.7 | Весенняя сказка цветов Аппликация | 1 | Знать особенности работы в технике . | Уметь: – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; – анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | . Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Выставка рисунков, оценки | |||
34 | 4.8 | Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель) | 1 | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета | Уметь: – составлять композиции; – анализировать репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою | Выставка работ, оценки |
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Вспомни! | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать средства художественной выразительности. Ритм. Цвет. Форма | Иметь представление о художественном образе. Уметь делать простейший анализ художественного произведения | Текущий контроль: вопросы на с. 2–3 | Фреска, мозаика, витраж | Учебник, с. 2–3, ответить на вопросы | ||
2 | Вспомни! | 1 | Проектный урок | Под контролем учителя выполнять анализ образца изделия, планировать последовательность операций, контролировать качество работы | Уметь анализировать образец изделия | Текущий контроль: анализ. Панно | Рабочая тетрадь, с. 1–3 | |||
Раздел 1. жизнь и деятельность человека (17 часов) | ||||||||||
3 | Источники информации. Изобразительное искусство | 1 | Урок развития умений и навыков | Понятие об источниках информации. Изобразительное искусство как вид искусства; особенности жанра | Знать выдающихся художников России. Уметь делать простейший анализ художественного произведения, выполнять образец изделия с использованием инструкционной карты | Текущий контроль: вопросы, на с. 4–5 | Эпоха, информация | Учебник, с. 4–5; рабочая тетрадь, с. 4–5 | ||
4 | Источники информации. Реальный и ирреальный миры | 1 | Проектный урок | Уметь делать разметку с помощью кальки | Уметь делать простейший анализ художественного произведения, анализ образца с использованием инструкционной карты | Текущий контроль: вопросы на с. 6–7 | Реальное и ирреальное | Учебник, с. 6–7; рабочая тетрадь, с. 6–7 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5 | Источники информации. Прикладное искусство | 1 | Урок-экскурсия (в краеведческий музей) | Посещение музея (краеведения, прикладного искусства); ознакомление с экспонатами | Уметь давать оценку произведениям искусства (высказывать собственное мнение) | Текущий контроль: вопросы на с. 8–9 | Прикладное искусство | Учебник, с. 8–9 | ||
6 | Источники информации. Прикладное искусство | 1 | Урок развития умений и навыков | Понятие о прикладном искусстве; особенности, разнообразие данного вида искусства | Знать средства художественной выразительности в живописи, скульптуре, архитектуре | Текущий контроль. Рисунок | Рабочая тетрадь, с. 8–9 | |||
7 | Источники информации. Архитектура | 1 | Урок развития умений и навыков | Понятие об архитектуре; особенности, средства художественной выразительности | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения | Текущий контроль. Рисунок | Архитектура | Рабочая тетрадь, с. 8–9 | ||
8 | Источники информации. Мода | 1 | Урок развития умений и навыков | Понятие о моде, художественном вкусе; направления моды | Уметь давать оценку произведениям искусства (высказывать собственное мнение) | Текущий контроль. Вопросы на с. 10–11 | Мода. Мировоззрение | Учебник, с. 10–11 | ||
9 | Источники информации. Мода | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | Под контролем учителя выполнять анализ образца изделия | Уметь анализировать образец изделия | Текущий контроль. Кукла | Рабочая тетрадь, с. 10–11 | |||
10 | Источники информации. Мода | 1 | Проектный урок. Практическая реализация проекта | Уметь соединять детали петельным швом, делать разметку с помощью масштабной сетки | Уметь осуществлять организацию и планирование собствен ной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Кукла | Рабочая тетрадь, с. 12–13 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
11 | Источники информации. Мода | 1 | Проектный урок. Защита проектов | Уметь пришивать пуговицы, кружево | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделия | Текущий контроль. Кукла | Рабочая тетрадь, с. 14–15 | |||
12 | Источники информации. Интерьер | 1 | Урок-экс-курсия (краеведческий музей или заочно по Эрмитажу, с компьютерной под- держкой) | Иметь представление о единстве формы и содержания | Уметь выражать собственное мнение о произведениях искусства при посещении выставок, музеев | Текущий контроль. Составление рассказа-описания | Интерьер. Цитирование | Учебник, с. 12–13. Составить рассказ «Моя комната» | ||
13 | Источники информации. Книги | 1 | Урок-лекция с компьютерной поддержкой или библиотечный урок | Иметь представление об истории создания книг, значение книг для развития культуры народов | Знать основные источники информации | Текущий контроль. Какие мастера участвуют в создании современной книги | Папирус | Учебник, с. 14–15, ответить на вопросы | ||
