Уроки по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Смирнова Яна Александровна

Уроки по литературному чтению, программа ПНШ 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 26-27. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская сказка «Нарядный бурундук»                                       Учитель: Смирнова Я.А.

Задачи:  Создать условия для формирования умения работать со сказками разных народов, отражающими общие проблемы, задающими одни и те же вопросы, объясняющими одни и те же явления природы, но по-разному.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Мотивация..Самоопределение деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся На доске фото предметов необходимых на уроке.

- Правильно ли вы подготовились к уроку? Ничего не забыли? А ваш сосед?

Определяют готовность

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществлять поиск информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение (версию), пробовать предлагать способ его проверки;

- находить необходимую информацию в учебнике.

Личностные:

- высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника.:

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- осознанно читать вслух и  «про себя

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить стихотворение наизусть (учебник, с. 44—45.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Проверка домашнего задания.)

(Проверка домашнего задания: 2—3 учащихся пересказывают сказку «Откуда пошли болезни и лекарства».)

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

3. Постановка учебной задачи

  • Какое интересное открытие вы сделали, читая сказочную историю? (Эта древняя сказка объясняет, почему у лягушки

и бурундука такая внешность и откуда пошли болезни и лекарства.)

  • Вспомните тему очередного занятия клуба. Как вы ее поняли?
  • Что же мы будем учиться сравнивать? (Сказки разных народов.)

Что ж предстоит нам сегодня открыть?

Сказки разных народов сравнить.

Какие отличия сказки таят?

Какие тайны они хранят?

Есть ли схожие в них черты?

На эти вопросы ответим мы.

Сегодня мы познакомимся еще с двумя народными сказками и сравним их.

Отвечают на вопросы учителя. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность

текста

4. Построение проекта выхода из затруднений. ФИЗминутка

  • Откройте учебник на с. 67 и прочитайте название первой сказочной истории. («Гиена и черепаха».)
  • Кто ее сочинил? (Африканский народ.)
  • Найдем на карте мира Африку.
  • Найдите в тексте слова, требующие обращения к толковому словарю.
  • Кто знает, как выглядит гиена?

(Учитель выставляет картинку с изображением гиены.)

  • Опишите ее внешний вид.
  • Прочитаем африканскую сказку и узнаем, как в ней объясняется внешний вид гиены.

(Учитель читает сказку.)

  • Как же в этой сказочной истории объясняется внешний вид гиены? Внешний вид еще какого животного объясняет эта сказка? (Леопарда.)

(Учитель выставляет картинку с изображением леопарда.)

  • Расскажите, как он получил этот окрас.
  • Можно ли отнести эту сказочную историю к самым древним сказкам? (Да, так как в ней объясняется, почему у животных такой внешний вид.)
  • Как вы поняли, почему же черепаха по-разному раскрасила этих животных? Перечитайте сказку самостоятельно и найдите в ней объяснение. (Улеопарда доброе сердце, а у гиены злое.)

(Учитель читает текст на с. 69.)

  • Чему учит эта сказка? (Она учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено.)

Соотносят свои высказанные предположения с прочитанным произведением.

Работают с толковым словарем,

с иллюстрацией
к произведению

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Михаил Потапович предложил послушать отрывок из еще одной самой древней сказки. Прочитайте ее название. («Нарядный бурундук».)
  • ».)
  • Какой народ ее сочинил? (Индейцы Северной Америки.)
  • Сравните два объяснения.
  • В сказке индейцев бурундук получил полоски от зверей, так как они на него рассердились и исполосовали когтями.
  • В сказке алтайского народа — в подарок от медведя за работу.

Мишу волнуют два вопроса:

  1. Почему и индейцев Северной Америки, и людей, живших на Алтае, волновало, как выглядит бурундук?
  2. Почему это по-разному объясняется?
  • Вы можете ответить на эти вопросы? Если трудно, то послушайте объяснение Михаила Потаповича.

(Учитель читает объяснение на с. 71.)

  • Что вы поняли? (Люди в разных уголках земного шара вели похожий образ жизни, поэтому и их сказочные истории похожи, но на похожие вопросы они отвечали по-разному.)

(Чтение текста на с. 71 и обсуждение слов Михаила Потаповича.)

  • Как называется начало сказки? (Зачин.)
  • Что вы поняли? (Зачины сказочных историй у разных народов бывают очень похожими.)

