КВН по произведениям В.Сутеева. 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Разные виды задания для обобщения знаний произведений В.Сутеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КВН по произведениям В.Сутеева. 2 класс. Внеурочная деятельность | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности
“В мире чтения” для учащихся 2-А класса
"КВН по сказкам В.Г. Сутеева"
Учитель: Юракова Наталья Юрьевна
Для занятия необходимо прочитать сказки Сутеева: «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка – выручалочка», «Кто сказал, Мяу?» «Разные колеса», "Яблоко","Под грибом".
Учащиеся познакомятся с краткой биографией писателя, сценариста, режиссера, художника Владимира Григорьевича Сутеева.
После отборочного тура будут сформированы три команды. Ученики предстоит пройти через многие испытания. Их ожидают конкурсы: "Разминка", "Узнай сказку по её началу".«Из какой сказки строчки?», «Парад сказочных героев», «Разрезные картинки», «Стол находок», «К каким сказкам подходят эти пословицы?». «Кто лишний?»," Узнай сказку по её героям",«Расшифруй запись», Конкурс капитанов ««Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…» ,"«Придумай свои слова!» Кто быстрее! ", Конкурс эрудитов « Знай сказки Сутеева!», Конкурс для болельщиков «К какой сказке иллюстрация? »,Кроссворд «Что вы знаете о Сутееве?», рекомендация книг Сутеева для дальнейшего внеклассного чтения.
Занятие охватывает всех детей.
Тема занятия: КВН по сказкам В. Сутеева
Цель занятия: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи: углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева, о сказке; развивать наблюдательность, внимание к природе, способствовать воспитанию чувства дружбы, взаимовыручки; подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению. Развивать связную речь детей: упражнять в использовании в речи рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов, расширять общий кругозор и словарный запас детей.
Будут формироваться УУД:
Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах.
Регулятивные: -работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала. Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг В.Г.Сутеева, кроссворд, разрезанные картинки-пазлы по произведениям Сутеева для составления и наклеивания в альбом.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Постановка темы и целей занятия.
Определите , о чем идет речь в стихотворении?
С этой книжечкою сразу Подружились ты и я, В ней поучительные сказки Для тебя и для меня.
Про утенка и цыпленка, И про дождь, что стукал звонко, И про гриб, что подрастал, А сначала был так мал.
Есть про кошечку в полоску, Что капризною была, Есть про елку, про посланье, Что писала детвора.
И про мудрого медведя, Что всем яблоко делил, И про Вовиного друга, Что некрашеным ходил.
Про того, кто по дороге Палку наподдал ногой, Но приняв советы друга Взял потом ее с собой.
А на этих вот страницах И скорлупка, и листок, И веревочка, что тащит Красный в пятнышко жучок.
О чем же идет речь в стихотворении? Кто узнал этих сказочных героев? Назовите сказки, о которых говорится в стихотворении. ( «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Яблоко», «Петух и краски»,«Елка», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Кораблик». )
- Кто автор этих сказок?
- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
3.Содержание занятия.
- Презентация «В.Г.Сутеев»
Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903г. в Москве, в семье врача. Отец любил рисовать, и передал свое увлечение единственному сыну. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. В 7 лет Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а последние классы доучивался уже при новом строе. С 14 лет будущий мультипликатор зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. В 1929 году В.Г. Сутеев закончил декоративный факультет Госинститута кинематографии. В 1931 году участвовал в постановке первого звукового мультфильма «Улица поперек».Студия «Союзмультфильм» становится для художника творческой мастерской. Им созданы более тридцати мультфильмов. В 1941 году закончил работу над мультфильмом «Муха-Цокотуха», который принес ему известность. С 1948 года В.Г. Сутеев начал писать сказки. В 1952 году в издательстве «Детгиз» вышла первая книга автора и художника В. Сутеева «Две сказки про карандаш и краски»
Сначала Владимир Сутеев работал только художником. Рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А после этого еще и писать сам начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал-подумал и стал писателем детских сказок, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А как здорово у него это получилось, мы убедились, когда читали произведения. А может, все дело было в его секрете: он был амбидекстром: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!
