ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Файзуллина Оксана Владимировна

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx120.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

        Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении; самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

        Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. (1)

Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Появление планируемых результатов программы «Чтение. Работа с информацией" обусловлено необходимостью оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристики выпускника начальной школы.

  Кроме уроков литературного чтения, главной задачей которых является работа с художественным текстом, в нашей гимназии уже 4 года идет активная разработка и реализация курса «Грамотное чтение». Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что современные дети относительно мало читают. Телевидение,  видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Кроме этого наблюдается недостаток живого общения со сверстниками, взрослыми. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Отличительной особенностью курса «Грамотное чтение» является процесс формирования «грамотного читателя», который включает в себя не только повышение качества чтения, но и уровня понимания прочитанного.

Именно уроки грамотного чтения предполагают работу не только с художественными текстами, но и других жанров.

Ключевая задача курса  - не только обеспечить предметную подготовку учащихся, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Внимание учащихся  направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.  Все  это  требует  новых  форм  работы.

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебной  работы, которые  нами используются,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом  формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, как на уроках литературного чтения, так и грамотного предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (3)

         Если посмотреть на три   стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

        В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения: 

  • Прием «Чтение с пометами»
  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»
  • Прием «Чтение с остановками»

Приемы активизации ранее полученных знаний: 

  • Прием  «Ассоциация»
  • Прием  «Ключевые слова»
  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала: 

  • Прием  «Составление кластера»
  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и   «Диаманта»

 

  • Прием «Цветопись»
  • Прием « Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

  • Метод  «Шесть шляп критического мышления
  • Прием «Учебный мозговой штурм»
  • Прием «Письмо по кругу»

          Маркировочные таблицы: 

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
  • Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». (2)

Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Библиографический список

  1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения./ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
  3.  Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс ««Дельта», 2003. – 192 с.

Но читательская компетентность формируется не только на уроках литературного чтения.В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет  система внеклассной работы по данному направлению.

Вся система внеклассной работы направлена на  организацию активной читательской деятельности младших школьников; формирование положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению; развитие читательских и речевых умений; стимулирование  творчества детей, развитие индивидуальных способностей каждого ученика. Она включает в себя работу кружков внеклассного чтения, плановую внеурочную работу в классах и параллелях, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленные на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников.

Занятия кружков внеклассного чтения начинается с первого класса. Кружковая работа позволяет расширить круг чтения учащихся и разнообразить формы работы с книгой.  На начальном этапе работы кружка внеклассного чтения внимание ребенка концентрируется на чтении учителем вслух художественных произведений. Через выразительное чтение вслух формируется отношение к книге как к источнику радости,  вызывается интерес к тексту произведения и желание читать самому. Живые картины и небольшие инсценировки, а также игры со словами из текста, разгадывание кроссвордов, ребусов, анаграмм и шарад — всё это помогает ребенку полюбить книгу и эмоционально воспринимать процесс чтения.

Массовая внеурочная работа начинается с Праздника Азбуки в первых классов,  а в следующих параллелях  в рамках реализации подпроекта ежегодно проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. В нашей школе проходят праздники,  посвященные не только известным детским русским писателям, но и англоязычным (А. Милну, М. Твену). Дети любят такие праздники, т.к. в  конкурсах, выставках рисунков по прочитанным книгам, драматических инсценировках они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал, активно привлекают родителей к созданию костюмов, декораций.  Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое  чтение не только программных произведений, но и значительно расширяется их читательский кругозор.

В школе уже стало традицией проведение ежегодного школьного тура олимпиады ПЛЮС БИБЛИО в рамках Недели детской книги в  марте месяце. В школьном туре олимпиады в основном принимают участие учащиеся 3-4, 6-7 классов.  Цель проведения олимпиады: развитие информационной культуры учащихся как фактора повышения познавательной активности учащихся, воспитание культуры чтения.