Определяют главную мысль произведения под руководством учителя.Слушают музыкальное произведение, соотносят его эмоциональную направленность с прочитанным и увиденным.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • ТПО

Выполняют задание

7.Рефлексия деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Урок 28 . Два жадных медввежонка

Задачи:  создать условия для формирования умения   определять более поздние сказочные истории,которые мы называем просто древними сказками.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Мотивация..Самоопределение деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся На доске фото предметов необходимых на уроке.

- Правильно ли вы подготовились к уроку? Ничего не забыли? А ваш сосед?

Определяют готовность

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Личностные: использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 47).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

(Проверка домашнего задания: чтение по ролям.)

Выполняют задание

3. Постановка учебной задачи

  • Вспомните, сказки каких народов мы прочитали? (Сказки индейцев Северной Америки; сказки народов Африки; сказки народов Алтая.)
  • Что их объединяет? (Это самые древние сказки о животных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных явлений и внешнего вида животных.)

(Чтение текста в учебнике на с. 73.)

  • Чему будет посвящен наш урок? (Просто древним сказочным историям.)
  • Что особенного в этих сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

Отвечают на вопросы учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднений. ФИЗминутка

  • Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)
  • Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.

О чем говорит вам название сказки

Участие в коллективной беседе
и дискуссии. Умение корректировать, из-

менять

свою точку зрения.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • (Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обращения к толковому словарю и словарю устойчивых выражений. (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)
  • Найдите их значение.

(Учитель читает сказку.)

  • Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по характеру?
  • Перечитайте сказку самостоятельно и выделите фрагменты, доказывающие ваше мнение.
  • В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает у вас одобрение?
  • Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?
  • Найдите и прочитайте предложение, которое является выводом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)
  • Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)
  • Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)
  • Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внешнего вида животных, а осуждается жадность двух медвежат, а значит, это просто древняя сказка.)
  • Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность наказуема.)
  • Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?

(Чтение сказки по ролям.)

Определяют главную мысль произведения под руководством учителя

Отвечают на вопросы викторины

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • ТПО

Выполняют задание

7.Рефлексия деятельности

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением познакомились?

– Кто автор?

– Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

– Какие задания показались вам наиболее интересными?

– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

– Для чего нужна такая работа с произведением

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Урок 29 Контрольная работа . В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»: В. Ван Гог «Ботинки»»                      Учитель: Смирнова Я.А.

Задачи:  создать условия для формирования умения показать ценность умения пристально вглядываться в окружающую действительность.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Мотивация..Самоопределение деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся На доске фото предметов необходимых на уроке.

- Правильно ли вы подготовились к уроку? Ничего не забыли? А ваш сосед?

Определяют готовность

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение (версию), пробовать предлагать способ его проверки;

- находить необходимую информацию в учебнике

Личностные:

- высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Коммуникативные:

-учитывать  разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить его наизусть (учебник, с. 48—49).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Проверка домашнего задания

Выполняют задание

3. Постановка учебной задачи

Мы продолжаем с вами учиться наблюдать.

  • Какие произведения помогли нам открыть то, что трудно увидеть глазами? (А. Пушкин «Зимнее утро» — герой хочет внутренние переживания от увиденного разделить со своей подругой.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя произведениями. Первое — это стихотворение Валентина Берестова.

(Выставляет портрет писателя.)

Второе — картина художника Винсента Ван Гога.

(Выставляет автопортрет художника.)

Отвечают на вопросы учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднений. ФИЗминутка

  • (Откройте учебник на с. 48. Найдите название стихотворения. («Плащ».)
  • Как называется картина Винсента Ван Гога, с которой мы познакомимся? («Ботинки».)
  • Можно ли по названиям догадаться, о чем эти произведения? (Это названия вещей, значит, произведения о вещах, принадлежащих человеку.)
  • По условным обозначениям догадайтесь, как мы будем работать с этими произведениями.

(Дети находят в учебнике условные обозначения и рассказывают о плане работы: работа в группах, в парах, работа с толковым словарем, поход в «Музейный Дом».)

Три хорошо читающих ученика читают стихотворение нас. 48-49.)

  • Вам понравилось стихотворение?

(Учитель читает текст на с. 49.)

  • Сколько частей нашел в стихотворении Миша Иванов? (Миша говорит, что здесь две части и два совсем разных плаща.)
  • Согласны ли вы с Мишей?
  • О каких плащах идет речь? (Один — из книги, плащ мушкетера, другой — из жизни, папин.)
  • Перечитайте и найдите границу частей.

(Далее работа ведется в парах.)

