Выступлние на тему: "Формирование читательской самостоятельности в начальной школе"
статья

Формирование читательской самостоятельности в младших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Меланьина Алина Евгеньевна учитель начальных классов в МБОУ ООШ №42.

Я хотела бы раскрыть одну из наиболее важных тем в образовательном процессе — формирование читательской самостоятельности у младших школьников. Ведь в условиях современного мира, насыщенного информацией, умение самостоятельно читать и анализировать текст становится не просто полезным навыком, а необходимостью.

Читательская самостоятельность — это не просто способность детей воспринимать текст. Это умение выбирать литературу по своим интересам, осмыслять прочитанное, делиться своими впечатлениями и высказывать собственное мнение. Поэтому наша задача как учителей начальных классов — создать такие условия, при которых дети смогут развивать эти навыки.

Первые шаги к формированию читательской самостоятельности:

  1. Создание комфортной читательской среды. В классе и в библиотеке должны быть уютные уголки для чтения, где дети смогут уединиться с книгой. Важно обеспечить доступ к разнообразной литературе — как художественной, так и научной.
  2. Выбор книг по интересам. Мы должны учить детей выбирать книги, ориентируясь на свои предпочтения. Это можно сделать через регулярные обсуждения прочитанных книг, создание книжных клубов и привлечение детей к подбору литературы.
  3. Постепенное включение в читательский процесс. Начинать стоит с простых текстов и совместного чтения. Постепенно дети должны переходить к самостоятельному чтению, начиная с небольших рассказов и заканчивая более сложными произведениями.
  4. Разнообразие видов чтения. Чтение не ограничивается только художественной литературой. Важно вводить детей в мир научной, справочной литературы, развивающих книг, чтобы расширить их горизонты.
  5. Обсуждение прочитанного. После чтения важно организовывать активные обсуждения, где каждый ребенок сможет высказать свои мысли и задавать вопросы. Это поможет развивать критическое мышление и утвердить уверенность в себе.
  6. Использование технологий. В наше время интернет и электронные ресурсы могут стать отличным подспорьем в формировании читательских умений. Создание блогов, участие в онлайн-дискуссиях могут стать интересными формами самостоятельной работы с текстом.

Заключение

Таким образом, формирование читательской самостоятельности у младших школьников — это задача, которая требует нашего внимания и творческого подхода. Создавая условия для чтения, поддерживая интерес детей и обучая их разнообразным способам восприятия информации, мы сможем помочь нашим ученикам стать самостоятельными читателями, которые смогут не только получать знания, но и получать удовольствие от чтения.

Список используемой литературы:

1. Абдуллина, А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений [Текст] : Научно-методические материалы. Часть 1 / А. А. Абдуллина. – М. : Академия, 1997 – 256 с.

2. Алферов, А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000 – 384 с.

3. Белинский, B. Г. O детской литературе [Текст] / В. Г. Белинский. – M. : Детская литература, 1983 – 430 c.

4. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М. : Педагогика, 1997 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках  "Окружающего мира" через систему упражнений."...

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"

В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....

Формирование читательской самостоятельности в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования читательской самостоятельности учеников начальных классов....