Методы работы с текстом.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Предлагаю два метода применимых на уроке чтения, начиная с первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_rabota_s_tekstom.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Критерии и способы отбора информации (метод сжатия информации).
Актуальность основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.
Цель использования метода На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины. Продуманная и целенаправленная работа с текстом на начальном этапе позволяет учиться выбирать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, заставляет думать.
Условия использования (информация для обработки, желание детей)
Описание метода (Построение информации на основе смысловых опор). Построение такого конспекта основывается на стремлении к визуализации, выражении смыслов через образы. Вместо слов в таком конспекте будут размещены рисунки, схемы, символы. И тогда мы получим опорные сигналы к данному тексту, а вместо утомительного переписывания длинного непонятного текста – быстрое оформление краткого и интересного опорного сигнала.
Метод сжатия информации– это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью:
- ключевых слов, фраз;
- забавных рисунков;
- символов;
- схем.
Особенность работы состоит в том, что шаги алгоритма выполняются одновременно с письменной фиксацией ( в виде рабочей таблицы).
Однажды мы попробовали угостить ежей гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плоском подносе, облив её молоком. Появились первыми три ежа. Они попробовали каши.
Вдруг один ёж исчез. Прошуршав в кустах, он удалился. Вскоре появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось всё семейство.
И вот все ежи уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь.
Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая как люди, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ежонок, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.
Наконец, очистив поднос от каши начисто, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Создаёт условия для творческой деятельности Предлагает определить тему текста. Предлагает определить вид текста | Читают текст, определяют стиль текста, делят на части – вступление, завязка, развитие действия, заключение. Определяют средства связи между частями – слова-мостики: однажды, вдруг, и вот, наконец. Определяют языковые особенности : насыщенность текста глаголами, деепричастиями, наречиями. |
Классический логический план не отражает структурные компоненты повествования, а также связи между отдельными частями текста. Вместо него составляем план-схему. | Составление учителем на доске и детьми в тетрадях рабочей таблицы |
Слова-мостики | План | Части повествования | Опорные слова |
Однажды Вдруг И вот Наконец | 1.Гречневая каша – угощение для ежей 2.Ежиное семейство решило попробовать кашу. 3. Пожирание каша ежами( описание) 4. Довольное семейство удалилось | Вступление Основная часть Заключение | Попробовали; три ежа; на плоском подносе Исчез; удалился; собралось Не торопясь, чавкая, вздыхая, облизываясь, сердито фыркали. Очистив поднос; облизывали; толпой. |
К этому тексту можно применить метод сжатия информации в виде модели «Цепочка» - линейного расположения содержания текста.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Предлагает текст к прочтению Далее работа по тексту.
| Ответы учеников. Параллельно с устной работой ведётся заполнение нашей цепочки. Заготовки у каждого на партах. |
Попробовали угостить Появилось три ежа
Кашей.
Один удалился Появилось всё
семейство
Начали пир
Пожирали кашу,
чавкая и вздыхая.
Сердито фыркали Довольные, удалились
Такая схема помогает детям при пересказе. Её составление и последующий письменный или устный пересказ является интересной и творческой работой младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".
Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....
Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом
В материале содержится теоретичесая и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....
Методы и приемы работы с текстом
Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...
"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"
В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....
Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...
Методы работы с текстом в начальной школе
На современном этапе учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые ...
Современные методы работы с текстом
Материал для работы с текстом на уроках литературного чтения,русского языка,математики,окружающего мира и др....