  • Самостоятельно прочитайте задание на с. 49—50 и выполните его. Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто — о папином.
  • Что такое плащ? (Плащ — легкое пальто из непромокаемой материи.)
  • Какой же плащ лучше?
  • А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.
  • Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копье, мушкет.)
  • Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условное обозначение:работа с толковым словарем.)

(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель вывешивает рисунки оружия.)

  • Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчику он нравится? («Какое счастье...»)

Соотносят свои высказанные предположения с прочитанным произведением.

Работают с толковым словарем,

с иллюстрацией
к произведению

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Перечитайте так, чтобы передать восторг.
  • А теперь перечитаем другую часть — о папином плаще.
  • Новый ли он? Так ли красив?

(Выборочное чтение. Уточнение значения слова «линялый» в толковом словаре.)

  • А какой плащ лучше для мальчика?
  • Найдите строчки и те слова, которые подтверждают, что папин плащ лучше.

(Учащиеся читают строчки со словом «зато».)

  • Костя подметил, что вторая часть тоже делится на две части. Вы догадались, о чем речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе.)
  • Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится проводить время с отцом.)
  • Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, еще и о дружбе отца и сына.)
  • Перечитайте ту часть, где плащ — свидетель дружбы папы с сыном, того, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Два-три ученика читают вслух, затем учащиеся дают свою оценку услышанному.)

.

Определяют главную мысль произведения под руководством учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Поход в «Музейный Дом»

А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в «Музейный Дом», познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога.

  • Знаком ли вам этот художник? Какие его картины вам уже знакомы? («Подсолнухи», «Комната в Арле», «Церковь в Овере».)
  • На какой картине предметы рассказывают о человеке? («Комната в Арле».)

Отправимся в «Музейный Дом» и найдем там картину «Ботинки».

  • Всмотритесь в репродукцию. К какому жанру живописи можно отнести это произведение?
  • О чем могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника «Выскажи свое мнение» на с. 50. Затем составляют рассказ с использованием вопросов.

Примерный рассказ. Хозяин ботинок — мужчина, человек немолодой, бедный, он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрепанные. Ботинки многое повидали на своем веку, а может быть, у них очень однообразные впечатления: все работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новыми, и их хозяин, молодой еще человек, носил их лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. Постепенно они отслужили свой век, и теперь стоят в углу...)

  • Чей рассказ вам особенно понравился?
  • Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (Воображение и фантазия.)

Выполняют задание

7.Рефлексия деятельности

В завершение урока Анишит Йокоповна предлагает послушать «Осеннюю песню. Октябрь» Петра Чайковского.

(Прослушивание аудиозаписи.)

  • Какие чувства вызывает эта музыка?
  • Что вы представили?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Урок 17  С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать

Задачи:  создать условия для формирования понимания  ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно еще и разделить эти переживания с другом.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Мотивация..Самоопределение деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся На доске фото предметов необходимых на уроке.

- Правильно ли вы подготовились к уроку? Ничего не забыли? А ваш сосед?

Определяют готовность

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

-осуществлять поиск информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Личностные:

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

- развивать эстетические чувства –вины, совести как регуляторов  морального поведения.

-использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым -

объектам.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать сказку по ролям (учебник, с. 51—54).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

.

(Проверка домашнего задания.)

Выполняют задание

3. Постановка учебной задачи

  • В чем же заключается самая большая ценность для героев стихотворения «Плащ»? (Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.)
  • Чему посвящено очередное занятие клуба? («Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами».)
  • Как вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувства людей.)

Мы продолжим обсуждать эту тему..

Отвечают на вопросы учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднений. ФИЗминутка

  • Откройте учебник на с. 51 и прочитайте название следующего произведения. (Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».)
  • О чем нам говорит название? Что значит «посумерничать»? (Любоваться сумерками.)

Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).

  • Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель?

Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл авторской сказки понять.

(Учитель читает произведение на с. 51—54.)

  • Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?
  • Что их объединило в этой сказке? (Общее занятие.)
  • Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?
  • Все ли герои способны на это? Прочитайте сказку самостоятельно и ответьте на этот вопрос.
  • Что мешает Зайцу сумерничать? (Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)
  • Найдите подтверждение в тексте.

