Методическая разработка к разделу "Родина". Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".Технология проектного обучения.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сидельник Елена Петровна

На уроках литературного чтения в 4 классе учащиеся изучают тему "Родина". В данной методической разработке представлены материалы к разделу: конспект урока литературного чтения «Они защищали Родину»(4 класс); проект "Наша Родина Россия", проект "Дорогой прадедов" или "Бессмертный полк 4 а класса".  Материалы разработаны в рамках технологии проектного обучения. Итогом изучения данного раздела стали не только проектные работы учащихся, но и участие юных школьников в колонне бессмертного полка 9 мая 2016 года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

4 класс

Тема: «Они защищали Родину»

УМК «Школа России»

Технология проектного обучения

Цель: создание проекта, посвященного Родине и ее защитникам

Задачи:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, разрешать конфликтные ситуации в атмосфере доверия и доброжелательности;

- формировать навыки проектной деятельности;

- создавать  ситуацию, связанную с эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

УУД:

Познавательные:

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- умение планировать учебную деятельность на уроке;

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану;

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке (коммуникативные УУД формируются в течение всего урока);

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формируются на всех этапах урока (какое значение, смысл имеет для меня умение учиться, зачем мне знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками) оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

Планируемый результат

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель организует включение учащихся в учебную деятельность в рамках мотивации учащихся.

Звучит куплет песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

 - Можете ли вы назвать тему урока?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, актуализируют имеющиеся знания.

Учащиеся определяют тему урока (высказывают версии).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Учитель организует процесс актуализации имеющихся знаний учащихся:

- Изучая, раздел «Родина» по литературному чтению мы изучили произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Познакомились с героями Отечества. Расспросили своих родителей, бабушек дедушек о Великой Отечественной войне. Какие военные события им запомнились из воспоминаний близких людей? Какие книги о войне оставили след в их памяти? Какие песни и стихи хотелось бы им слушать?

- Вы можете поделиться успехами о проделанной работе.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассказывают о собранной информации, делятся эмоциями, переживаниями…

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся вспоминает и озвучивает знания по теме.

III. Целеполагание

 

Учитель озвучивает проблему:

- Вы собрали очень много информации, хочется, что бы учащиеся нашего класса и их родители могли воспользоваться вашей информацией. Поэтому я предлагаю сегодня вам разработать свой проект. Выберите понравившуюся тему: «Они защищали Родину» или «Дорогой прадедов», «Россия – родина моя»; «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!».

- Теперь объединитесь в группы.

Учащиеся выбирают понравившуюся тему: 

- «Они защищали Родину» или «Дорогой прадедов»,

- «Россия – родина моя»;

- «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!». 

Учащиеся объединяются в группы:

- одна группа будет работать над проектом «Они защищали Родину» или «Дорогой прадедов»;

- другая группа будет работать над проектом «Россия – родина моя»;

- третья группа будет работать над проектом «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!».

Регулятивные: 

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану.

Коммуникативные: 

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

У учащихся пробуждается интерес к теме урока, они определяют цель, через которую происходит самоопреде-ление дальнейшей деятельности.

IV. Планирование.

Учитель координирует работу в группах:

- Обсудите и выберите название вашего проекта, какой конечный продукт у вас получится.

- Какие элементы вы используете в работе над проектом?

- Обсудите и решите, какой дополнительный (в том числе информационный) материал вам потребуется, и в каком виде вы представите ваш проект.

- Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.

- Распределите между собой обязанности по выполнению задания и подготовке эскиза. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.

- Пусть каждая группа в своем проекте напишет ответ на вопрос  «Что значит для Вас Родина?»

Учащиеся выбирают общее название проекта, конечный продукт проекта. Определяют ключевые элементы проекта. Подбирают (отбирают) дополнительную информацию.

Составляют план выполнения работы:

C:\Users\елена\Desktop\этапы проекта.jpg

Распределяют обязанности:

лист проекта

Познавательные:

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение планировать учебную деятельность на уроке;

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану.

