Урок чтения во 2 классе.В.Осеева .Рассказ "Почему?"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Румынская Анна Михайловна

урок по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._cht.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по литературному чтению. 2класс

Тема: «В.А.Осеева. Рассказ «Почему?»

Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Задачи:

- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

  1. )Организационный этап.- 2 мин.

              -  Речевая разминка.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.

-соотнесение иллюстрации и произведения;

- интервьюирование;

4) Первичное закрепление-20мин

  • составление плана текста для  пересказа.

-составление портрета главного героя;

-восстановление деформированного текста;

-работа с пословицами.

5) Творческая работа -5мин

6) Рефлексия -3мин.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению-2мин

Универсальные учебные действия.

1. Личностные:

-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; подбирать пословицы к тексту из предложенных и объяснять их смысл;  понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа.

Оборудование для учителя:   мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой,  карточка с названием рассказа “Почему?”.

Для учащихся: рабочие листы к уроку, 3 палитры для групповой работы, краски, оценочный лист, карточки с пословицами, листочки со смайликами,  конверты  с домашним заданием.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро

          При встрече здороваться:

          “Доброе утро!”

           Доброе утро солнцу и птицам!

          Доброе утро улыбчивым лицам.

       

  • Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.

Речевая разминка.  

  1. Чтение слогов, гласных и согласных ( тихо, громко, высоко, отрывисто, с ускорением).  

"Простите."

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко,  и тихо
"Простите",- сказал.


И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...


"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

(Наиль Юсупов)

-Какая главная мысль этого стихотворения?

-Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках?

-Какое «волшебное» слово встретилось в стихотворении?

-Подберите синоним к слову «простите». (Извините.)

Сообщение темы и цели урока.  Мотивация к деятельности.

  • У меня на доске расположены иллюстрации из рассказов  и названия произведений. Что к чему относится?

«Хорошее»                     Слайд

«Волшебное слово»      Слайд

«Почему?»                     Слайд

  • Кто автор этих произведений?
  • Вспомните, что в каждом рассказе хотела донести до нас В.Осеева?

Работа в парах по карточкам.

1. «Волшебное слово»                                    Не будь жадным.

        Один друг – хорошо, а много лучше.

2. «Хорошее»                                          Говори всегда правду.

             

           3. "Почему?"                                    О доброте, какие волшебные слова мы    

                                                                     должны знать.  

              Не говори много, а делай.

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Выборочное чтение и беседа по содержанию прочитанного (интервью):

«В гостях у автора»

Вопросы журналиста:

-Что однажды случилось с мальчиком?

-Почему мальчик не сразу признался маме?

-Как вел себя мальчик, когда обманул маму?

-Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

-Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

-Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

-Почему мальчик все-таки признался маме?

Как вёл себя пёс, когда его выгнали?( прочитайте).с.99

Чего боялся мальчик, наказания? ( прочитайте).с. 100

Какие воспоминания возникли у мальчика перед ночным окном?

Прочитайте отрывок, в котором говорится как мальчик решил признать свою вину.

Почему рассказ имеет такое название? Какие строчки это подтверждают?

4. Первичное закрепление.

1)  составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собакой.
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё почему.
  6. Это…Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке!
  11.  Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)     Слайд

2)Составление портрета мальчика.

 С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

-Сейчас, я предлагаю вам составить портрет главного героя.

(Работа в группах.)

- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику.

3)Игра « Замена»

Учитель читает предложения заменяя в них слова, а дети должны увидеть и правильно прочитать.

Что я изменила или пропустила?

5.Физкультминутка. (Релаксация под музыку.)

6. Работа с пословицами. (Работа в группах.)

Найдите пословицу, которая походит по смыслу к произведению.

1группа

     1. Детей наказывают стыдом, а не грозою и кнутом.

  1. Поспешишь-людей насмешишь.
  2. Сделал дело-гуляй смело.

2группа

1. Никто так детям не верит, как мать родная.

  1. Друг познается в беде.
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3группа 

1. Материнский гнев, что весенний снег-и много выпадает, да скоро растает.

  1. На чужбине и собака тоскует.
  2.  Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

7. Творческая работа.

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют.

-Какие краски вы использовали: темные или светлые?

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся опять к  краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

(Дети рисуют)

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

 Что мучило мальчика?

Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

  1. Рефлексия.

Учитель: Прочитайте пословицы.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

 Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку.


Оценивание.

9. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.

1конверт-составить рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

2конверт- пересказ 1части


-
Изобразите  свое настроение на листочке со смайликами. (под музыку)  

Слайд

-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...

Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....

Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...

Конспект урока чтения 1 класс В. Осеева "Три товарища" (с использованием ИКТ)

Использование проектора на уроках литературного чтения...