14 | Источники информации. Книги | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь осуществлять ремонт разорванных страниц и выпавших листов | Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам | Текущий контроль. Ремонт книги | Выявление дефектов и их устранение. Несложный ремонт книг | Рабочая тетрадь, с. 16–17 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
15 | Источники информации. Книги | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | Уметь осуществлять анализ образца изделия, планирование и последовательность технологических операций | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Книжка-малышка | Рабочая тетрадь, с. 19–21. Выполнить задание | |||
16 | Источники информации. Книги | 1 | Проектный урок. Защита проектов | Презентация проектов изготовленных книжек-малышек | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Книжка-малышка | Рабочая тетрадь, с. 21 | |||
17 | Источники информации. Фотография | 1 | Урок развития умений и навыков | Свет и тень | Знать основные средства художественной выразительности | Текущий контроль. Коллаж | Фотография. Фотограф. Фотохудожник | Рабочая тетрадь, с. 22. Изготовить коллаж на тему «Мои летние каникулы» | ||
18 | Источники информации. Компьютер | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | Компьютер как средство электронно-вычисли-тельной техники; назначение; работа в программе текстового редактора | Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере | Текущий контроль. Создание и редактирование текста | Учебник, С. 18–19 | |||
19 | Источники информации. Компьютер | 1 | Проектный урок. Защита проекта | Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере | Рабочая тетрадь, с. 23. Изготовить календарь |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 2. в мастерской творца (11 часов) | ||||||||||
20 | Название | 1 | Урок развития навыков и умений | Описание и анализ произведений искусства | Уметь давать оценку произведениям искусства (высказывать собственное мнение) | Текущий контроль. Вопросы, с. 20–21 | Учебник, с. 20–21 ответить на вопросы | |||
21 | Конструкция | 1 | Урок-лекция с компьютерной поддержкой | Ознакомление с многообразием устройств технических средств, выполненных на основе конструкционных технологий | Знать область применения и назначение различных машин, технических устройств | Текущий контроль. Рисунок | Конструкция | Учебник, с. 22–23. Рисунок на тему «Автомобиль будущего» | ||
22 | Конструкция | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь делать разметку с помощью циркуля, осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты | Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам | Текущий контроль. Рельефная звездочка | Рабочая тетрадь, с. 25–26. Изготовить рельефную звездочку | |||
23 | Композиция. Схемы композиций | 1 | Урок объяснения нового материала | Знать основные типы композиций | Знать основные средства художественной выразительности | Текущий контроль. Композиция | Циклическая, горизонтальная, вертикальная, диагональная композиция. Рондо | Учебник, с. 24–25 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
24 | Композиция | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь осуществлять композиционные построения в соответствии с заданной схемой | Уметь применять основные средства художественной выразительности | Текущий контроль. Аппликация. Натюрморт | Рабочая тетрадь, с. 27 | |||
25 | Композиция в музыке и живописи | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) | Уметь применять основные средства художественной выразительности | Текущий контроль. Вопросы на с. 27 | Соната. Импровизация | Учебник, с. 26–27. Ответить на вопросы | ||
26 | Композиция | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | Знать простейшие приемы декоративно-прикладного искусства | Знать произведения народных промыслов России | Текущий контроль. Орнамент | Рабочая тетрадь, с. 28–29. Выполнить задание | |||
27 | Композиция | 1 | Проектный урок. Защита проекта | Уметь применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах | Текущий контроль. Орнамент | Изразцы | Рабочая тетрадь, с. 28–29. Выполнить задание | |||
28 | Числовые данные | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать название и роль основных средств ввода данных в компьютер. | Уметь использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач | Текущий контроль |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
29 | Пропорции | 1 | Урок – заочная экскурсия в музей изобразительного искусства | Уметь выполнять простейшие расчеты с помощью программы «калькулятор» | Иметь опыт восприятия произведений изобразительного искусства | Текущий контроль. Вопросы на с. 29 | Пропорциональность | Учебник, с. 28–29. Ответить на вопросы | ||
30 | Вычисление на компьютере | 1 | Урок развития знаний и умений | Уметь использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач | Текущий контроль. Инструктаж | |||||
Раздел 3. ритм (21 час) | ||||||||||
31 | Живопись и прикладное искусство | 1 | Проектный урок Разработка проекта | Уметь анализировать образец с опорой на инструкционную карту | Уметь использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ | Текущий контроль. Декоративное панно | Рабочая тетрадь, с. 30–31 | |||
