Методы работы с текстом.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Предлагаю два метода применимых на уроке чтения, начиная с первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_rabota_s_tekstom.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Критерии и способы отбора информации (метод сжатия информации).

Актуальность основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя  комфортно в основной школе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

Цель использования метода На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины. Продуманная и целенаправленная работа с текстом на начальном этапе позволяет учиться выбирать  ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, заставляет думать.

Условия использования (информация для обработки, желание детей)

Описание метода (Построение информации на основе  смысловых опор). Построение такого конспекта основывается на стремлении к визуализации, выражении смыслов через образы. Вместо  слов  в таком  конспекте будут размещены  рисунки, схемы, символы. И тогда   мы  получим  опорные сигналы к данному тексту, а вместо утомительного переписывания длинного непонятного текста – быстрое оформление краткого и интересного опорного сигнала.

Метод сжатия информации– это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью:

- ключевых слов, фраз;

- забавных рисунков;

- символов;

- схем.

Особенность работы состоит в том, что шаги алгоритма выполняются одновременно с письменной фиксацией ( в  виде рабочей таблицы).

Однажды мы попробовали угостить ежей гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плоском подносе, облив её молоком. Появились первыми три ежа. Они попробовали каши.

   Вдруг один ёж исчез. Прошуршав в кустах, он удалился. Вскоре появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось всё семейство.
   
И вот все ежи уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь.
Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая как люди, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ежонок, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.
Наконец, очистив поднос от каши начисто, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создаёт условия для творческой деятельности

Предлагает определить тему текста.

Предлагает определить вид текста

Читают текст, определяют стиль текста, делят на части – вступление, завязка, развитие действия, заключение. Определяют средства связи между частями – слова-мостики: однажды, вдруг, и вот, наконец.

 Определяют языковые особенности : насыщенность текста глаголами, деепричастиями, наречиями.

Классический логический  план не отражает структурные компоненты повествования, а также связи между отдельными частями текста. Вместо него составляем план-схему.

Составление учителем на доске  и детьми в тетрадях рабочей таблицы

Слова-мостики

План

Части повествования

Опорные слова

Однажды

Вдруг

И вот

Наконец

1.Гречневая каша – угощение для ежей

2.Ежиное семейство решило попробовать кашу.

3. Пожирание каша ежами( описание)

4. Довольное семейство удалилось

Вступление

Основная часть

Заключение

Попробовали; три ежа; на плоском подносе

Исчез; удалился; собралось

Не торопясь, чавкая, вздыхая, облизываясь, сердито фыркали.

Очистив поднос; облизывали; толпой.

К этому тексту можно применить метод сжатия информации в виде модели «Цепочка» - линейного  расположения  содержания текста.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предлагает текст к прочтению

Далее работа по тексту.

  1. Каковы основные содержательные линии текста?
  2. Есть ли в тексте связки, между содержательными линиями  и какую они играют роль?
  3. Какие слова нельзя забыть при пересказе?

Ответы учеников.

Параллельно с устной работой ведётся заполнение нашей цепочки. Заготовки  у каждого на партах.

Попробовали угостить         Появилось три ежа

Кашей.

Один удалился        Появилось всё

                                                                                                                                         семейство

        Начали пир

Пожирали кашу,

чавкая и вздыхая.

Сердито фыркали        Довольные, удалились

Такая схема помогает детям при пересказе. Её составление  и последующий письменный или устный пересказ является интересной и творческой работой младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".

Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....

Методы и приемы работы с текстом

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...

Методы работы с текстом в начальной школе

На современном этапе учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые ...

Современные методы работы с текстом

Материал для работы с текстом на уроках литературного чтения,русского языка,математики,окружающего мира и др....