Олимпиада проходит в форме игры по станциям в два дня. В ее подготовке и проведении принимают участие учителя-предметники и учащиеся старших классов, которые самостоятельно разрабатывают задания и отвечают за организацию работы  на определенных станциях.

Во время прохождения станций участники должны показать знания:

  •  русского языка  и основ библиотечно-библиографической грамотности;
  • периодических изданий («Мурзилка», «Костер», «Автобус», «Читайка»);
  • героев и авторов литературных произведений;

       умения: работать со справочным аппаратом книги; работать со справочными изданиями; представить (устно) предложенную книгу или журнал.

Через развитие интереса к книге олимпиада формирует  осознанное  умение  полноценной интеллектуальной работы. Овладение учащимися рациональными способами читательской деятельности способствует развитию их познавательных интересов, активизирует их учебную и познавательную деятельность. За все время проведения школьного тура олимпиады ПЛЮС БИБЛИО у нас накопилось много материалов,  и  сейчас мы готовим к публикации методическое пособие в помощь педагогам и школьным библиотекарям.

Последние три года традиционным мероприятием, направленным на воспитание творческого читателя,   стали Литературные чтения. В подготовку и проведение этого мероприятия включены все учащиеся начальной школы. Литературные чтения посвящаются   творчеству писателя-юбиляра  или исторического деятеля, чей юбилей отмечается в текущем учебном году. В 2009 году у нас прошли Литературные чтения, посвященные 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в 2010 году они были посвящены творчеству С.А. Есенина. К 300-летию М.В. Ломоносова в 2011 году это мероприятие было проведено в виде игры по станциям.

Подготовительный этап подготовки Литературных чтений занимает большой период времени (не менее месяца). В этот период учащиеся под руководством учителя читают произведения поэта (писателя), при этом круг их чтения не ограничивается рамками школьной программы; узнают об основных этапах жизни поэта (писателя) и событиях, связанных с историей создания его произведений; на уроках анализируются художественные особенности произведений, выразительные средства языка. Учащиеся делают рисунки к понравившимся произведениям, иллюстрируют образные выражения, пишут отзывы о прозаических произведениях.  В  классах проходят конкурсы чтецов, готовятся музыкальные, танцевальные номера, инсценировки.

В этот период организаторы разрабатывают общий сценарий и на его основе создают  мультимедийную презентацию. Этот большой тематический период завершается совместным мероприятием, которое мы назвали «Литературные чтения». Эмоциональному настрою помогает тщательно подобранная музыка. Звучит живой, интересный рассказ о поэте, подкрепляемый на экране фотографиями, произведениями живописи, видеофрагментами. Детские рисунки могут быть использованы в презентации в виде слайдшоу или для создания видеоклипов. В рассказ логично включены выступления детей: они читают стихи, некоторые из них инсценируют;  поют песни, романсы на стихи поэта, исполняют танец под музыку к его стихам. Всё это позволяет провести наши Литературные чтения на высоком эмоционально-эстетическом уровне. Дети не только много читают в процессе подготовки, но и принимают живое и непосредственное участие в этом мероприятии. Его четкая организация создает продуктивную, творческую атмосферу для всех участников, включая родителей учащихся.

Без участия  родителей решить проблему  развития   читательской компетентности у учащихся начальной школы практически невозможно. Взаимодействие с родителями – одно из приоритетных направление работы педагогического коллектива. Работа с родителями проходит поэтапно. На первом этапе  мы проводим мониторинги, анализируем проблемы семейного чтения, изучаем информационные потребности родителей и  возможные формы взаимодействия. Мониторинги проходят в форме анкетирования «Роль книги в жизни ребенка», опросов, теста-рисунка «Вечер в моей семье», который дети рисуют в классе. По результатам проведенного исследования в течение  учебного года по параллелям проходят тематические родительские собрания «Недетские проблемы детского чтения» и «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка».  

