Программа по лит.чтению 4 класс Школа России
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Сушилина Надежда Викторовна

Лит.чтение 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литературное чтение

 Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова 

 Учебник: Родная речь. Учебник для 4 класса четырёхлетней школы. В 2 ч.      

Составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова –М.: Просвещение, 2013г.  

По программе: 102ч.    

Пояснительная записка

      Курс литературного чтения  призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
     Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
      Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.  Методические  подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
      Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
      Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
      
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
      Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
       Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
      Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
      Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
      
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности.  Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
      Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
      В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
      При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
      Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
            
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
      Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы

      Обучающиеся должны:
         владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
         понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
         передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
         составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
         вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
         выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
         самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
         знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
         знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
         знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
         знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
         уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
         давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

1 четверть (27 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1

01.09

Знакомство с учебником по литературному чтению

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Урок введения в новую тему Урок изучения нового материала

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимать значение слова «летопись».

Оценивать свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Летописи, былины, жития (7 часов)

2

04.09

«И вспомнил Олег коня своего»

Урок-путешествие в прошлое

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом

Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.

Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

3

05.09

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Урок изучения нового материала

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

4

08.09

«Ильины три поездочки»

Комбинированный урок

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

Выделять языковые средств выразительности. 

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

5

11.09

«Ильины три поездочки»

Комбинированный урок

Пересказывать былину от лица её героя.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Сравнивать былины и волшебные сказки

Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному .

Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

6

12.09

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Урок изучения нового материала  

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

7

15.09

«Житие Сергия Радонежского».

Урок систематизации новых знаний

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

8

18.09

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

Урок обобщения и систематизации

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

Различать жанры произведений.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Чудесный мир классики (16 часа)

9

19.09

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок»

Урок изучения нового материала

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за  развитием событий в сказке

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

22.09

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок»

Комбинированный урок

Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать народную и литературную сказки

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

11

25.09

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок»

Комбинированный урок

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план

Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

12

26.09

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

Урок-исследование

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

13

29.09

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения нового материала

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним.

Анализировать поведение героев

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

14

02.10

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок формирования умений и навыков

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Объяснять понятие «литературная сказка»

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

15

03.10

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Комбинированный урок

Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность сказки

Называть сказки А.С. Пушкина.

Различать сказки народные и литературные.

Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

16

06.10

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Комбинированный урок

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

17

09.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Урок изучения нового материала

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя

Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова.

Различать жанры произведений.

Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение»

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации  

18

10.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Урок изучения нового материала

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

19

13.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Комбинированный урок

Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения  

Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам

Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст

20

16.10

Л.Н. Толстой «Детство»

Урок изучения нового материала

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, выразительно читать текст

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст

21

17.10

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Урок формирования умений и навыков

Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Делить текст на составные части, составлять его простой план.

Называть особенности басни

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

22

20.10

А.П. Чехов «Мальчики».

Урок изучения нового материала

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Отличать рассказ от сказки.

Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст

23

23.10

А.П. Чехов «Мальчики».

Комбинированный урок

Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

24

24.10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Урок обобщения и систематизации

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть литературные произведения и их авторов.

Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений.

читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Поэтическая тетрадь (12 часов)

25

27.10

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.

Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

26

30.10

А.А. Фет. «Весенний дождь»  

Урок развития умений и навыков

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении.

Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

27

31.10

А.А. Фет. «Бабочка»

Урок развития умений и навыков

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора

Называть произведения русских поэтов.

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2 четверть (21 час)

28

10.11

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  

Комбинированный урок

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Передавать настроение и чувства в стихотворении.

Называть лирические произведения о весне.

Развивать умения воссоздавать художественные образы

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

29

13.11

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

Урок-исследование

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.

Определять связь произведений

литературы с другими видами искусств  

Называть произведения русских поэтов.

Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

Чтение «про себя» с осознанием содержания текста.

Определение эмоционального характера текста.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

30

14.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Комбинированный урок

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

Определять ритм стихотворения

Определение эмоционального характера текста  

Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

31

17.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

Урок развития умений и навыков

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Прослеживать изменения картин природы в стихотворении.

Называть произведения

о Родине.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

32

20.11

Н.А. Некрасов «Школьник»

Комбинированный урок

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

33

21.11

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

Урок развития умений и навыков

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть.

Анализировать средства художественной выразительности

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

Определение эмоционального характера текста

34

24.11

И.А. Бунин «Листопад».

Комбинированный урок

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

Описывать картины осени в стихотворении.

Определять слово как средство художественной выразительности.

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ

Чтение  про себя  с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

35

27.11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 

 

Урок обобщения и систематизации

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимать значение слова «строфа»

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

36

28.11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 

 

Урок обобщения и систематизации

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимать значение слова «строфа»

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Литературные сказки (11 часов)

37

01.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Читать выразительно и осознанно текст сказки

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

38

04.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Комбинированный урок

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова

Называть особенности данного литературного жанра.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

39

05.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок изучения нового материала

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

Называть особенности данного литературного жанра.