67

  • Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.) Как это можно объяснить? (Ежик — настоящий созерцатель, получает удовольствие от молчаливого любования природой; он погрузился в наблюдение, а значит, может не отвлекаться на вопросы Зайца.)
  • Как вы думаете, кто главный герой? (Ежик.)
  • Давайте разберемся почему. Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?
  • Найдите и прочитайте этот эпизод.
  • У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы.)
  • Какими чертами характера (или особенностями души) нужно обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать и сосредоточиваться, уметь наслаждаться красотой.)
  • А Костя Погодин не понимает, почему герои не хотят сумерничать в одиночестве, ведь тогда никто не будет мешать. Как бы вы ответили Косте? (Важно не просто любоваться красотой, важно еще и разделить эти переживания с другом, это можно сделать и молча.)

Соотносят свои высказанные предположения с прочитанным произведением.

Работают с толковым словарем,

с иллюстрацией
к произведению

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим каждому характеристику.

(Примерный ответ.

  • Ежик — поэтичный, автор всех идей, тонкий ценитель красоты, умеет любоваться природой.
  • Медвежонок — эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценит дружбу.
  • Заяц — малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто умеет чувствовать красоту.)
  • Перечитайте последний абзац. Что же объединяет Ежика и Медвежонка? (Они не только умеют видеть красоту, но и хотят разделить чувства с другом.)
  • Какие строчки подтверждают это?
  • Прочитаем сказку по ролям, передавая характер каждого героя.

Определяют главную мысль произведения под руководством учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • (ТПО

Выполняют задание

7.Рефлексия деятельности

  • Продолжите фразу:

На уроке пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию



Предварительный просмотр:

Урок 2  НАЧНЕМ С ПОВТОРЕНИ                             Учитель Смирнова Я.А.

Задачи: Создать условия для ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ВО ВТОРОМ КЛАССЕ, совершенствования вычислительных навыков; закрепления  знания геометрических фигур; формирование умения решать тестовые задачи; развитие  умения  анализировать

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение деятельности. Орг. момент

Посмотрите на доску. Правильно ли вы приготовились к уроку? А ваш сосед по парте?

Ответы

Регулятивные: корректировать выполнение задания в дальнейшем; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные: оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

        – Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки»:?

Разгадайте правило и вставьте пропущенные числа:

100, 107, … , 121, 128, … , 142.

370, 363, 356, … , 349, … , 335.

70, 63, … , 49, … , … , … , 21, … .

Работают с заданием на доске

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке повторим пройденное во втором классе.

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель  урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка.

Задание 12.– Какие действия надо выполнять первыми в выражении без скобок? Где выполняется первое действие в выражении со скобками? Вычислите значения данных выражений.

Задание 13.

– Назовите единицы измерения времени.

– Сколько часов в сутках? Сколько минут в 1 часе?

– Поезд по расписанию прибывает на вокзал в полдень 30 августа. Назовите день и время отправления этого поезда, если время в пути составляет 24 часа. (29 августа в 12 часов.)

Задание 14.

– Назовите единицы измерения массы; длины.

– Из данных величин составьте два верных равенства.

1 ц 50 кг = 150 кг 1 м 50 см = 1 м 5 дм.

Задание 15.

– Из данных величин составьте два верных неравенства.

1 м 2 см < 12 дм 1 ч 20 мин < 120 мин.

Задание 17.

– Представьте число 100 в виде суммы двух «круглых» двузначных чисел. Запишите 9 вариантов такого представления.

100 = 10 + 90 100 = 60 + 40

100 = 20 + 80 100 = 70 + 30

100 = 30 + 70 100 = 80 + 20

100 = 40 + 60 100 = 90 + 10

100 = 50 + 50

Выполняют задания в учебнике

5. Первичное закрепление

Задание 18.

– Представьте число 100 в виде суммы десяти слагаемых, каждое из которых является « круглым» двузначным числом.

100 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 +10

Задание 19.

– Представьте число 100 в виде произведения двух множителей, каждый из которых является «круглым» двузначным числом. (100 = 10 ·10.)

Задание 20.

– В первый столбик запишите в порядке возрастания все разрядные слагаемые разряда сотен, во второй – разряда десятков, в третий – разряда единиц. Обведите в рамочку тот столбик, в котором записаны «круглые» сотни.

Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Какая из данных схем соответствует этой задаче? Решите эту задачу.

Было – 30 пт.

Улетело – 5 пт.

Осталось – ? пт.

30 – 5 = 25 (пт.) – осталось.

– Начертите круговую схему, на которой показано, что от провода длиной 30 м отрезали 5 м, то есть длину 30 м уменьшили на 5 м.

Работа с учебником и рабочей тетрадью с проговариванием во внешней речи. .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Т.с3 №3

Выполнение заданий

7.Рефлексия деятельности

Что нового узнали на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №16

Урок 3 проверочнаяя работа                               Учитель Смирнова Я.А.

