Дидактические игры по формированию УУД на уроках и внеурочной деятельности
картотека по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дидактические игры со словами могут быть применены  на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах и внеурочной деятельности. Я применяю их  не только на уроках филологии, но и на  на заседаниях научного клуба "Ключ и Заря" (Клуб любителей чтения и загадок русского языка) , так как работаю по УМК "Перспективная начальная школа". . Игры  формируют все известные  УУД, позволяют ученику становиться более внимательным на уроке, не бояться сотрудничать с другими участниками процесса обучения, высказывать собственную точку зрения, уметь добывать знания путём исследовательской и поисковой  деятельности,  делают занятие более интересным, активизирует познавательную деятельность учащихся. Логопедические упражнения способствуют формированию  правильного звукопроизношения у учащихся, которые испытывают трудности в  устной и,  как следствие,  в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры  на уроках  русского языка, литературного чтения и внеурочной деятельности  на занятиях научного клуба младших школьников

 «Ключ и Заря» (Клуб ЛЮбителей Чтения И ЗАгадок Русского Языка)

Игры формируют УУД младших школьников. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложения собеседников по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: обрабатывать полученную информацию, передавать её. Коммуникативные: задавать и отвечать на вопросы, сотрудничать с партнёром, формулировать собственное мнение, предлагать сотрудничество, адекватно оценивать собственные заслуги в достижении целей. Личностные: упражняться в концентрации и  устойчивости внимания, выполнять упражнения на тренировку  распределения и избирательности внимания.

Занятия по логопедии очень полезны младшим школьникам, которые , как известно , часто испытывают затруднения в произношении и написании некоторых звуков.

1-2 классы

Игра  «Волшебные  очки»

-Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным  (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги, красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и  прочие.

Игра «Я  внимательный»

-Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а  еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он  деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот  забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

Игра«Приготовим   сок»

 Из  яблок  сок  … (яблочный);

 Из  груш  … (грУшевый);

  Из  слив  … (слИвовый);

 

  Из  вишни  … (вишневый);

 

  Из  моркови? Лимона? Апельсина?

  - Справились???

  -А  теперь  наоборот: апельсиновый  сок из чего?

    Игра «Наши  помощники»

-Как  одним  словом  назвать  прибор, который:

            Варит  кофе – кофеварка;

 

            Мелет  кофе – кофемолка;

 

            Режет  овощи – овощерезка;

 

            Выжимает  сок – соковыжималка;

 

            Чистит  картофель – картофелечистка  и т.д.

Задание . «Путаница» Восстанови слова из букв. Найди лишнее.

Ф о т а к – кофта               к а м а й – майка

Па ш а к -  шапка              в о б р ь – бровь        

Аалтерк  - тарелка         ко ж а л – ложка          

Задание . «Полсловечка за вами».

Вино-    дух                

Вол-  точка

Верх-   осы

Вес-   ушки

Воз-     град

Задание .С помощью шагослова последовательно изменить в каждом последующем слове-ответе по одной букве.   (от Луны к розе)

1.Небесное светило, спутник Земли  -    Луна

2.То, что образуется после дождя  - лужа

3.Место в театральном зале   -  ложа

4.Наружное покрытие кожи человека    -  кожа

5.Животное, рифмующиеся со словом дереза  -  коза

6.Цветок с шипами   -   роза

Задание . «Пропавшие без вести»

-Из данных слов сбежало одно животное. (еж)

Сер..ка

Заст..ка

Од..кА

Ст..кА

-Из данных слов улетело одно насекомое. (оса)

…да

…дки

…нка

К…

Р…

Пол…

Задание . Раздели слова на две части так, чтобы получились  2 новых слова

Горизонт = …+ …

Газель  = …+…  

Парус  =   … +  …

Верхушки =  …   +  …

Макушки    =  …   +  …

Волокно   = …  + …

1-4 классы

Конкурс “Разминка”

Каждая команда по очереди отвечает на загадки – шутки.

1.Чем кончается день и ночь?

2. Что стоит посередине земли?

3.Чем кончается лето и начинается осень?

4. Что находится в начале книги?

5. Что мы слышим в начале урока?

6.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?

 Скороговорки

1.Идет с козой косой козел.

2. Архип осип, Осип охрип.

3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из–под простокваши.

4. Шла Саша по шоссе и жевала сушки.

5. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.

6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

7. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

8. Водовоз вез воду из водопровода.

9. Ткет ткач ткани на платок Тане.

