Формирование читательской самостоятельности в начальной школе
статья по чтению на тему

Босая Светлана Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования читательской самостоятельности учеников начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._formirovanie_chit._sam-ti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

        ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

                                     В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

          21 век - век информации. Информационное общество предъявляет особые требования к системе образования. Целью образования становится формирование личности с высоким уровнем информационной культуры.  

Образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, так как информацию надо перерабатывать в полезное знание.

          Книга – коллективная память, объект накопления и распространения знаний и человеческого опыта документ, который не потерял актуальность в современном мире.

          Детское молодежное чтение – важнейший залог жизнеспособности нации и ее будущего расцвета. России сегодня, как никогда раньше, нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, поднимать ее престиж в мире, возрождать былую славу, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня – воспитать таких людей.

          Приобщение детей к чтению имеет и огромное социальное значение, обеспечивая возможность личностного развития каждого ребенка, равенство жизненного старта независимо от доходов семьи, в которой он растет. Ведь ум, как известно, купить невозможно, зато его можно развить чтением великих книг, способных рождать великих людей.

          Одна из причин  снижения интереса к чтению – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным.

          Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

          Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, чтобы она вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают?  Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?

          Существуют разные причины такого спада:

кроме выше упомянутого влияния средств массовой информации и многочасовым сидением перед телевизором, компьютером, следует сказать о

том, что резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло; изменение позиций взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс, резко сокращается чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения.

          Особое внимание решению актуальнейшего вопроса читательской самостоятельности школьников  должно быть уделено в начальной школе,

так как она  является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

          Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги – собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги – собеседники, доступные данному возрасту.  Для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.

          Процесс формирования ребенка – читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.

           «Высшая ступень читательской деятельности – добиться  самостоятельности в чтении, способности осознанно выбирать, без посторонней помощи прочитывать книгу, на каком уровне  бы  читатель не находился, какого бы возраста он ни был» - говорит Н.Н. Светловская.

          Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить  интерес, как сила, влекущая к чтению.

          Методисты выделяют три этапа развития интереса: любопытство, любознательность и познавательный интерес.

          Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения.

          Ведь подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребенок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребенка «видеть невидимое».

          Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.                                                                                     Разумными и полезными считается следующие:

- новизна;

- связь с жизненными ситуациями;

- практическое применение знаний;

- соревнование;

- работа в группе и в парах;

- уроки в нетрадиционной форме;

- создание ситуаций успеха;

- доверие к ученику и др.

          В целях развития интереса к предмету полезно использовать различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, игровые викторины.

          Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:

- опираться на желания читать по выбору;

- учитывать интересы и склонности;

- поддерживать соперничество;

- обращаться к самолюбию;  

- одобрять успех, хвалить;  

- показывать достижения;

- признавать достоинства;

- критиковать, сопереживая...

          Основная метапредметная цель учебника «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»), в соответствии с требованиями ФГОС, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

          Уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания овладевают и читательскими умениями. Работа по формированию специальных читательских умений продолжается дальше во всех классах, усложняясь по мере взросления школьника. Целостность курса литературного чтения позволяет заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика начальной школы.

          Например, после того как в первом классе дети практически знакомятся со сказкой, рассказом, стихотворением, во втором классе они уже получают понятие о сказках (авторских, бытовых, о животных). При этом в учебнике ученик может самостоятельно найти ответ на вопрос, что такое потешка или что такое загадка.

          В третьем и четвертом классах литературоведческие знания дополняются знакомством с эпитетами, сравнениями. Дети узнают о темпе чтения, логическом ударении, о паузах, упражняются в чтении текстов с соблюдением темпа и пауз, выделением логических ударений.

          Высшим  уровнем  самостоятельной  творческой  работы  является  создание  собственного  произведения. Это могут быть собственные загадки, стихотворные строки, сказки и рассказы с героями изученных произведений. Развитие  творческих  способностей  младших  школьников   является  важнейшим  направлением  в работе над литературным произведением.

          Важнейшим итогом обучения  должно  стать литературное  развитие школьников,  устойчивая  потребность и способность читать книги по осознанному выбору,  стремление к самообразованию  и  саморазвитию.

          Среди особенностей программы, которые способствуют формированию читательской самостоятельности, необходимо  отметить  следующие:

- использование схем,  таблиц, кроссвордов;

- разноуровневые задания,  позволяющие осуществить дифференцированный подход в обучении;

- осуществлении самоконтроля  и  самооценки.

          На уроках формируются  читательские  умения:  знание фамилий  авторов, умение правильно  назвать  произведение,  ориентировка  в «строении» книги (переплет,  обложка,  иллюстрации,  оглавление),  развитие навыков  работы  в библиотеке. Дети учатся решать практические задачи: ставить вопросы к тексту, выполнять задания  и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части и составлять простой план, пересказывать произведение по плану, определять тему и жанр незнакомой книги, работать со справочной литературой.

          Важно продуманно отнестись  учителю и к домашнему заданию. Доказано, что нежелательна распространенная  ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он чаще всего отказывается выполнять задание.

          Перед тем, как задать задание на дом,  мы должны помнить, что его доступность укрепляет веру ребенка в свои силы,  ставит его в ситуацию успеха,  поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком  сначала громкого, а позднее (что особенно очень важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения  в дальнейшем.

          Наблюдая за успехами моих учеников, можно с уверенностью сказать, что системная работа по литературному образованию школьников помогает в решении одной из главных задач школы:  развитию у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                        «Гимназия №13» г. Ульяновска

                                                          Статья

«Формирование читательской самостоятельности в начальной школе»

Автор: учитель начальных классов

Босая Светлана Алексеевна

г.Ульяновск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»

Учебный проект  «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из  факторов развития речи»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читатель...