Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 2 класс
Тема: В.Осеева «Сыновья». Дополнительное чтение: И.Панькин «Легенда о матерях».
Цели: -продолжить изучение произведений по теме «Рассказы, стихи, сказки о семье»;
- познакомить учащихся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; легендой
И.Панькина «Легенда о матерях»;
- расширять читательский опыт через слушание нового произведения;
- развивать память, воображение, речь;
- учить характеризовать героев произведения, выражать свое отношение к ним;
- воспитывать интерес к чтению и книге; обогащать нравственный опыт,
формировать представления о добре и зле; развивать нравственные чувства,
уважение к женщинам.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаювам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили подробный пересказ двух текстов: Е.Пермяка «Случай с кошельком» и С.Аксакова «Моя сестра».
- Рассказывайте так, как написал автор. Старайтесь не пропускать слова. Голосом передавайте отношение сестры к брату и во втором тексте – отношение брата к сестре.
- Какова основная мысль рассказа «Случай с кошельком»? Найдите и прочитайте предложение в тексте («Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».)
- Молодцы! Справились с домашним заданием.
III. Работа по теме урока
1) Создание проблемной ситуации
Цель: подвести учащихся к теме.
- Ребята, я для вас приготовила загадки (слайд №1)
1. Она лучше всех на свете,
Без не прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада -
Родной, несмышленый, пуговки – глазки -
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас догадался, о ком мы сегодня будем читать на уроке?
2) Сообщение темы и цели урока.
- Мы сегодня продолжим знакомство с произведениями о семье: познакомимся с героями, дадим им характеристику, будем учиться выражать свое отношение к героям.
3). Знакомство с произведением
- Послушайте, что произошло однажды ( рассказ читает хорошо читающий ученик).
- А как вы думаете, что ответил старичок? Послушайте.
4). Беседа по прочитанному.
- Заинтересовал ли вас этот рассказ? О чем он?
а) – Этот рассказ написал замечательный, добрый человек, писатель В.Осеева. Знакома вам эта фамилия?
- А какие произведения этого автора вы читали? («Синие листья»).
(слайд – картинки)
б) – Посмотрите на экран. Здесь вы видите картинки: 3 мамы и 3 сына.
- Скажите, что делает каждый из мальчиков и которая из этих женщин его мама?
- А что же самого главного не сделали 2 первых мальчика?
- Почему же мамы их так хвалят?
Словарная работа
- Как вы понимаете смысл данных выражений: ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить); поет как соловей ( звонко, красиво).
- Ребята, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.
- А о ком думали два первых мальчика?
- Может быть третий мальчик тоже умеет петь или даже играть на скрипке. Правда? Но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный – это уж точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся.
- Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый. А что вы еще можете о нем сказать?
- Да, он скромный. Так где же его мама?
- Верно. А вы хотите, чтобы и ваша мама была всегда такой же веселой?
5). Чтение рассказа учащимися по ролям.
- Чтобы красиво прочитать рассказ, надо прислушаться к словам, чтобы понять, что они значат, ко всему присматриваться – к людям, к походке, к их позе, к лицу. Да и всегда по-разному: то тихо и печально, то громко, то весело. Постарайтесь внимательно прочитать.
IV.Физминутка
V. Знакомство с «Легендой о матерях» И.Панькина.
1) - Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать?
- А все ли вы знаете о жизни своих мам?
- Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенда о матерях».
- А что такое легенда? Где можно узнать значение слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).
(слайд)
Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
- Может иллюстрации вам подскажут? (ответы детей).
(слайд – иллюстрации)
- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
2) Знакомство с новым произведением.
(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики).
Задание – работа с карандашом для всех учащихся – подчеркнуть откуда у моряков сила.
3) Первичное восприятие текста.
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?
- Подтвердились ли ваши предположения?
4) Анализ произведения.
- Что сказано о жизни людей?
- Что узнали о стрелах счастья?
- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.
- Что узнали о чайках?
- Какие решения приняли матери? Найдите ответ в тексте.
- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?
- Можно ли поступок матерей считать героическим?
- Как же надо относиться к нашим мамам?
- Какова главная мысль произведения?
5) Работа с пословицами (соединить начало пословицы с ее окончанием).
- А сейчас поработаем с пословицами в парах.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Материнская молитва со дна моря достает.
- Какая пословица непосредственно подходит к прочитанному произведению?
6) Работа с иллюстрацией в книге.
- К какому эпизоду относятся данные картины?
7) Выбор качеств настоящего мужчины.
- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами дожжен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: (сильным, выносливым, смелым, терпеливым, …).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
- Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?
- А любить и во всем помогать своей мамочке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"
Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова, развивается устная речь учащихся....
Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...
материал для дополнительного чтения
дополнительный материал для чтения в период обучения грамоте...
Рекомендуемый список литературы для дополнительного чтения на лето 3 класс («Готовимся к 4 классу»)
Данный список предлагается для дополнительного чтения в рамках внеклассного чтения по желанию. "Готовимся к 4 классу"....
03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).
Тексты для проверки техники чтения по программе "Школа России"....