Презентация компьютерная к статье "Технология продуктивного чтения"
презентация к уроку по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело» К.Д Ушинский
Причины низкой читательской активности усиление влияния средств массовой информации; резкое изменение общественной жизни; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Активно-продуктивное чтение Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Целью технологии является формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Три вида текстовой информации : фактуальная (о чем в тексте сообщается в явном виде); подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк"); концептуальная (основная идея текста, его главный смысл);
Виды чтения Просмотровое Ознакомительное Изучающее
Отсроченная отгадка Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига . В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Оценка текста Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа : Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое понятие чаще всего встречается в данном тексте? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?
Задай вопрос Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.
Кубик Блума На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Составь задание Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи . В последнее время большое значение уделяется методу проектов , который способствует развитию творчеству учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.
Пометки на полях Учащимся предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях . Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения . Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию . К примеру: «V» – «знал», «+» – «узнал новое» Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме? Дети формулируют вопросы.
Л.Н.Толстой «Белка и волк» Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.
Работа с текстом во время чтения Содержание работы: Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части. УУД : Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Белка и волк. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Работа с текстом после чтения Содержание работы: Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла. Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Выполнение творческих заданий. УУД: Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Модель-описание Белка Волк хитрая глупый весёлая сонный хвост поднят хвост опущен добрая злой маленькая большой
Добро – 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2) Хорошее доброе дело. Толковый словарь С.И.Ожегова
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за красоту!
Вывод Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Список литературы О.В. Чиндилова. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // журнал «Начальная школа До и После» № 11, 2004, с. 3-17. Образовательные технологии // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М.: Баласс, 2010. Н.Е. Мишутина, Л.Л. Давыдова. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой»№ 5, 2010, с. 19-34. Кобзарь В.Н. Обучение школьников продуктивному чтению //интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/101400/
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Технология формирования правильного типа читательской деятельности у учащихся начальных классовЦель – понимание текстов.данная технология подразумевает Три этапа работы с любым текстом....
Презентация "Технология продуктивного чтения".
Презентация "Технология продуктивного чтения" знакомит с тремя этапами работы с текстом по методу продуктивного чтения....
Презентация к мастер-классу "Технология продуктивного чтения"
Приложение к мастер-классу...
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Данная презентация предназначена для учителей начальных классов и учителей 5 классо гуманитарного цикла. В ней представлена суть и этапы технологии продуктивного чтения (автор идеи Светловская, ...
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация
МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»...
Презентация на тему: "Технология продуктивного чтения"
Технология продуктивного чтения...
Ключевая компетентность: креативность.Опыт «продуктивного» обучения.От «продуктивного чтения» до «продуктивного обучения»
Современная действительность- это переизбыток информации. Умения добывать нужные сведения из текста, преобразовывать их и использовать их на практике становятся очень важными для жизни в обществе и до...