Какую помощь хотят получить родители от школы в решении этой сложной проблемы? Большинство родителей хотят получать информацию о новинках современной детской литературы, рекомендации по использованию Интернет-ресурсов, направленных на поддержку детского чтения, возможность получения индивидуальных консультаций, методические рекомендации специалистов в области детского чтения. В помощь родителям были подготовлены методические рекомендации по организации семейного чтения, рекомендательный список литературы. В школьной медиатеке  по желанию родителей проходят обзоры образовательных Интернет-ресурсов, направленных на поддержку детского чтения и пропаганду книг. Материалы в помощь родителям опубликованы на сайте школьной медиатеки.   Работа с родителями – это трудоемкая и кропотливая работа и, на наш взгляд, она дает пока незначительные результаты. Необходимо искать новые формы взаимодействия с родителями, например, совместные внеклассные мероприятияучеников и их родителей, индивидуальные консультации (возможно, на сайте в режиме он-лайн). В работе с детьми интересно привлечение внешних партнеров: библиотек, музеев, издательств, а также активное использование Интернет-ресурсов в пропаганде чтения.

Своим опытом работы по развитию читательской компетентности учащихся мы охотно делимся с коллегами. В прошлом учебном году на базе нашей школы мы провели Круглый стол по теме «Чтение – основа информационной культуры»,  в котором приняли участие педагоги начальной школы и школьные библиотекари Центрального района. Тема Круглого стола оказалась очень актуальной, состоялся  интересный разговор, обмен опытом.  И по просьбе коллег на базе нашей школы в этом учебном году прошел районный семинар для учителей начальной школы с показом открытых уроков литературного чтения на всех параллелях начальной школы.  Все участники семинара в качестве раздаточного материала получили методическое пособие «Чтение – основа информационной культуры»: из опыта работы ОУ (с мультимедийным приложением)», которое подготовил педагогический коллектив школы. Семинар получил высокую оценку. Был отмечен высокий уровень проведенных открытых уроков, научное и методическое обоснование представленных материалов, их актуальность и практическая значимость.

Уже несколько лет я работаю над формированием читательской компетенции младших слабовидящих школьников. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и областной библиотеки им. А. Гайдара.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы

В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:

1. ИКТ. Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мульт-проектов.

2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников, коммуникативной компетентностью, личностным развитием.

3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо учитывать возможности зрительного восприятия слабовидящих учащихся (остроту, поле зрения, цветововые предпочтения, наличие оптических средств коррекции, освещение рабочего пространства, дозировку непрерывной зрительной нагрузки, темп деятельности и т.д.). Особое внимание необходимо уделять развитию предметных представлений у младших школьников, так как зрительный опыт у данной категории детей очень ограничен, многим из них присущ вербализм знаний. Работая со слабовидящими учащимися, необходимо строго соблюдать требования к наглядности. Создавая презентации к урокам, учителю следует учитывать требования к размеру, цвету, контрастности шрифтов, фону, по возможности избегать информационной загруженности слайдов, чрезмерной бессмысленной анимации.

В результате кропотливой, систематической урочной и внеурочной работы у учащихся наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

Урок литературного чтения. Тема: "Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне"

2 класс

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с биографией великого русского поэта;
  • познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева о весне;
  • учить анализировать поэтические произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;
  • развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Коррекционные:

  • развивать и корригировать предметные представления слабовидящих учащихся;
  • развивать и активизировать словарный запас младших школьников;
  • корригировать зрительное восприятие, образное, логическое мышление и внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Учебные материалы:

1) учебник "Родная речь" (сост. Л.Ф.Климанова и др.);

2) плакат "Времена года. Весна".

Используемые ресурсы:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3)экран;

4) аудиозаписи:

  • цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди;
  • цикла "Времена года" ("Апрель") П.И.Чайковского;

Ход урока

I. Организационный момент

1. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди.

На её фоне учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле...
 (дети хором: "Весна!")

Слайд №2

II. Постановка темы, цели урока

1. Актуализация знаний.