10. На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

 Игра «Собери пословицы»

Первая часть

Вторая часть

1) Новых друзей наживай,

а старых не теряй.

2) Ученый водит,

а неученый следом ходит.

3) Не отведав горького,

не узнаешь и сладкого.

4) Корень учения горек,

а плод сладок.

5) Дело веди,

а безделье гони.

6) Ум без книги

что птица без крыльев.

7) Лодырь да бездельник

им праздник и в понедельник.

8) В умной беседе ума наберешься,

а в глупой – свой растеряешь.

9) Человек от лени болеет,

а от труда здоровеет.

10) Грамоте учиться -

всегда пригодится.

11) Не спеши языком,

торопись делом.

12) Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Игра «Веселая грамматика»

- Я буду называть слова в единственном числе, а вы будете отвечать во множественном.

Например: плот. Вы отвечаете плоты. И так, все понятно.

Плот - плоты.
Крот - кроты.
Пальто -….(множественного числа нет).
Дуга - дуги.
Рука - руки.
Мука - муки (множественного числа нет).
Житель - жители.
Кино - …. (множественного числа нет).
Любитель - любители.
Грек - греки.
Узбек - узбеки.
Человек - ….(а правильно люди).

  ИГРА «Видели, видели…»

Приготовьтесь - начинаю
Вам вопросы задавать.
Если правильно спрошу я,
Вы должны мне отвечать:
«Видели, видели в зоопарке видели!»

(Задает вопрос)

Ведущий: За решеткой у ворот
Спит огромный бегемот

Все: Видели, видели в зоопарке видели.

Ведущий: Вот слоненка тихий сон
Охраняет старый слон
Все: Видели, видели в зоопарке видели.

Ведущий: Черноглазая куница
Замечательная птица.

(ответ не должен прозвучать, но если те, кто ошибается и говорит «Видели...»)

Кто сказал, куница - птица,
Должен лучше подучиться.
Но я время не теряю,
Испытанье продолжаю.

Ведущий: Пони - маленькие кони
До чего забавны пони.

Видели, видели в зоопарке видели.

Ведущий: за полями за горами.
Ходит курица с рогами
.(смех в зале)

Игра  «Упрямые  слова»

-Расскажите  ребенку, что  есть  на  свете  «упрямые»  слова, которые  никогда  не  изменяются  (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). Например: «Я  надеваю  пальто. На  вешалке  висит  пальто. У  Маши  красивое  пальто. Я  гуляю  в  пальто. Сегодня  тепло  и  все  надели  пальто  и  т.п.» Задавайте  вопросы  ребенку  и  следите, чтобы  он  не  изменял  слова  в   предложениях-ответах.

Упражнение на концентрацию и  устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д)ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕЕММАСЕДАТОНОВ

е)ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж)ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТАДАРРИСВАТЕНОРРА

з)ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ


к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН


л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ


м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН


н)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН


Упражнения на тренировку  распределения и избирательности   внимания.

-Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

Упражнение "Корректурная проба" 

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются...

Проверку заданий проводят сами ребята - сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.

Затем игру можно усложнить.

Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.
Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем".

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем".

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

Внимание!

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

 ВИКТОРИНА "НАШИ  ПРЕВРАЩЕНИЯ"

 

Ответьте, в КОГО вы превратитесь, ЕСЛИ ...

 

... придёте на приём к врачу?

(В пациента.)

... начнёте работать за компьютером?

(В пользователя.)

... включите телевизор, чтобы посмотреть фильм?

(В телезрителя.)

... включите радио?

(В радиослушателя.)

... включите радио или магнитофон на всю громкость после 2300?

(В нарушителя общественного порядка.)

... будете пользоваться телефоном?

(В абонента.)

... пойдёте по улице?

(В пешехода.)

... поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае?

(В пассажира.)

... сядете за руль собственного автомобиля?

(В водителя.)

... вдруг получите травму в результате транспортного происшествия?

(В пострадавшего.)

... придёте с друзьями на футбольный матч?

(В болельщика.)

... будете смотреть спектакль в театре?

(В зрителя.)

... будете искать материал для доклада в библиотеке?                                      (В читателя.)

... придёте в музей на экскурсию?

(В посетителя, в экскурсанта.)

... будете делать покупки в магазине?

(В покупателя.)

... оформите подписку на газету или журнал?

(В подписчика.)

... положите свои заработанные деньги в банк?

(Во кладчика, в клиента банка.)

... вложите свои деньги в какое-либо дело, предприятие?

(В инвестора.)

... пожелаете отправить посылку или письмо другу?