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся проводят поэтапное планирование работы.

V. Создание проекта.

Учитель координирует работу в группах:

- Не забывайте про алгоритм, работы в группах.

- Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненные этапы в листе планирования и продвижения по заданию.

- Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 30 минут.

Учащиеся вспоминают алгоритм работы в группах:

- В разговоре участвует по очереди каждый.

- Говорите спокойно, ясно и по делу.

- Дайте возможность высказаться каждому.

Учащиеся распределяют время на реализацию проекта.

По ходу выполнения проекта, отмечают выполненные этапы в листе планирования  и продвижения по заданию

лист проекта

Познавательные:

- умение находить необходимую информацию;

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану;

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся создают проект.

VI. Контроль и коррекция результата

Учитель координирует коррекцию результата.

- Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.

- Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу.

- Заполните лист самооценки.

Учащиеся проверяют этапы продвижения по проекту. Исправляют недочёты. Оценивают свой вклад в общую работу. Заполняют лист самооценки:

лист самоценки

Познавательные:

– умение наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану;

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию результата.

VII. Презентация проекта.

Учитель координирует презентацию проекта:

- Представьте результаты вашей работы другим группам.

- Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы.

- Выступление должно занять не более 3-х минут.

Учащиеся представляют результаты работы группы.

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану;

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке (коммуникативные УУД формируются в течение всего урока);

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся проводят презентацию проекта, выступают с готовым продуктом.

VIII. Рефлексия

Учитель координирует процесс рефлексии:

- Оцените выполненные работы.

- Прикрепите свой стикер к названию той группы, проект которой вам больше всего понравилась.

Учитель организует «ситуацию успеха»:

- Ребята, вы проделали очень большую работу. Я думаю, что герои войны, да и просто ваши близкие могут гордиться юными школьниками. Очень хочется, чтобы о юных патриотах знали в нашем городе. Я предлагаю вам принять участие 9 мая в шествии колонны «Бессмертного полка». Ваши проекты помогут нам в изготовлении штендеров.

Учащиеся оценивают выполненные работы.

Проговаривают, что увидели, что узнали, что делали, что запомнили и что получилось:

- Я увидел …

- Я узнал …

- Мы вместе делали …

- Я делал …

- Я запомнил…

- У нас (меня) получилось…

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке;

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:  умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учащиеся проговари-вают, что они увидели, узнали, запомнили.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

4 класс

Тема: Проект «Россия – Родина моя»

УМК «Школа России»

Технология проектного обучения

Цель: создание проекта, посвященного Родине и ее защитникам

Задачи:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, разрешать конфликтные ситуации в атмосфере доверия и доброжелательности;

- формировать навыки проектной деятельности;

- создавать  ситуацию, связанную с эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

УУД:

Познавательные:

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение перерабатывать полученную информацию – наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

- умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- умение планировать учебную деятельность на уроке;

- умение самостоятельно двигаться по заданному плану;

- умение оценивать полученный результат (рефлексия).

Коммуникативные: 

- умение формировать речевые умения, строить суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в беседе на уроке (коммуникативные УУД формируются в течение всего урока);

- умение слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формируются на всех этапах урока (какое значение, смысл имеет для меня умение учиться, зачем мне знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками) оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

I:\россия 001.jpg

I:\россия 2 001.jpg

I:\россия 3 001.jpg

C:\Users\WS0001\Pictures\2017-04-05 1\1 001.jpg

C:\Users\WS0001\Pictures\2017-04-05 2\2 002.jpg

 C:\Users\WS0001\Pictures\2017-04-05 4\4 001.jpg

C:\Users\WS0001\Pictures\2017-04-05 5\5 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Образовательная система "Школа России"

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:М.Ю.Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко".Цель: познакомить учащихся с творчеством М.Ю....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....

Методическая разработка .Тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс."Школа России".

Тематическое планирование.Пояснительная записка.Программа "Школа России".2 класс....

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...