- Это тема нашего сегодняшнего урока чтения. Мы приступаем к изучению нового раздела - "Люблю природу русскую" - и из зимы перенесёмся в весну. А помогут нам в этом стихи и музыка.

- Давайте вспомним приметы весны? Посмотрим на плакат. (Слайды №3,4,5,6)

- А сейчас послушайте и постарайтесь разгадать загадки о весне (Слайд № 7)

- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- А чьи стихи мы будем читать? Внимание на экран. (Слайд № 8)

- Читайте слоги одинакового цвета, и вы прочтёте фамилию, имя и отчество замечательного поэта XIX века.

ФЁ-ИВА-ДОР-ТЮТ-НОВИЧ-ЧЕВ (Слайд № 9)

(На экране появляются расшифрованные фамилия, имя, отчество поэта и его портрет.)

- А сейчас давайте познакомимся с биографией поэта. Учащиеся читают подготовленные к уроку сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. (Слайд № 10,11,12)

2. Повторение об особенностях стихотворных произведений(Слайд №13)

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)

- Конечно, весна - прекрасное время года. И поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. В этом мы убедимся сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока

(Слайд № 14)

а) Словарная работа. Работа учащихся с толковыми словарями.

  • Всё засуетилось - всё беспорядочно, торопливо задвигалось.
  • Нудит вон (устар.) - принуждает, заставляет уйти.
  • Хлопочет - усердно, суетливо трудится.
  • Наперекор - вопреки

б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).

Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И.Тютчев. (Звучит "Апрель" ("Подснежник") П.И.Чайковского.)

в) Первичная проверка понимания: беседа.

- Понравилось ли вам стихотворение?

Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Вы заметили, что поэт пишет о зиме, и весне, как о живых существах? Кто помнит, как называется такой поэтический приём? (Олицетворение.)

Как названа зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

г) Работа с текстом.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- А какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- Значит, с каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

д) Выразительное чтение (Слайд №15,16)

- Замечательно справились. Думаю, что автору бы понравилось.

IV. Физ.минутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением "Весенние воды".

а) Словарная работа (Слайд № 17)

  • Брег - берег
  • Блещут - блестят
  • Гласят - говорят, кричат
  • Гонцы - посланцы

б) Первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).

в) Проверка понимания. Беседа.

Какое настроение передаёт нам поэт?

- Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения?

(Быстрое движение и блеск воды, её шум, свет солнца вызывают бурную радость (её возвещают воды). Радость сменяется ожиданием "тихих, тёплых майских дней", а настроение - тихой, светлой радостью.)

г) Работа с текстом.

Прочитайте первые две строчки стихотворения "Весенние воды". О каком периоде весны в них говорится?

- Дочитайте стихотворение "жужжащим чтением".

- Какие звуки мы слышим при чтении стихотворения? (Шум весенней воды.)

- Кого называет поэт гонцами?

- О каком хороводе он говорит?

- С каким настроением надо читать это стихотворение?

г) Повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2-3 чел.).

(Слайд №18,19)

VI. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Кто их автор?

- Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?

VII. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию.

Выводы обсуждаются на тематических родительских собраниях, семинарах.

5 причин, по которым надо читать книги

  1. Чтение содействует успешному  освоению грамотного письма детьми.
  2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
  3. Ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально
  4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
  5. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности

Анкета для родителей

  • Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?
  • Как вы это поощряете?
  • Обсуждаете ли вы со своимребенком прочитанное?
  • Считаете ли вы себяактивным читателем?

5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей

  1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения
  2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи
  3. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов
  4. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения
  5. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей

Как стать родителем читающего ребёнка

  • Показывайте свою заинтересованность.
  • Не давите на ребёнка.
  • Читайте книги снова и снова.
  • Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
  • Читайте медленно и громко.
  • Окружайте ребёнка книгами.
  • Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам.
  • Читайте с ребёнком каждый день.

