Формирование читательской самостоятельности в начальной школе
статья по чтению на тему
Статья посвящена проблеме формирования читательской самостоятельности учеников начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
21 век - век информации. Информационное общество предъявляет особые требования к системе образования. Целью образования становится формирование личности с высоким уровнем информационной культуры.
Образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, так как информацию надо перерабатывать в полезное знание.
Книга – коллективная память, объект накопления и распространения знаний и человеческого опыта документ, который не потерял актуальность в современном мире.
Детское молодежное чтение – важнейший залог жизнеспособности нации и ее будущего расцвета. России сегодня, как никогда раньше, нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, поднимать ее престиж в мире, возрождать былую славу, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня – воспитать таких людей.
Приобщение детей к чтению имеет и огромное социальное значение, обеспечивая возможность личностного развития каждого ребенка, равенство жизненного старта независимо от доходов семьи, в которой он растет. Ведь ум, как известно, купить невозможно, зато его можно развить чтением великих книг, способных рождать великих людей.
Одна из причин снижения интереса к чтению – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, чтобы она вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
кроме выше упомянутого влияния средств массовой информации и многочасовым сидением перед телевизором, компьютером, следует сказать о
том, что резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло; изменение позиций взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс, резко сокращается чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения.
Особое внимание решению актуальнейшего вопроса читательской самостоятельности школьников должно быть уделено в начальной школе,
так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги – собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги – собеседники, доступные данному возрасту. Для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.
Процесс формирования ребенка – читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.
«Высшая ступень читательской деятельности – добиться самостоятельности в чтении, способности осознанно выбирать, без посторонней помощи прочитывать книгу, на каком уровне бы читатель не находился, какого бы возраста он ни был» - говорит Н.Н. Светловская.
Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как сила, влекущая к чтению.
Методисты выделяют три этапа развития интереса: любопытство, любознательность и познавательный интерес.
Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения.
Ведь подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребенок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребенка «видеть невидимое».
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считается следующие:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- соревнование;
- работа в группе и в парах;
- уроки в нетрадиционной форме;
- создание ситуаций успеха;
- доверие к ученику и др.
В целях развития интереса к предмету полезно использовать различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, игровые викторины.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
- опираться на желания читать по выбору;
- учитывать интересы и склонности;
- поддерживать соперничество;
- обращаться к самолюбию;
- одобрять успех, хвалить;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- критиковать, сопереживая...
Основная метапредметная цель учебника «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»), в соответствии с требованиями ФГОС, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания овладевают и читательскими умениями. Работа по формированию специальных читательских умений продолжается дальше во всех классах, усложняясь по мере взросления школьника. Целостность курса литературного чтения позволяет заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика начальной школы.
Например, после того как в первом классе дети практически знакомятся со сказкой, рассказом, стихотворением, во втором классе они уже получают понятие о сказках (авторских, бытовых, о животных). При этом в учебнике ученик может самостоятельно найти ответ на вопрос, что такое потешка или что такое загадка.
В третьем и четвертом классах литературоведческие знания дополняются знакомством с эпитетами, сравнениями. Дети узнают о темпе чтения, логическом ударении, о паузах, упражняются в чтении текстов с соблюдением темпа и пауз, выделением логических ударений.
Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Это могут быть собственные загадки, стихотворные строки, сказки и рассказы с героями изученных произведений. Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшим направлением в работе над литературным произведением.
Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Среди особенностей программы, которые способствуют формированию читательской самостоятельности, необходимо отметить следующие:
- использование схем, таблиц, кроссвордов;
- разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифференцированный подход в обучении;
- осуществлении самоконтроля и самооценки.
На уроках формируются читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплет, обложка, иллюстрации, оглавление), развитие навыков работы в библиотеке. Дети учатся решать практические задачи: ставить вопросы к тексту, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части и составлять простой план, пересказывать произведение по плану, определять тему и жанр незнакомой книги, работать со справочной литературой.
Важно продуманно отнестись учителю и к домашнему заданию. Доказано, что нежелательна распространенная ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он чаще всего отказывается выполнять задание.
Перед тем, как задать задание на дом, мы должны помнить, что его доступность укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно очень важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.
Наблюдая за успехами моих учеников, можно с уверенностью сказать, что системная работа по литературному образованию школьников помогает в решении одной из главных задач школы: развитию у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №13» г. Ульяновска
Статья
«Формирование читательской самостоятельности в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
Босая Светлана Алексеевна
г.Ульяновск, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/26/picture-659856-1535281632.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755315-1455475177.jpg)
Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»
Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896560-1487516114.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья содержить приемы работы по формированию читательской компитентности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-208101-1452768691.jpg)
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-262383-1525617834.jpg)
Формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читатель...
Выступлние на тему: "Формирование читательской самостоятельности в начальной школе"
Формирование читательской самостоятельности в младших классах...