Много и плодотворно художник работает как иллюстратор произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы – К. Чуковский, С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, Дж. Родари, А. Прейсена, Л. Муур.
Книги Сутеева переведены на тридцать шесть языков. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира.
В 1965г. ему присваивают звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
2. Отборочный тур.
- Что рисовал Карандаш по мнению Мышонка? (сыр, яблоко, сардельки)
- Кому удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)
- Кто первым нашел убежище под грибом? (Муравей)
- Перечислить жителей теремка на пеньке . (Петух, Лягушка, Еж , Мушка.)
- Кто накормил семью Зайца? ( Белка, медведь, ёж, крот, коза)
- Почему Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок обиделись на Лягушонка?( Он посмеялся над ними).
- Что заготавливал на зиму медведь? ( Морковь, яблоки, орехи, рыбу, кур)
- На кого щенок думал, что они сказали «Мяу!»? ( Петух, мышь, лягушка, пес, пчела, рыба)
- Как помогла ежу и зайцу палочка-выручалочка? (Перебраться через ручей, вытащить зайца из болота, посадить птенчика в гнездо, волка стукнуть, вытащить зайца на гору)
- Чему удивлялись на лесной поляне Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок? ( Телеге с разными колесами)
- Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко? ( Лягушка.) Кто обхитрил Медведя и поэтому на него напала свора собак? (Лиса) Чего испугался мышонок в сказке «Мышонок и карандаш»?( нарисованного кота) О ком писал сказки В.Сутеев? ( О животных, предметах) Что обязательно было в его сказках?( Рисунки)
3. Формирование команд.
Выбор одного из рисунков: котенок, ёж, заяц.
Распределение по командам.
1 команда «Котята»
Мы весёлые котята,
Вместе мы играем.
Любим песни, любим труд,
Много сказок знаем!
2 команда «Ежата»
Мы дружные ежата,
Весёлые ребята!
Мы самый лучший в классе отряд!
Победи, попробуй нас!
3 команда «Зайчата»
«Зайчата» - отряд друзей
Нет нас прыгучей и быстрей!
Достойно будем мы играть
Всех мы будем побеждать!
4. Разминка
1) Где спрятался Муравей от дождя? (под шляпкой гриба)
2) Кто первый попросился к Муравью под грибок? ( Бабочка)
3) Кто вторым попросился к Муравью?( Мышка.)
4) Что ответили Воробью , когда он попросился к ним под грибок.(тут места нет.)
5) От кого прятался Заяц?(от Лисы)
6) Нашла ли Зайца Лиса?( нет)
7) Скольким зверям нашлось место под грибом? ( 5)
8) Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось? (гриб вырос)
9) Почему Лиса ушла?( Было тесно под грибом, зайцу негде было спрятаться)
10) Кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Бабочка, Муравей, Воробей
11) В каком домике жили герои из сказки «Разные колёса»? (Теремок).
12) Чем угощали зайчика из сказки Разные колёса? (Лягушка морковкой с огорода угостила, Ёжик — грибами да ягодами, а Петушок — пирогами да ватрушками)
5. Конкурс "Узнай сказку по её началу".
* Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.( Кораблик)
* Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Мешок яблок )
* Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:
— Как дела, Косой?( Дядя Миша)
* Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу! (Кто сказал: «Мяу!»)
* Жил-был на столе у Вовы Карандаш.
Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.( Мышонок и карандаш)
* Как-то раз застал Муравья силь¬ный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке ма¬ленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.( Под грибом)
6. Конкурс «Из какой сказки строчки?»
* Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.( Кораблик.)
* Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. ( Яблоко)
* Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.А Петушок на мельнице муку мелет.( Разные колеса)
* Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают.(Палочка –выручалочка)
* Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. ( Кто сказал «Мяу?»
* А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.(Мешок яблок)
7. Конкурс «Парад сказочных героев»
* Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, кур таскал...(Дядя Миша- медведь)
* Вот что, все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить... ( Яблоко – медведь)
* Простите меня, — говорит. Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться.( Разные колеса – заяц)
* Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!( Под грибом- муравей)
* Ничего, палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!( Палочка- выручалочка-ёжик)
*Я тебя буду грызть! У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! ( Мышонок и Карандаш- Мышонок)
8. Конкурс «Разрезные картинки»
- Соберите картинку и скажите: какой он?