В практику нашей образовательной среды введены акции совместного творческого взаимодействия семьи и педагогического коллектива, что способствует формированию читательской компетентности обучающихся.

«Приёмы работы с текстом по УМК «Перспективная начальная школа»                                                       Т.П.Широбокова, учитель начальных классов, С.В.Атнашева, учитель начальных классов 

Одной из форм работы по привлечению обучающихся к чтению является работа с репродукциями картин. В УМК «Перспективная начальная школа» это сборник репродукций «Музей в твоём классе», который мы используем в рамках внеурочной деятельности.

Цель программы:

-познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

-дать начальное представление о логике развития живописного языка;

-сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.

Формируются интеллектуальные умения обучающихся: ориентироваться в жанре картины, определение темы и настроения автора, которыми он хотел поделиться со зрителями. Обучающиеся осваивают лексику, учатся устанавливать причинно-следственные связи.

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Большое значение для достижения целей имеет использование инструментов при работе: рамки, лупы.

Фрагмент 1. Борис Кустодиев «Морозный день»

Рассмотрите улицу, изображенную на картине. Какие строения вы увидели? По каким приметам можем судить, что почти все здания хорошо отапливаются? Какой дым идет из труб? (Идет не тонкой струйкой, а мощными столбами, значит, печи топят усиленно). Почему в этот день необходимо топить усиленно, особенно хорошо? Есть ли на картине другие подтверждения, что день морозный? (солнце красноватого цвета, иней на деревьях, малолюдно). Кого видите на улице? Лошадку около трактира заметили? Можно пользоваться лупой. Как вы думаете, лошадь возит людей или продукты для трактира? Быстро ли едут сани за спиной у дворника? Какие детали помогают ответить на этот вопрос? Рассмотрите ноги, хвост лошади. Какая еще деталь указывает на быстрый ход саней? Проверьте, одинаково ли развеваются лошадиный хвост и концы мехового воротника у одной из пассажирок. Видно ли по фигурам пассажирок, что на улице холодно? Какие звуки можно услышать?

Фрагмент 2. Урок развития речи. (Учебник «Русский язык. Часть 2. 2 класс, стр.34, упр.24)

Необыкновенная осень (К.Паустовский)

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Найди в тексте, что с чем сравнивается.

Как ты думаешь, автор хотел выразить какую-то мысль или поделиться своими впечатлениями, переживаниями?

Какие слова и выражения подтверждают твой ответ?

Художники сравнивают разные предметы по очертаниям и цвету. Так они обнаруживают красоту и единство мира.

«Музейный Дом» Татьяна Маврина «Костёр во дворе»

Художница снова изображает вид из окна. В комнате на окне стоит горшочек с луковицами, которые выпустили множество зелёных стрелок. Какие ещё предметы стоят на окне?

На этот раз окно на картине находится низко или высоко над землёй?

Какое время года изображено? Какое время суток? Что помогло догадаться? Рассмотри созвездие. Как оно называется?

На что похожи перья лука?

Разыщи все предметы жёлтого цвета. Закрой их ладошками. Что потеряла картина ночи без ярких пятнышек, огонёчков? Убери ладошки. Видно ли теперь, что весна на улице?

Использует ли художница приём сравнения? Какие предметы сравниваются по очертаниям? По цвету?

Как ты думаешь, что больше всего поразило художницу, когда она выглянула поздно вечером в окно?

1 «Технология продуктивного чтения».  Меньшикова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов. 

      Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, и не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего школьника чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе учащихся заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств.  От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

              В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

            Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

           Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

          При изучении художественных произведений главное  – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные  опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

             Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагается сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Фрагмент урока

Л.Толстой «Белка и волк»

 1 этап: Работа над содержанием до чтения

- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь на нашем уроке?

 -Составьте пословицу и объясните её смысл.

(Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы:)

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

            С ветки на ветку быстрый, как мяч,

            Скачет по лесу рыжий циркач.