32 | Живопись и прикладное искусство | 1 | Проектный урок | Уметь отличать живописные работы от произведений прикладного искусства, характеризовать их особенности | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Декоративное панно | Рабочая тетрадь, с. 31–32 | |||
33 | Редактирование текста | Урок развития умений и навыков | Знать основные способы ввода текстовых данных в компьютер, уметь переключать раскладку клавиатуры, корректировать ошибки ввода, выполнять выделение текста с помощью мыши, вызывать контекстное меню | Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации | Текущий контроль Выполнение текста с помощью мыши |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
34 | Архитектура | 1 | Урок-игра с компьютерной поддержкой | Знать влияние технологической деятельности на окружающую среду | Знать влияние технологической деятельности на окружающую среду | Текущий контроль. Вопросы на с. 33 | Учебник, с. 32–33. Ответить на вопросы | |||
35 | Декоративно- прикладное искусство | 1 | Урок развития умений и навыков | Работа над совершенствованием навыков овладения технологией аппликации | Уметь выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач | Текущий контроль. Аппликация | Учебник, с. 34–35. Рабочая тетрадь, с. 30. Ритмический рисунок из геометричес-ких фигур | |||
36 | Перспектива | 1 | Урок развития умений и навыков | Понятие о перспективе. Упражнение в создании рисунка на основе знаний о перспективе | Знать основные средства художественной выразительности | Текущий контроль. Вопросы на с. 36–37. Рисунок | Прямая и обратная перспектива | Учебник, с. 36–37. Ответить на вопросы. Рабочая тетрадь, с. 35. Рисунок | ||
37 | Редактирование текста | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать название основных элементов управления, предназначенных для ввода текстовых данных в компьютер, основные способы ввода текстовых данных в компьютер | Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации | Текущий контроль. Выполнить набор прописных и строчных букв |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
38 | Колорит | 1 | Урок развития умений и навыков | Цветовой круг. Понятие о колорите. Практическое применение знаний о колорите в изобразительной деятельности | Уметь различать теплые и холодные цвета | Текущий контроль. Теплый и холодный колорит | Учебник, с. 40–41. Ответить на вопросы | |||
39 | Колорит | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь различать теплые и холодные цвета | Текущий контроль. Теплый и холодный колорит. Коллаж | Рабочая тетрадь, с. 36–37. Выполнить коллаж, выбрав нужный колорит | ||||
40 | Материал и фактура | 1 | Урок-лек-ция с компьютерной поддержкой | Элементарные сведения по материаловедению: многообразие материалов для применения в изобразительной деятельности; понятие о фактуре | Иметь опыт восприятия произведений изобразительного искусства | Текущий контроль. Вопросы на с. 42–43 | Фактура | Учебник, с. 42–43. Ответить на вопросы | ||
41 | Фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы),основные приёмы выполнения выпуклых изображений | Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам | Текущий контроль. Выбор инструментов, материала | Рабочая тет-радь, с. 39, отработать основные приемы выпуклых изо-бражений | |||
43 | Фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Иметь опыт самостоятельной творческой деятельности (выбор сюжета в соответствии с интерьером, создание эскиза) | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Создание эскиза | Рабочая тет-радь, с. 40. Чеканка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
44 | Операции с текстовыми данными | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать приемы редактирования текста с помощью мыши, приёмы использования контекстного меню | Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере | Текущий контроль. Редактирование текста. Инструктаж | ||||
45 | Материал и фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Практическая отработка технологических операций | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Петельная и крестообразная строчки | Учебник, с. 44–45. Рабочая тет-радь, с. 41. Выполнить петельную и крестообразную строчку | |||
46 | Материал и фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь применять основные свойства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит). Приемы бумагопластики и торцевания | Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи | Текущий контроль. Фактура в создании образа. Изделие из яичной скорлупы | Торцевание | Рабочая тетрадь, с. 43. Выполнить прием торцевания | ||
47 | Материал и фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь применять основные свойства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит). Приемы бумаго-пласти-ки и торцевания | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами | Текущий контроль. Фактура в создании художественного образа. Орнамент | Торцевание | Рабочая тет-радь, с. 44. Выполнить задание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
48 | Материал и фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами | Текущий контроль. Макет | Рабочая тетрадь, с. 45–47. Изготовить макет | ||||