(Отправителя, в адресанта.)

... вам доставят посылку или письмо от друга?

(В получателя, в адресата.)

... очутитесь на курорте?

(В отдыхающего.)

... будете на каникулах жить  в загородном доме?

(В дачника.)

... отправитесь вместе с друзьями в поход?

(В туриста.)

... решите посидеть с удочкой на берегу реки?

(В рыбака.)

... пойдёте в лес по грибы?

(В грибника.)

... к вам домой заглянут ваши друзья?

(В радушного хозяина.)

... вы приедете в другой город к родственникам?

(В гостя.)

... придёте на занятия в школу?

(В учащегося.)

... будете учиться только на «пять»?

(В отличника.)

... в табеле у вас будут только «четвёрки» и «пятёрки»?                                (В хорошиста.)

... обзаведётесь «хвостами»?

(В неуспевающего, в двоечника.)

... будете выполнять мамины поручения?

(В помощника.)

... сами вызовитесь выполнить какое-либо поручение?

(В добровольца.)

... будете регулярно, охотно и хорошо выполнять общественные поручения?

(В общественника, активиста.)

... выступите с докладом, с сообщением.

(В докладчика.)

... придёте в школу с насморком, кашлем, температурой?

(В вирусоносителя, в переносчика вирусной инфекции.)

... у вас сегодня  день рождения?

(В именинника.)

... вам исполнится круглая дата?

(В юбиляра.)

... поступите в высшее учебное заведение?

(В студента.)

... не раз сдадите свою кровь на благое дело?

(В донора.)

... вас застанут с сигаретой?

(В курильщика.)

... будете принимать участие в выборах Президента или депутатов Государственной Думы?

(В избирателя, в электорат.)

ВЕСЁЛЫЕ СКОРОГОВОРКИ В СТИХАХ

   

Шипящие скороговорки (Ш)

 

Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила –
Рукав не пришила.

Маша за Сашей
Шли за Глашей.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.

Ишак в кишлак
Дрова возил.
Ишак дрова
В траву свалил.

(Г. Аванесова)

 

Птичьи скороговорки (Ч, Г, Р)

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат.

(М. Бородицкая)

 

Волк (Щ)

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощём,
А сам под дождём.

(Василь Витка)

 

Наша чаща  (Щ)
- Наша роща чаще пущи.
- Наша пуща чащи гуще.
- Наша чаща гуще пущи!

(О. Раскатова)

Сорок сорок (Р, С)

Приучить сороку –
Одна морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.

(Василь Витка)

Бобры  (Б, Д, Р, Ц)

Мудры бобры,
И бобрята добры.
Бобры молодцы,
Наших речек жильцы,
Часовые криниц,
И куниц,
И синиц,
И лосей,
И лесов,
Петушиных голосов.

Кто обидит бобра –
Не увидит добра.

(Василь Витка)

 

Чёрная галка (Ч, Р)

Чёрной галке
Чёрный дрозд
Подарил черники гроздь.
Чёрная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.

(А. Долгополов)

 

Шишки (Ш, С)

Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.

(А. Волобуев)

 

Сушка сушек (Ш, С)

 

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

(А. Волобуев)


Ветер и ворон (В, Р)

 

Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.

(А. Волобуев)

 

Погляделки (Г, Р, Л)


Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.

(Ю. Жаркой)

 

Короговорка  (Г, Р)

 

Стояла корова на горке -

Мычала короговорки.

(М. Яснов)

Прополка

 

К полудню Поля

Прополола полполя.

(Ю. Жаркой)

Парус (Р, С, Ш)

 

Парус наш на совесть сшит.
Нас и шторм не устрашит.

(Ю. Жаркой)

 

Дыня (Д, Л, Ы - И)

Дед Данила делил дыню:
Дольку – Диме, Дольку – Дине.

(Т. Кириллова)

 

Радуга (Р)

Радует марка
Радуги арка.

(А. Левшин)

 Упражнение на формирование  внимательности

Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде "Внимание!" - наоборот: существительные - двумя, а прилагательные - одной.

Например:

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации.

Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Литературного чтения", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.).

При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим - "другой девочкой", "плохо обученным щенком".

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании познавательных и коммуникативных умений

В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения по...

Дидактические игры для формирования геометрических представлений

Дидактические игры для формирования геометрических представлений на уроках математики для детей с умеренной умственной отсталостью...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

реферат "Формирование ЗОЖ на уроках и внеурочной деятельности".

ФормированиеЗОЖ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"...