Выступлние на тему: "Формирование читательской самостоятельности в начальной школе"
статья
Формирование читательской самостоятельности в младших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_temu_formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Меланьина Алина Евгеньевна учитель начальных классов в МБОУ ООШ №42.
Я хотела бы раскрыть одну из наиболее важных тем в образовательном процессе — формирование читательской самостоятельности у младших школьников. Ведь в условиях современного мира, насыщенного информацией, умение самостоятельно читать и анализировать текст становится не просто полезным навыком, а необходимостью.
Читательская самостоятельность — это не просто способность детей воспринимать текст. Это умение выбирать литературу по своим интересам, осмыслять прочитанное, делиться своими впечатлениями и высказывать собственное мнение. Поэтому наша задача как учителей начальных классов — создать такие условия, при которых дети смогут развивать эти навыки.
Первые шаги к формированию читательской самостоятельности:
- Создание комфортной читательской среды. В классе и в библиотеке должны быть уютные уголки для чтения, где дети смогут уединиться с книгой. Важно обеспечить доступ к разнообразной литературе — как художественной, так и научной.
- Выбор книг по интересам. Мы должны учить детей выбирать книги, ориентируясь на свои предпочтения. Это можно сделать через регулярные обсуждения прочитанных книг, создание книжных клубов и привлечение детей к подбору литературы.
- Постепенное включение в читательский процесс. Начинать стоит с простых текстов и совместного чтения. Постепенно дети должны переходить к самостоятельному чтению, начиная с небольших рассказов и заканчивая более сложными произведениями.
- Разнообразие видов чтения. Чтение не ограничивается только художественной литературой. Важно вводить детей в мир научной, справочной литературы, развивающих книг, чтобы расширить их горизонты.
- Обсуждение прочитанного. После чтения важно организовывать активные обсуждения, где каждый ребенок сможет высказать свои мысли и задавать вопросы. Это поможет развивать критическое мышление и утвердить уверенность в себе.
- Использование технологий. В наше время интернет и электронные ресурсы могут стать отличным подспорьем в формировании читательских умений. Создание блогов, участие в онлайн-дискуссиях могут стать интересными формами самостоятельной работы с текстом.
Заключение
Таким образом, формирование читательской самостоятельности у младших школьников — это задача, которая требует нашего внимания и творческого подхода. Создавая условия для чтения, поддерживая интерес детей и обучая их разнообразным способам восприятия информации, мы сможем помочь нашим ученикам стать самостоятельными читателями, которые смогут не только получать знания, но и получать удовольствие от чтения.
Список используемой литературы:
1. Абдуллина, А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений [Текст] : Научно-методические материалы. Часть 1 / А. А. Абдуллина. – М. : Академия, 1997 – 256 с.
2. Алферов, А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000 – 384 с.
3. Белинский, B. Г. O детской литературе [Текст] / В. Г. Белинский. – M. : Детская литература, 1983 – 430 c.
4. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М. : Педагогика, 1997 – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках "Окружающего мира" через систему упражнений."...
Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"
Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"
В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....
Формирование читательской самостоятельности в начальной школе
Статья посвящена проблеме формирования читательской самостоятельности учеников начальных классов....
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...