49 | Операции с текстовыми данными | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать приемы редактирования текста с помощью мыши, знать приёмы использования контекстного меню | Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере | Текущий контроль. Редактирование текста | ||||
50 | Материал и фактура | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь самостоятельно выполнять анализ образца, планировать последовательность выполнения операций, контролировать качество, выбирать инструменты | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами | Текущий контроль. Цилиндр | Рабочая тетрадь, с. 47. Изготовить цилиндр | |||
51 | Компьютерная графика | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать основные способы ввода графических данных, основные виды компьютерной графики. Уметь выделять основные элементы изображений для различных видов компьютерной графики | Уметь использовать компьютерные программы для решения практических задач | Текущий контроль. Основные виды компьютерной графики | ||||
52 | В залах Политехнического музея | 1 | Урок – заочная экскурсия с компьтерной поддержкой | Иметь опыт оценки художественных произведений при посещении музеев, выставок | Знать область применения и назначение различных машин и технических устройств | Текущий контроль. Вопросы на с. 47 | Политехнический музей | Учебник, с. 46–47. Ответить на вопросы, с. 47 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 4. давным-давно (9 часов) | ||||||||||
53 | Классицизм | 1 | Урок – заочная экскурсия (Павловский дворец) | Иметь опыт оценки художественных произведений при посещении музеев, выставок | Уметь давать оценку (высказывать свое мнение) произведениям искусства при посещении музеев, выставок | Текущий контроль. Пластический этюд | Классицизм. Сонатное аллегро | Учебник, с. 48–49. Пластический этюд по картине Караффа «Клятва Горациев» | ||
54 | Романтизм | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | Уметь самостоятельно выполнять анализ образца, планировать последовательность выполнения операций, контролировать качество, выбирать инструменты | Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи | Текущий контроль. Макет | Романтизм | Учебник, с. 50–51, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь, с. 48–49, выполнить задание | ||
55 | Романтизм | 1 | Проектный урок. Практическая реализация проекта | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Макет | Рабочая тетрадь, с. 48–49, выполнить задание | ||||
56 | Операции с графическими данными | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать приемы работы с графическими данными, прием заливки замкнутых контуров | Уметь использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач | Текущий контроль. Работа с изо-бражением, представленным на компьютере |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
57 | Реализм | 1 | Проектный урок. Защита проекта | Знать основные особенности реализма как направления искусства, представителей реализма в живописи, скульптуре, архитектуре | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Ответить на вопросы | Учебник, с. 52–53, ответить на вопросы. Принести свою фотографию | |||
58 | Модерн | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать основные особенности модернизма как направления искусства, представителей модернизма в живописи, скульптуре, архитек-туре | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами | Текущий контроль. Рамка для фотографий | Модерн | Учебник, с. 54–55, ответы на вопросы. Рабочая тетрадь, с. 53–54. Изготовить рамку для фотографий | ||
59 | Клавиатура персонального компьютера | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать назначение группы клавиш клавиатуры и основных служебных клавиш. Уметь управлять компьютером с помощью клавиш, предназначенных для этой цели | Поиск, преобразование, хранение и применение информации | Текущий контроль. Клавиши клавиатуры | ||||
60 | Конструктивизм | 1 | Урок-игра | Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам | Текущий контроль. Натюрморт | Конструктивизм | Учебник, с. 56. Рабочая тет-радь, с. 55. Выполнить задание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
61 | Управление компьютером с помощью клавиа-туры | Урок развития умений и навыков | Уметь управлять компьютером с помощью клавиатуры | Поиск, применение информации с помощью компьютера | Текущий контроль. Инструктаж | |||||
Раздел 5. в поисках совершенства (7 часов) | ||||||||||
62 | Современный дизайн | 1 | Урок-лек-ция с компьютерной поддержкой | Уметь давать оценку художественным произведениям при посещении выставок, музеев | Уметь давать оценку художественным произведениям при посещении выставок, музеев | Текущий контроль. Вопросы на с. 57–58 | Дизайн | Учебник, с. 57–58. Ответить на вопросы | ||
63 | Основной ряд клавиатуры | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать структуру алфавитной группы, состав основного ряда, систему закрепления пальцев левой и правой руки за клавишами основного ряда. Уметь находить на ощупь клавиши А и О основного ряда, нажимать клавиши четко, уверенно, без стука | Уметь работать с текстом и изображением представленным на компьютере | Текущий контроль. Работа с текстом | ||||