Медведь («Дядя Миша») — нетерпеливый, грубый, наглый, сердитый, слабохарактерный. Щенок («Кто сказал „мяу“?») — глупый, симпатичный, веселый, любопытный, любознательный. Ёжик («Палочка — выручалочка») — смелый, умный, сообразительный, осторожный, смышленый, рассудительный
9. Конкурс «Стол находок».
- Отгадайте: из какой сказки предмет.
1. Скорлупа грецкого ореха («Кораблик») 2. Яблоко («Яблоко», «Мешок с яблоками») 3. Палка ( Палочка- выручалочка»)
4. Гриб («Под грибом»)
5. Колесо («Разные колеса»)
6. Карандаш ( Мышонок и карандаш) 7. Морковь, гриб («Дядя Миша»)
10. Конкурс «К каким сказкам подходят эти пословицы?»
* Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего («Яблоко».)
* Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться («Разные колеса».)
* Неопытность к беде ведет («Кто сказал «мяу?».)
* Набирайся ума в учении, а храбрости- в сражении («Палочка-выручалочка».)
* Утопающий и за соломинку хватается («Палочка- выручалочка».)
* На вид простак, а в душе - хитряк, Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу ( Мышонок и карандаш)
* Глупый осудит, а умный рассудит» (Яблоко)
*В тесноте, да не в обиде» ( Под грибом)
*Видит око далеко, а ум - еще дальше»(Палочка-выручалочка)
* Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» , «Там, где дружат – живут не тужат» (Разные колеса)
11. Конкурс «Кто лишний?»
* Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Медведь, Заяц. (Медведь, сказка «Под грибом».)
* Заяц, еж, птенец, волк, лиса ( Лиса, сказка «Палочка-выручалочка»).
* Заяц, ворона, еж, крот, белки, лиса ( Лиса, «Мешок яблок»)
* Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей, воробей (Воробей, «Кораблик»)
* Мушка, лягушка, ежик, петушок, заяц, ворона (Ворона, «Разные колеса»)
* Петух, мышь, пес, пчела, рыба, лягушка, оса ( Оса, «Кто сказал «Мяу!»)
12 Конкурс: " Узнай сказку по её героям".
1. Заяц, муравей, воробей, бабочка, лиса ,лягушка.( Под грибом)
2. Медведь, заяц, коза ,белочка, ёж, крот, ворона, волк.( Мешок яблок)
3. Ёжик, птички, заяц, волк, птенчик. (Палочка-выручалочка )
4. Щенок, петух, кошка, пчела, рыба, лягушка, мышонок (Кто сказал"Мяу"? )
5. Петушок, лягушка, муха, ёжик, заяц.( Разные колёса )
6. Ёжик, ворона, заяц, медведь.( Яблоко)
7. Цыплёнок, мышонок, муравей, жучок, лягушонок.( Кораблик)
8. Мышонок, мальчик Вова, карандаш.( Мышонок и карандаш )
9. Медведь, заяц, ёж, белка, кот, лиса, собаки (Дядя Миша)
13 Конкурс капитанов
««Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Кому из персонажей сказки «Яблоко» можно было яблоко и не давать и почему? (каждому, так как Заяц увидал первым, но не смог достать, Ворона не заметила яблоко первой, но сорвала) Как «палочка–выручалочка» помогала Зайцу и Ежу? (Еж с помощью палочки вытащил зайца из болота, сам перепрыгнул через ручей, подняли птенчика в гнездо, прогнали волка)
Как приспособили разные колеса герои сказки? (Мушка – прялочку, Лягушка - колесо к колодцу, Ежик – тачку, а Петушок- мельницу)
Почему сначала одному Муравью под грибом было тесно, а затем и остальным место нашлось? (Потому, что гриб во время дождя вырос)
Почему ёж сказал: «Палочка — выручалочка в голове?» Почему одного яблока хватило и зайцу, и ежу, и вороне, и медведю кусочек достался? Почему дядя Миша остался без запасов на зиму? Почему в семью Зайца все звери приносили овощи и фрукты? Почему стало стыдно Зайцу из сказки «Разные колеса»?