Задачи: Создать условия для ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ВО ВТОРОМ КЛАССЕ, совершенствования вычислительных навыков; закрепления  знания геометрических фигур; формирование умения решать тестовые задачи; развитие  умения  анализировать

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение деятельности. Орг. момент

Посмотрите на доску. Правильно ли вы приготовились к уроку? А ваш сосед по парте?

Ответы

Регулятивные: корректировать выполнение задания в дальнейшем; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные: оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Работают с заданием на доске

3. Постановка учебной задачи.

Вариант 1

1.  Вычисли    6*9+18 : 6

2. Сравни и запиши результат с помощью знаков >, <, =.

560 кг и 5 ц;      808 см и 8 м 80 см;                   1 ч 25 мин и 125 мин.

3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.  От мотка проволоки длиной 145 м отрезали 5 кусков по 7 м в каждом. Сколько метров проволоки осталось в мотке?

4. Реши уравнение:

Х+45=190

5. Построй  квадрат со стороной 3 см

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель  урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка.

Вариант 2

1.  Вычисли    7*8+14 : 7

2. Сравни и запиши результат с помощью знаков >, <, =.

730 кг и 7 ц;       303 см и 3 м 30 см;        1 ч 35 мин и 135 мин.

3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.  На складе было 324 кг овощей. Продали 4 ящика по 6 кг каждый.      Сколько кг овощей осталось на складе?

4. Реши уравнение:

Х+35=270

5. Построй  квадрат со стороной 2 см

Выполняют задания в учебнике

5. Первичное закрепление

Работа с учебником и рабочей тетрадью с проговариванием во внешней речи. .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение заданий

7.Рефлексия деятельности

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №16

Урок 4 УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ                                                  Учитель Смирнова Я.А.

Задачи: Создать условия для формирования умения находить неизвестный множитель и неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения составлять задачи по данному выражению, составлять и решать обратные задачи.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение деятельности. Орг. момент

Посмотрите на доску. Правильно ли вы приготовились к уроку? А ваш сосед по парте?

Ответы

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; высказывать свое мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения.

Личностные: воспринимать математику как часть общечеловеческой культуры..

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности

Решите задачу по краткой записи:

Испекли – 16 пирожков.

Съели – ? пирожков.

Осталось – 9 пирожков.

Работают с заданием на доске

3. Постановка учебной задачи.

– Рассмотрите схемы на доске. Расскажите, что они обозначают

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель  урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка.

1. Задание 22.

– Рассмотрите рисунок.

– Сколько букетов на рисунке?

– Сколько цветов в каждом букете?

– По данному рисунку составьте три математические записи.

Запись:

5 · 4 = 20

20 : 4 = 5

20 : 5 = 4.

– Объясните, что обозначает запись 5 · 4 = 20. (Сколько всего цветов в четырех букетах, если в каждом букете 5 цветов.)

– Рассмотрите вторую и третью записи. Чем является число 20 для произведения чисел 5 и 4?

– Что получится, если значение произведения разделить на один из множителей?

Учащиеся формулируют правило:

Если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

2. Задание 23.

Учащиеся читают рассуждения Миши и Маши и устанавливают правило, которое связывает деление с умножением.

Если значение частного умножить на делитель, то получится делимое.

Выполняют задания в учебнике

5. Первичное закрепление

1. Задание 24.

– Для данных табличных случаев умножения составьте и запишите соответствующие случаи деления.

3 · 4 = 12 6 · 5 = 30 7 · ? = 21

12 : 3 = 4 30 : 6 = 5 21 : 7 = 3

12 : 4 = 3 30 : 5 = 6 21 : 3 = 7

8 · 9 = 72 9 · 9 = 81

72 : 8 = 9 81 : 9 = 9

12 : 4 = 3

– Сформулируйте правило, как найти неизвестный множитель.

2. Задание 25.

– Из следующих случаев умножения выпишите тот, с помощью которого можно вычислить значение частного 24 : 6.

– Вычислите значения частных: 24 : 6 и 24 : 4.

Запись: 4 · 6 = 24

24 : 6 = 4

24 : 4 = 6.

3. Задание 26.

Учащиеся составляют задачу, решением которой будет произведение 5 · 6.

Запись:

Цена

Кол-во

Стоимость

5 р.

6 шт.

? р.

Решение:

5 · 6 = 30 (р.) – стоят 6 булочек.

