Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
по материалам М.Р. Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_dramaticheskimi_proizvedeniyami_v_nachalnyh_klassah.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков).
Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.
Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость:
- сочетания речи с пантомимой,
- разыгрывания действия в мизансценах,
- соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением.
Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображении по силам только квалифицированному читателю.
Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя:
- осознания раскодированных печатных знаков,
- воссоздания в воображении определенных картин,
- представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьер
Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстрации к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позиции героев и предположительное содержание изображенных сцен.
В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.
Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация.
Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.
Анализ драматического произведения:
- нужно уяснить сюжетную линию,
- установить причинно-следственные связи событии,
- дать характеристику действующим лицам;
- с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения;
- работу над тропами, над живописным образом и т.п.
В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.
Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском.
- На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
- Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.
Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сформированности их читательских умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над литературными произведениями
Правила чтения и обращения с книгой 1. Не берите книги грязными руками. 2. Читайте, сидя за удобным столом. 3. Держите кн...
Методика работы над лирическим произведением о родине и природе
Методика работы над лирическим произведением о Родине...
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...
Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ
Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из ...
Презентация "Методика работы над эпическими произведениями.Басня"
Презентация по дисциплине "Методика преподавания литературы в начальных классах" тема"Методика работы над эпическими произведениями. Басня"...
Методика работы над обучающим изложением в начальных классах
Данная методика предназначена для учителей начальных классов: работа над изложением для вторых-четвёртых классов....
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...