С.Я. Маршак
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.marshak_-_kritik_poet_perevodchik_redaktor.doc | 56.5 КБ |
statya_s.ya_.marshaka_-_sila_zhizni.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 Урок: 1 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
Цели деятельности учителя:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты:
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | -Присаживайте, мы начинаем наш урок литературного чтения, но для начала улыбнитесь соседу по парте. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. Словес: ответы на вопросы | 9 мин. | Проверка домашнего задания. – Чем наполнял М. Пришвин понятия «родина», «отечество»? (Учащиеся возвращаются к материалу задания III.5 в тетради.) – Сравните его понимание с точкой зрения К.Д. Ушинского, В.И. Даля. Как они дополняют друг друга? – Кто привёл в детскую литературу М. Пришвина? | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Работа с текстом Словес: слово учителя Словес: ответы на вопросы Практич: комментированное чтение Словес:беседа по тексту Практич: выборочное чтение | 12 мин. | 1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) Беседа с учащимися. – Что знаете о самом Маршаке? – Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98). Чтение наизусть известных учащимся стихов, загадок С.Я. Маршака. – Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак-редактор.) 2) Рассказ о Маршаке-редакторе (по материалам учебника, с. 58–59). – Где и когда работал? – Каков был стиль его работы? – Что говорили о Маршаке-редакторе? – Как Маршак отбирал будущих детских писателей? 3) – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.) – Кого переводил Маршак? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга. – Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.) – В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.) 2) Чтение стихотворения Р. Бёрнса. – Какая строка повторяется? Почему? – С чем прощается герой стихотворения? – Какую клятву даёт? – Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя? 3) Чтение стихотворения Р. Киплинга. – О чём мечтает герой этого стихотворения? – Чем привлекает его солнечная Бразилия? – Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое? 4) Выразительное чтение стихотворений. Стихотворение Бёрнса – стихотворение-прощание, клятва, стихотворение Киплинга – стихотворение-мечта. После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С. Никитиных. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак? – Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете? – Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.) – Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию. – Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика? 2) Поисковые задания. – Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом. Если в стёклах каюты Зелёная тьма, И брызги взлетают До труб, И встают поминутно То нос, то корма, А слуга, разливающий Суп, Неожиданно валится В куб, Если мальчик с утра Не одет, не умыт, И мешком на полу Его нянька лежит, А у мамы от боли Трещит голова, И никто не смеётся, Не пьёт и не ест. Вот тогда вам понятно, Что значат слова: Сорок норд, Пятьдесят вест! (Р. Киплинг) Был честный фермер мой отец. Он не имел достатка, Но от наследников своих Он требовал порядка. Учил достоинство хранить, Хоть нет гроша в карманах. Страшнее – чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных! Я в свет пустился без гроша, Но был беспечный малый. Богатым быть я не желал, Великим быть – пожалуй! Таланта не был я лишён, И вот решил по мере сил пробить себе дорожку. и т.д. (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец») | Работать с текстом. Слушать учителя Отвечать на вопросы (Это научно-популярный текст.) Отвечать на вопросы | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)
Цели деятельности учителя:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты:
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | -Доброе утро ребята вставайте, с улыбки свой день поскорей начинайте Присаживайте, мы начинаем наш урок литературного чтения | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. Словес: ответы на вопросы | 9 мин. | 1. Постановка проблемного вопроса. – О М. Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-натуралист, писатель-путешественник, писатель-Берендей (то есть сказочник). Кто же Пришвин в первую очередь: географ, путешественник, охотник, натуралист, Берендей или писатель? 2. Работа с фрагментами из дневников Пришвина. (Задание III.3 к уроку 94 в тетради.) – Подчеркните самое главное (ключик к рассказам) в размышлениях М. Пришвина: «Чудесно наше искусство слова, и нет ничего, по-моему, прекраснее, как работать в лесу, где-нибудь сидя на пне. Теперь у меня в лесу уже многие пни насижены, и собака моя Жулька, добежав впереди меня до знакомого пня, останавливается и ждёт, и я её понимаю: – Дальше пойдём, – спрашивает она меня, – или тут будем писать?». | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Работа с текстом Словес: слово учителя Словес: ответы на вопросы Практич: комментированное чтение Словес:беседа по тексту Практич: выборочное чтение | 12 мин. | 1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Представление критической статьи С. Маршака «Сила жизни». Эта статья – ответ С.Я. Маршака на наш вопрос. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение статьи Маршака. – Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.) – Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…») 2) Выделение основных тезисов статьи. – Перечитайте статью, выделите самые главные мысли (обсуждение предложенных вариантов о Пришвине-писателе). – Запишите их кратко (задание III.4 в тетради). а) Сила жизни превращает затеи натуралиста в лирику, поэзию. б) Пришвин нашёл свою форму выражения мыслей и чувств. в) В его книгах необычно сочетаются точные наблюдения над жизнью природы с поэтической выдумкой, воображением. г) До последних дней он сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и жадность к новому. д) Умел находить новое во всём, что его окружало. е) В его книгах не повторялись ни описания природы, ни люди. ё) Язык в книгах Пришвина причудлив, богат и одухотворён, насыщен народными словами и присловьями. ж) Чтение книг Пришвина – это встречи с молодым и всегда живым Пришвиным. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»? – В чём источник этой «силы жизни» Пришвина? – За что ценил Маршак книги Пришвина? 2) Задание в тетради III.5. – Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество». Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания: «Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество. Я стою и расту – я … (растение). Я стою, и расту, и хожу – я … (животное). Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)». 3) Творческое задание. Самостоятельно проиллюстрировать один из тезисов статьи Маршака на примерах из любого рассказа, очерка Пришвина (тексты прочитаны дома). – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) | Работать с текстом. Слушать учителя Отвечать на вопросы (Это научно-популярный текст.) Отвечать на вопросы | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок пл литературному чтению по учебнику Лазаревой"Маршак.Как напроказила зима"
Урок с презентацией для 2 класса.Учебник Лазаревой(Занковская программа)...
Презентация к уроку о Маршаке
Презентация оказалась слишком "тяжелой",пришлось ее разбить на 2 части.Добвьте музыку к физкультминутке и к последнему слайду....
Сценарий -переделка по стихотворению Маршака "Кошкин дом"
Сценарий-переделка по стихотворению С.Я .Маршака "Кошкин дом",сопровождается переделанными песнями....
Урок литературного чтения "С.Я.Маршак.Пожар"2 класс
Урок изучения нового материала...
урок литературного чтения "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Урок по программе "Школа России"...
Разработка урока по литературному чтению. Тема: "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Разработка урока для 2 класса...
Устный журнал о творчестве поэта и писателя С.Я. Маршака, (133-летию со дня рождения С. Я. Маршака посвящается)
Устный жкрнал содержит библиографическую справку, страницы: " Маршак и сказки" , " Маршак - переводчик" , " Маршак - педагог" , "Маршак и музыка" ....