Ответ: 30 рублей.

– Составьте обратные задачи и решите их.

Запись:

а)

Цена

Кол-во

Стоимость

? р.

6 шт.

30 р.

Решение:

30 : 5 = 6 (шт.) – купили.

Ответ: 6 булочек.

Работа с учебником и рабочей тетрадью с проговариванием во внешней речи. .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

ТПО с.5 №8,9

Выполнение заданий

Домашнее задание

ТПО с.6 №12

7.Рефлексия деятельности

с

Урок 5  ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ                                                                            Учитель Смирнова Я.А.

Задачи  Создать условия для  формирования умения выполнять деление; составить таблицу деления однозначных чисел; совершенствовать умение решать задачи и составлять задачу по данному решению; развивать умение рассуждать.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение деятельности. Орг. момент

Посмотрите на доску. Правильно ли вы приготовились к уроку? А ваш сосед по парте?

Ответы

Регулятивные: определять план выполнения заданий под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; строить логическую цепь рассуждений; составлять простой план; определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; находить необходимую информацию в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Регулятивные: определять план выполнения заданий под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений  в деятельности


. Разгадайте правила и продолжите ряды чисел:

а) 12, 26, 40, 54 ...

б) 16, 24, 32, 40 ...

в) 91, 82, 73, 64 ...

Работают с заданием на доске

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке составим таблицу деления однозначных чисел

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель  урока

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Физминутка.

1. Задание 27.

Учащиеся выполняют записи.

7 · 8 = 56 3 · 9 = 27 6 · 4 = 24

56 : 8 = 7 27 : 9 = 3 24 : 4 = 6

56 : 7 = 8 27 : 3 = 9 24 : 6 = 4

8 · 6 = 48 5 · 7 = 35 9 · 9 = 81

48 : 8 = 6 35 : 5 = 7 81 : 9 = 9

48 : 6 = 8 35 : 7 = 5

– Какие знания помогли вам выполнить это задание?

2. Задание 28.

Учащиеся выполняют деление, вспоминая соответствующие случаи умножения.

35 : 7 = 5 42 : 6 = 7 63 : 9 = 7

64 : 8 = 8 32 : 4 = 8 27 : 3 = 9

3. Задание 29.

Учащиеся записывают все табличные случаи деления, в которых делитель равен числу 3.

6 : 3 = 2 12 : 3 = 4 18 : 3 = 6 24 : 3 = 8

9 : 3 = 3 15 : 3 = 5 21 : 3 = 7 27 : 3 = 9.

4. Задание 30.

Учащиеся записывают все табличные случаи деления, в которых значение частного равно числу 3.

6 : 2 = 3 12 : 4 = 3 18 : 6 = 3 24 : 8 = 3

9 : 3 = 3 15 : 5 = 3 21 : 7 = 3 27 : 9 = 3.

5. Задание 31.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

Запись:

Было – 28 чел.

Команд – ? по 4 чел.

Решение:

28 : 4 = 7 (к.) – получилось.

Ответ: 7 команд.

– Какой табличный случай умножения можно использовать при вычислении ответа данной задачи? (4 · 7 = 28.)

Выполняют задания в учебнике

5. Первичное закрепление

1. Задание 32.

– Из следующих случаев деления выпишите только табличные.

Запись:

64 : 8 = 8 18 : 9 = 2

24 : 4 = 6 56 : 7 = 8

42 : 6 = 7 25 : 5 = 5

– Может ли в табличных случаях деления делитель или значение частного быть многозначным числом? (Не может.)

2. Задание 33.

Учащиеся записывают все табличные случаи деления.

3. Задание 34.

– Запишите табличный случай деления с самым большим делимым.

81 : 9 = 9

4. Задание 35.

– Запишите все табличные случаи деления, в которых делитель равен значению частного.

4 : 2 = 2 16 : 4 = 4 36 : 6 = 6 64 : 8 = 8

9 : 3 = 3 25 : 5 = 5 49 : 7 = 7 81 : 9 = 9

5. Задание 36.

Учащиеся составляют задачу, решением которой будет частное 36 : 9.

Запись:

Было – 36 кг.

Разложили – ? ящ. по 9 кг.

Решение:

36 : 9 = 4 (ящ.) – получилось.

Ответ: 4 ящика.

Работа с учебником и рабочей тетрадью с проговариванием во внешней речи. .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Т.с.8 №19

Выполнение заданий

7.Рефлексия деятельности

Что нового узнали на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕТ.с 9№20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...