Определять сказка или рассказ.

Находить текс-описание в содержании художественного произведения

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотношение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации

40

08.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Комбинированный урок

Читать осознанно текст художественного произведения  про себя  анализировать особенности речи героев произведения

Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям

Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

41

11.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Урок изучения нового материала

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

42

12.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Комбинированный урок

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Читать выразительно и осознанно текст сказки.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

43

15.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Комбинированный урок

Определять авторское отношение к изображаемому.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке

Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Рассуждение о значении тех или иных нравственных качеств

44

18.12

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

Урок изучения нового материала

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

45

19.12

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

Комбинированный урок

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

46

22.12

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Комбинированный урок

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы

Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

47

25.12

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 

Урок обобщения и систематизации.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Делу время – потехе час (9 часов)

48

26.12

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки.

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3 четверть (30 часов)

49

12.01

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Комбинированный урок

Объяснять поучительный смысл сказки.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

50

15.01

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Урок изучения нового материала

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

51

16.01

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Комбинированный урок

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Соотносить название с содержанием произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

52

19.01

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Комбинированный урок

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

53

22.01

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Комбинированный урок

Соотносить название с содержанием произведения.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

54

23.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Урок изучения нового материала.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Умение строить логичные рассуждения, проводить аналогии

55

26.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Комбинированный урок

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Читать выразительно по ролям

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

56

29.01

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Контрольно-обобщающий урок

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Страна детства (7 часов)

57

30.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

58

02.02

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Комбинированный урок

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

59

05.02

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Урок развития умений и навыков

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль

Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Рассмотрение разных способов выполнения заданий

60

06.02

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Урок изучения нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний  

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

61

09.02

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Урок развития умений и навыков

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.

Характеризовать героев произведения.

Придумывать заглавия к каждой части произведения

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

62

12.02

М.М. Зощенко «Елка».

Комбинированный урок

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

63

13.02

Обобщение по разделу «Страна детства».

Контрольно-обобщающий урок

Подбирать книги по теме.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Поэтическая тетрадь (5 часов)

64

16.02

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

65

19.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Урок изучения нового материала

Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии

66

20.02

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Урок изучения нового материала

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декларирование произведения. Определение эмоционального характера текста

67

23.02

М.И. Цветаева «Наши царства»

Урок изучения нового материала

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворения, использовать интонацию

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение логичного рассуждения, аналогии

68

26.02

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольно-обобщающий урок

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Природа и мы (9 часов)

69

27.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

70

02.03

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Урок развития умений и навыков

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Пересказывать текст выборочно

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

71

05.03

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Урок изучения нового материала

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения

Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

72

06.03

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Урок развития умений и навыков

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Создавать небольшой устный текст на заданную тему

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

73

09.03

М.М. Пришвин «Выскочка»

Урок изучения нового материала

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

74

12.03

Е.И. Чарушин «Кабан»

Урок изучения нового материала

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

75

13.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок изучения нового материала

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Развитие воссоздающего и творческого воображения

76

16.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок развития умений и навыков

Анализировать заголовок произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

77

19.03

Обобщение по разделу «Природа и мы».

 

Контрольно-обобщающий урок

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Поэтическая тетрадь (7 часов)

78

20.03

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. 

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4 четверть (24 часа)

79

30.03

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Урок изучения нового материала

Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

80

02.04

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Урок изучения нового материала

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

Чтение  про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

81

03.04

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Урок изучения нового материала

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

82

06.04

С.А. Есенин «Лебедушка»

Урок изучения нового материала

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

83

09.04

С.А. Есенин «Лебедушка». 

Комбинированный урок

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.

Читать стихотворения выразительно.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста

84

10.04

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольно-обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Родина (5 часов)

85

13.04

И.С. Никитин

«Русь»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

86

16.04

С.Д. Дрожжин

«Родине»

Урок изучения нового материала

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

87

17.04

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Урок изучения нового материала

Определять жанр произведения.

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Понимать нравственный смысл произведения.

Определять основную мысль рассказа

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

88

20.04

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Урок изучения нового материала

Участвовать в работе группы.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

89

23.04

Обобщение по разделу «Родина».

Контрольно-обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Страна Фантазия (5 часов)

90

24.04

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

91

27.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Комбинированный урок

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

92

30.04

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Урок изучения нового материала

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку

Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного

93

07.05

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Комбинированный урок

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

94

08.05

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольно-обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Зарубежная литература (8 часов)

95

14.05

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

96

15.05

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Комбинированный урок

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

97

18.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Урок изучения нового материала

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)  

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения

Смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

98

21.05

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Комбинированный урок

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации

99

22.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

Чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного

100

25.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Комбинированный урок

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль  

Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

101

28.05

С. Лагерлеф «Святая ночь»

«В Назарете»

Урок изучения нового материала

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов  выполнения задания

102

29.05

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Обобщающий урок

Самостоятельно оценивать свои достижения

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...