14. Конкурс «Придумай свои слова!» Кто быстрее!
У Зайца в сказке Сутеева «Мешок яблок»: косые глаза; А у Зайца в сказке «Под грибом»: трусливая душа; У Медведя в сказке Сутеева «Дядя Миша»: сильные руки; У Ежа в сказке «Палочка — выручалочка»: короткие ноги; У Щенка в сказке Сутеева «Кто сказал „Мяу“?»: короткие уши; У Зайца в сказке Сутеева «Яблоко»: длинные ноги; У Медведя в сказке Сутеева «Мешок яблок»: умная голова. У Ёжика в сказке Сутеева «Разные колеса» маленькие уши.
15. Конкурс эрудитов « Знай сказки Сутеева!»
* Сколько раз услышал Ёжик доброе слово «спасибо» в сказке «Палочка - выручалочка»?
* Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки).
* Кого первым заяц угостил яблоками? (Сказка "Мешок яблок")
* На сколько частей разделили яблоко, которое заяц нашел, ворона сорвала, а Еж поймал? (на 4, 4 часть получил медведь за совет)
* Кто последний спрятался под грибок в сказке "Под грибом"? (Заяц Какой зверь смастерил телегу с колесами разного размера?( Медведь)
* Что с колесиком сделал Еж?( тачку)
* От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?( от Волка)
* Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?( четыре)
* Кто выскочил, когда Щенок вырыл большую яму?( Мышонок)
15. Конкурс для болельщиков «К какой сказке иллюстрация?»
1. Дядя Миша» 2. «Кто сказал «Мяу?»
3. «Мешок яблок» 4. «Мышонок и карандаш»
5. « Под грибом» 6. «Разные колеса»
7. 8. « Яблоко» 9.
10. «Кораблик» 11. «Палочка –выручалочка»
4. Итог занятия. Рефлексия.
Кроссворд «Что вы знаете о Сутееве?»
1. Город, в котором родился Владимир Сутеев?
2. Как называют художника, рисующего животных?
3. Какая профессия была у отца Сутеева?
4. Сколько лет было Сутееву, когда он начал работать?
5. Как называлось учебное заведение, в котором он начинал учиться?
6. Какой институт закончил Владимир в 1928 году?
7. На сколько языков переведены его сказки?
8. Автор сценария для кинофильма или телесериала, мультфильма, спектакля.
9. Человек, одинаково хорошо владеющий и правой и левой рукой.
10. Человек, который занимается изобразительным искусством.
11. Любимое дело В.Г.Сутеева?
12. Одна из профессий В.Г.Сутеева?
13. Человек, который занимается созданием словесных произведений.
14. Какой рукой рисовал Сутеев?
- Чему учат сказки В. Сутеева?
( Учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте)
Показать кружки: красный – урок прошёл интересно, жёлтый урок прошёл неинтересно, синий – урок был скучным.
= Награждение победителей.
= Рекомендация книг для чтения.
Книги и фильмы, сделанные В. Сутеевым - это большие и трогательные уроки добра, любви к природе, настоящей дружбы, объяснение мудрости и простых истин.
- Я советую вам прочитать другие его произведения.
- Занятие закончено. Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО "Лето в произведениях художников", 2 класс
Презентация к уроку №1 ИЗО 2 класс, УМК "Перспектива", автор учебника Т. Я. Шпикалова...
Презентация по произведению В.Сутеева "Цыплёнок и утёнок"
Презентация, как наглядное пособие, может быть использована на уроках литературного чтения в первых классах....
Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)
.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...
презентация по чтению "Произведения Носова" 3 класс
презентация по чтению "Произведения Носова" (с сайта 1 сентября)...
Конспект урока по математике на тему: "Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой " 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой»Цель урока: закреплять умение заменять сложение умножением; совершенствова...
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
по материалам М.Р. Львова...
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...