Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».
материал

Анна Юрьевна Ларина

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

 

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no4.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»

                                                                                       Составила

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                       филиала №2 с.Софиевка  

                                                                                       МКОУСОШ    

                                    №4с.Золотаревка

                                                                                       Ларина Анна Юрьевна

с. Софиевка

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

  • чтение вслух; 
  • чтение про себя; 
  • жужжащее чтение; 
  • хоровое чтение; 
  • чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу); 
  • чтение в темпе скороговорки; 
  • бинарное чтение (два ученика одновременно); 
  • «Прыжки» (через слово, через строчку); 
  • «Прятки» (найти слово с определённым признаком); 
  • «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного); 
  • «Ловушка» 
    Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

  • выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; 
  • выделение голосом различных слов в предложении; 
  • работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); 
  • чтение одного предложения с разной интонацией; 
  • «Эхо» (за учителем); 
  • чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика); 
  • «Голоса» (подражая кому-либо); 
  • чтение с изменением голоса героя; 
  • по ролям; 
  • инсценирование; 
  • работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения); 
  • конкурс чтецов.

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

  • работа над лексическим значением слов; работа со словарём 
  • озаглавливание текста; 
  • составление плана или нахождение ключевых слов; 
  • нахождение кульминационного момента; 
  • определение темы, главной мысли; 
  • «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации; 
  • предугадывание; 
  • фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа; 
  • выборочное чтение; 
  • восстановление текста (даются фрагменты); 
  • определение авторского замысла, идеи произведения; 
  • составление кроссвордов по тексту; 
  • викторины по произведениям; 
  • мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя; 
  • составление ребусов, загадок; 
  • подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока. 

Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том, что детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение и т.п. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д. Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.

При работе над лирическим произведением мы находим не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).

2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса: сколько мнений, столько читательских восприятий.

3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:

1. Целостное первичное чтение.

Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:

- О чём этот рассказ?

- Какие события запомнились?

- Назовите героев рассказа?

2. Сюжетный анализ художественного произведения.

Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.

3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).

На этом этапе выделяются следующие элементы:

  • экспозиция – начало 
  • завязка – начало главного события 
  • развитие действия 
  • кульминация – самый напряжённый момент 
  • развязка – чем заканчивается, финал 

На этом этапе главное – найти кульминацию.

4. Работа над идеей рассказа.

- С какой целью написан рассказ?

- Каков авторский замысел?

Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.

Хочется сказать несколько слов ещё об одном жанре литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе

При работе над басней выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение.

2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.

3. Осмысление морали.

4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.

5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.

Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:

- Какие задания вызвали затруднение?

- В чём затруднение?

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:

  • Зачем читать третий раз? 
  • Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке? 
  • В конце года провожу анкетирование: 
  • Любите ли вы читать? 
  • Зачем вы читаете? 

Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.

 Учителю обязательно не только осознать специфику преподавания литературы в начальной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах, о принципах создания авторских программ и учебных пособий, а для этого, в первую очередь, необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы изучения художественного текста.

Среди классификаций методов и приемов изучения литературы в начальной школе, которых великое множество, выделю, на мой взгляд, наиболее распространенные и применяемые в методике: беседу, выразительное чтение, рассказывание, заучивание стихов наизусть, сообщение учащимся биографии автора, теоретическое занятие как метод восприятия текста и, наконец, самый сложный для начальной школы - анализ художественного текста.

Исходя из особенностей возраста и предмета, очень важен метод беседы. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»: воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного; оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа. Таким образом, вокруг каждого чтения «образуется свой законченный круг занятий».

Кроме беседы и других названных и неназванных методов и приемов изучения литературы в 1-4 классах следует отметить самый сложный и самый необходимый - анализ художественного текста. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека.

Методы и приемы преподавания литературы в начальной школе сегодня должны вписаться в живой процесс, в постоянно меняющиеся условия, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом.

Поскольку в основе любой технологии обучения - личность ученика, его восприятие учебного материала, поэтому невозможен разговор о методиках и технологиях без отчетливого представления о специфике читательского восприятия младшего школьника. Владение принципами построения урока и изучения художественного текста - база для освоения образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Приемы, используемые на уроках чтения при работе с текстом....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

"Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать....