Урок чтения во 2 классе.В.Осеева .Рассказ "Почему?"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению. 2класс
Тема: «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?»
Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
- )Организационный этап.- 2 мин.
- Речевая разминка.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.
-соотнесение иллюстрации и произведения;
- интервьюирование;
4) Первичное закрепление-20мин
- составление плана текста для пересказа.
-составление портрета главного героя;
-восстановление деформированного текста;
-работа с пословицами.
5) Творческая работа -5мин
6) Рефлексия -3мин.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению-2мин
Универсальные учебные действия.
1. Личностные:
-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; подбирать пословицы к тексту из предложенных и объяснять их смысл; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.
Для учащихся: рабочие листы к уроку, 3 палитры для групповой работы, краски, оценочный лист, карточки с пословицами, листочки со смайликами, конверты с домашним заданием.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.
Речевая разминка.
- Чтение слогов, гласных и согласных ( тихо, громко, высоко, отрывисто, с ускорением).
"Простите."
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко, и тихо
"Простите",- сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
(Наиль Юсупов)
-Какая главная мысль этого стихотворения?
-Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках?
-Какое «волшебное» слово встретилось в стихотворении?
-Подберите синоним к слову «простите». (Извините.)
Сообщение темы и цели урока. Мотивация к деятельности.
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказов и названия произведений. Что к чему относится?
«Хорошее» Слайд
«Волшебное слово» Слайд
«Почему?» Слайд
- Кто автор этих произведений?
- Вспомните, что в каждом рассказе хотела донести до нас В.Осеева?
Работа в парах по карточкам.
1. «Волшебное слово» Не будь жадным.
Один друг – хорошо, а много лучше.
2. «Хорошее» Говори всегда правду.
3. "Почему?" О доброте, какие волшебные слова мы
должны знать.
Не говори много, а делай.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Выборочное чтение и беседа по содержанию прочитанного (интервью):
«В гостях у автора»
Вопросы журналиста:
-Что однажды случилось с мальчиком?
-Почему мальчик не сразу признался маме?
-Как вел себя мальчик, когда обманул маму?
-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
-Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?
-Почему мальчик все-таки признался маме?
Как вёл себя пёс, когда его выгнали?( прочитайте).с.99
Чего боялся мальчик, наказания? ( прочитайте).с. 100
Какие воспоминания возникли у мальчика перед ночным окном?
Прочитайте отрывок, в котором говорится как мальчик решил признать свою вину.
Почему рассказ имеет такое название? Какие строчки это подтверждают?
4. Первичное закрепление.
1) составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках)
- Бум наказан.
- Мальчик с собакой.
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё почему.
- Это…Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке!
- Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5) Слайд
2)Составление портрета мальчика.
С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
-Сейчас, я предлагаю вам составить портрет главного героя.
(Работа в группах.)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику.
3)Игра « Замена»
Учитель читает предложения заменяя в них слова, а дети должны увидеть и правильно прочитать.
Что я изменила или пропустила?
5.Физкультминутка. (Релаксация под музыку.)
6. Работа с пословицами. (Работа в группах.)
Найдите пословицу, которая походит по смыслу к произведению.
1группа
1. Детей наказывают стыдом, а не грозою и кнутом.
- Поспешишь-людей насмешишь.
- Сделал дело-гуляй смело.
2группа
1. Никто так детям не верит, как мать родная.
- Друг познается в беде.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3группа
1. Материнский гнев, что весенний снег-и много выпадает, да скоро растает.
- На чужбине и собака тоскует.
- Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
7. Творческая работа.
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют.
-Какие краски вы использовали: темные или светлые?
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся опять к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Что мучило мальчика?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Рефлексия.
Учитель: Прочитайте пословицы.
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Нечистая совесть спать не дает.
- Ошибайся, да сознавайся.
- Где правда, там и счастье.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.
– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.
Оценивание.
9. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.
1конверт-составить рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
2конверт- пересказ 1части
-Изобразите свое настроение на листочке со смайликами. (под музыку)
Слайд
-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!
Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....
Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению 1 класс В. Осеева «Собака яростно лаяла»
Конспект урока с УУД...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...
Конспект урока чтения 1 класс В. Осеева "Три товарища" (с использованием ИКТ)
Использование проектора на уроках литературного чтения...