64 | Театр – коллективный вид деятельности | 1 | Проектный урок | Знать: – распространенные театральные профессии (драматург, режиссер, художник, актёр, осветитель, портной); – понятия театральный деятель, театральный критик; – известные отечественные и зарубежные театры; | Знать распространенные виды профессий театрального искусства | Текущий контроль. Рассказ | Драматург. Режиссер. Актер | Учебник, с. 59. Используя «Театральную энциклопедию», составить рассказ о театральном деятеле (например: К. Станиславский, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
– основные жанры театрального искусства | В. Шекспир, В. Васнецов) | |||||||||
65 | Верхний ряд клавиатуры | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать структуру верхнего ряда клавиатуры, систему закрепления пальцев левой и правой руки за клавишами верхнего ряда. Уметь устанавливать руки в исходное положение, нажимать клавиши четко, уверенно, без стука | Уметь работать с текстом и изображением, представленными на компьютере | Текущий контроль. Работа с текстом | ||||
66 | Театр – синтетический вид искусства | 1 | Урок-игра | Знать основные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, колорит, фактура, светотень, композиция) | Знать основные средства художественной выразительности в создании художественного образа | Текущий контроль. Вопросы на с. 61 | Сценография. Декорация. Реквизит | Учебник, с. 60–61, ответить на вопросы, с. 61 | ||
67 | Нижний ряд клавиатуры | 1 | Урок развития умений и навыков | Знать состав нижнего ряда, систему закрепления пальцев правой и левой руки за клавишами нижнего ряда. Уметь нажимать клавиши четко, уверенно, без стука, устанавливать клавиши в исходное положение | Уметь работать с текстом и изображением, представленными на компьютере | Текущий контроль. Работа с клавиатурой нижнего ряда | ||||
68 | Разыгрываем сказку | 1 | Урок-инсценировка | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами | Текущий контроль. Инсценировка | Учебник, с. 62–63. Выполнить задание |
- Система оценки достижения планируемых результатов, освоения программы
Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через :
- выполнение учащимся продуктивных заданий;
- повторение важнейших понятий, законов и правил.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти).
4класс
Прохождение программы по изобразительному искусству
4класс за 2013- - 2014 учебный год.
1 период. | 2 период. | 3 период. | 4 период. | 5 период. | 6 период. | |||||||
2класс ИЗО | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт |
8.2. Портфолио:
- оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий
- Иллюстрированные «авторские» работы
- Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники, которые удовлетворяют требованиям ФГОС и входят в Федеральные перечни учебников, а именно:
Тетради предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, работающих по курсу ИЗО. Ориентированы на формирование универсальных учебных действий, развитие мышления, речи, самостоятельности, познавательного интереса, творческих способностей.
- Куревина Е. Рисование.Разноцветный мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, Баласс 2009
- Куревина Е. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 1 класс, Баласс 2009
- КуревинаЕ. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 2 класс, Баласс 2010
- КуревинаЕ. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 3 класс, Баласс 2012
Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами:
Методические пособия для учителя:
- Куревина Е.. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2009;
- Куревина Е. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2010;
- Куревина Е. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2011;
Данный комплект по ИЗО для начальной школы решает проблему преемственности эстетической подготовки между дошкольной, начальной и средней школой. Учебный план соответствует федеральному учебному плану.
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер.
- Ксерокс.
- Цифровая фотокамера.
Учебно-практическое оборудование
- Репродукции картин.
- Наборы муляжей овощей и фруктов.
- Наборное полотно.
X. Внеурочная занятость
- Викторины
- Учебные проекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100" для 1 класса.
Данная программа составлена на основе государственных программ, методических разработок с учётом требований ФГОС нового поколения....
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100". 1 класс.
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100" для 1 класса по предметам: обучение грамоте, чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология....
Рабочая программа по ИЗО ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основеПрограммы по изобразительной деятельности (Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Бал...
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс учителя начальных классов Маловой И.В. 2013/2014 учебный год
В данном материале дана рабочая программа, которая содержит программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, а такде рабо...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...