Формирование читательской самостоятельности в начальной школе
статья по чтению на тему
Статья посвящена проблеме формирования читательской самостоятельности учеников начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._formirovanie_chit._sam-ti.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
21 век - век информации. Информационное общество предъявляет особые требования к системе образования. Целью образования становится формирование личности с высоким уровнем информационной культуры.
Образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, так как информацию надо перерабатывать в полезное знание.
Книга – коллективная память, объект накопления и распространения знаний и человеческого опыта документ, который не потерял актуальность в современном мире.
Детское молодежное чтение – важнейший залог жизнеспособности нации и ее будущего расцвета. России сегодня, как никогда раньше, нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, поднимать ее престиж в мире, возрождать былую славу, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня – воспитать таких людей.
Приобщение детей к чтению имеет и огромное социальное значение, обеспечивая возможность личностного развития каждого ребенка, равенство жизненного старта независимо от доходов семьи, в которой он растет. Ведь ум, как известно, купить невозможно, зато его можно развить чтением великих книг, способных рождать великих людей.
Одна из причин снижения интереса к чтению – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, чтобы она вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
кроме выше упомянутого влияния средств массовой информации и многочасовым сидением перед телевизором, компьютером, следует сказать о
том, что резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло; изменение позиций взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс, резко сокращается чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения.
Особое внимание решению актуальнейшего вопроса читательской самостоятельности школьников должно быть уделено в начальной школе,
так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги – собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги – собеседники, доступные данному возрасту. Для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.
Процесс формирования ребенка – читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.
«Высшая ступень читательской деятельности – добиться самостоятельности в чтении, способности осознанно выбирать, без посторонней помощи прочитывать книгу, на каком уровне бы читатель не находился, какого бы возраста он ни был» - говорит Н.Н. Светловская.
Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как сила, влекущая к чтению.
Методисты выделяют три этапа развития интереса: любопытство, любознательность и познавательный интерес.
Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения.
Ведь подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребенок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребенка «видеть невидимое».
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считается следующие:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- соревнование;
- работа в группе и в парах;
- уроки в нетрадиционной форме;
- создание ситуаций успеха;
- доверие к ученику и др.
В целях развития интереса к предмету полезно использовать различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, игровые викторины.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
- опираться на желания читать по выбору;
- учитывать интересы и склонности;
- поддерживать соперничество;
- обращаться к самолюбию;
- одобрять успех, хвалить;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- критиковать, сопереживая...
Основная метапредметная цель учебника «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»), в соответствии с требованиями ФГОС, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания овладевают и читательскими умениями. Работа по формированию специальных читательских умений продолжается дальше во всех классах, усложняясь по мере взросления школьника. Целостность курса литературного чтения позволяет заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика начальной школы.
Например, после того как в первом классе дети практически знакомятся со сказкой, рассказом, стихотворением, во втором классе они уже получают понятие о сказках (авторских, бытовых, о животных). При этом в учебнике ученик может самостоятельно найти ответ на вопрос, что такое потешка или что такое загадка.
В третьем и четвертом классах литературоведческие знания дополняются знакомством с эпитетами, сравнениями. Дети узнают о темпе чтения, логическом ударении, о паузах, упражняются в чтении текстов с соблюдением темпа и пауз, выделением логических ударений.
Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Это могут быть собственные загадки, стихотворные строки, сказки и рассказы с героями изученных произведений. Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшим направлением в работе над литературным произведением.
Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Среди особенностей программы, которые способствуют формированию читательской самостоятельности, необходимо отметить следующие:
- использование схем, таблиц, кроссвордов;
- разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифференцированный подход в обучении;
- осуществлении самоконтроля и самооценки.
На уроках формируются читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплет, обложка, иллюстрации, оглавление), развитие навыков работы в библиотеке. Дети учатся решать практические задачи: ставить вопросы к тексту, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части и составлять простой план, пересказывать произведение по плану, определять тему и жанр незнакомой книги, работать со справочной литературой.
Важно продуманно отнестись учителю и к домашнему заданию. Доказано, что нежелательна распространенная ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он чаще всего отказывается выполнять задание.
Перед тем, как задать задание на дом, мы должны помнить, что его доступность укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно очень важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.
Наблюдая за успехами моих учеников, можно с уверенностью сказать, что системная работа по литературному образованию школьников помогает в решении одной из главных задач школы: развитию у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №13» г. Ульяновска
Статья
«Формирование читательской самостоятельности в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
Босая Светлана Алексеевна
г.Ульяновск, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...
Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»
Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья содержить приемы работы по формированию читательской компитентности учащихся....
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....
Формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читатель...