Роль дидактической игры в формировании познавательных и коммуникативных умений
статья по математике по теме
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в формировании познавательных и коммуникативных умений
Актуальность. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.
При поступлении детей в школу мною проводится педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению. В результате чего выявлено: предпосылки к овладению звуковым анализом сформированы у 30% детей, зрительное восприятие -50%, пространственное восприятие - 90%, фонематический слух - 50%, произвольность - 30%.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:
-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);
- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);
- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)
-развиваются умственные действия.
Цель: Изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения.
Задачи: На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы систематизировать знания о дидактических играх.
Определить классификацию дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.
Определить значение использования дидактических игр в учебном процессе.
Основные концептуальные положения опыта.
Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему использования дидактических игр невозможно без должной теоретической базы. Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина, П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
В возрастной периодизации детей (Д. Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
Описание опыта.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока. | Дидактические игры. | Назначение игры. | Реализация дифференцированного подхода |
Изучение нового материала. | Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей | Усвоение новых понятий и способов | Распределение ролей |
Закрепление ЗУН. | Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование. | Выработка умений и навыков, применение их на практике. | Содержание заданий |
Обобщение и систематизация ЗУН. | Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности. | Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности. | Распределение ролей и содержание заданий. |
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет ориентироваться в обилии игр и успешно применять их на практике.
Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:
-формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
-повышению самостоятельности;
-развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;
-изменилась самооценка и взаимооценка. (Приложение 3.)
Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций. В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний 2005/2006 -57% , 2006/2007-57%, 2007-2008 -63%. Удовлетворённость школьной жизнью 2005/2006 -3,5; 2006/2007 - 3,5; 2007/2008 -3,6. (Приложение 4)
Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.
Я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНИЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья раскрывает потенциал применения здоровьесберегающих технологий...
Роль дидактической игры в активизации познавательной деятельности младших школьников.
Выступление на педагогическом совете...
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 класса.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...
Роль дидактических игр при формировании коммуникативных УУД .
Выступление на ШМО....
Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках
Детская игра - исторически возникшая ведущая деятельность определяет развитие ребенка до школы. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают ег...
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...