            Вот на лету он шишку сорвал,

            Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

 

           Серовато, зубовато,

           По полю рыщет,

           Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Что могло между ними произойти?

- Какая тема будет главной? (Добро и зло)

-Проверим наши прогнозы.

 

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк? 

2ч. – О чём стала просить белка? 

      - Отпустил волк белку? С каким условием?

      - Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

     - Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт).    Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка?

(Басня, т. к. есть мораль, урок.)

-Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

 -Составим модель – описание героев басни.

(Работа в группах)

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он?

-Проверим ваши работы.

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

Что же такое добро?

(Работа в группах)

1группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.

 Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

4. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.

«Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС».

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения.  Педагоги всерьез озабочены этой проблемой. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Как сформировать у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения?

Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

В этом году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию к чтению, чтобы возник устойчивый интерес к чтению в период обучения и после него. А к концу 4 класса учащиеся имели бы оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.

Таким образом, возникли проблемы формирования ученика-читателя.

Проблемы: 
- противоречие между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; - противоречие между количеством часов (3ч) по литературному чтению в программе и невозможностью реализовать программу за это время; - противоречие между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Сформулировав проблему, увидев ее истоки, я поставила перед собой цель:
- выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений - выяснение влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов.

Цель работы определила конкретные задачи:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

На начальном этапе обучения в 1 классе  важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально.  Но простое чтение - скучный процесс и для учителя, и для детей, поэтому, чтобы рецептивный вид деятельности перешел в продуктивный, необходимо использовать разнообразные виды заданий с текстом, направленные на развитие обучающихся. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами.

Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. Поэтому формирование читательской компетентности должно происходить и на других предметах, кроме литературного чтения, и во внеурочной деятельности. Читательская компетентность определяется: 

  • владением техникой чтения; 
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; 
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; 
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 

Появиться ли на уроке то произведение, которое заставит ребёнка отложить в сторону, хотя бы на время, компьютерные игры, сотовый телефон или просмотр телевизора? Возможности расширения рамок урока даёт реализация программ внеурочной деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.

В качестве критериев интереса будем рассматривать:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. 
Исходя из этого, 
показателями читательского интереса младших школьников являются:1. положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); 2. заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); 3. увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 4. стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).

В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения

Прием «Чтение с пометами» Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия.Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

- Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

 

Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;

повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Используемая литература:

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение.
  2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО.
  3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – №6.
  4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа – №7.
  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта»,– 284 с.
  6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта»,– 192 с.

http://pedsovet.su/_pu/56/47384420.jpg

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся: 
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил: 
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; 
постараться построить как можно больше связей.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Синквейны по литературному чтению.

С. Чёрный  « Дневник  фокса Микки»( Литературное  чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

1.Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие.         (Серов Виктор)

  1. Дружба.
  2. Верная, честная.
  3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
  4. Дружба нужна каждому человеку.
  5. Привязанность.     ( Рудакова Мария)
  1. Дружба.
  2. Нужная, неразлучная.
  3. Понять, защитить, не предать.
  4. Не имей  сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Товарищество.    ( Чигирёв Егор)

М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

1.  Будущее.

2.  Счастливое, богатое.

3.  Задуматься, работать, создать.

4.  Будущее надо строить самому.

5.  Счастье.    ( Силантьев Александр)

  1. Будущее.
  2. Информационное, межпланетное,
  3. Предвидеть, предугадать,  тревожиться.
  4. О будущем надо задуматься.
  5. Неизвестность.   ( Малюгина Наталья)

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

·      1, 7 строчки – существительные антонимы;

·      2 – два прилагательных к первому существительному;

·      3 – три глагола к первому существительному;

·      4 – два словосочетания с существительными;

·      5 – три глагола ко второму существительному;

·      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

       Город

      Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                                                           

Известный город, маленькая деревня                

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

       Деревня

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее.

Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Читательская компетентность обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование читательской   компетентности обучающихся начальной школы в  условиях реализации ФГОС НОО...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...