Конспект урока по литературному чтению Тема: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»» .
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цели деятельности учителя:

познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulgakov_-_1.doc61 КБ
Office presentation icon lit._bulgakov.ppt1016 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 1.03.2017 г.                                                                                                                    Учитель: Ерина  Н.Ф.  

Школа: 53                                                                                                                                Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 2-1                                                                                                                                Студентка: Гулакова И.А, 46 группа.

Кабинет: № 212

Урок № 2

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»» .

Цели деятельности учителя:

познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся. 

Планируемые результаты

Личностные:

воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.

Предметные:

познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 кл 2 часть УМК «Школа России», учебная презентация, листочки.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

08:50-08:51

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. (Слайд № 1)

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Проверка домашнего задания

08:51-08:53

Прочитайте в парах

Выразительное чтение стихотворения: В. Лунин «Я и Вовка» на оценку (несколько учащихся)

Фронтальный опрос учеников с домашним заданием (выразительное чтение стихотворения)

Мотивационный этап

08:53-08:55

Закончите, фразу: (Слайд № 2)

“Друг – это ...”

  • Готов помочь в беде.
  • Умеет хранить тайну.
  • Добрый, чуткий человек.
  • Тот, кто посочувствует.
  • Верный и преданный
  • Честный.

 Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

Давайте, разберем следующие слова. (Слайд № 3)

Как вы думаете, что они значат?

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  2. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  3. Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
  4. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей.
  5. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.
  6. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища. (Слайд № 4)

Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Мозговой штурм.

Закончить фразу по смыслу.

 Определение лексического значения слов.

Толкование слов

Анализ своей работы

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

08:55-09:00

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!» (Слайд № 5)

Какие цели мы перед собой поставим?

  • Познакомиться с…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)
  • Учиться…(делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему)

-Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании. (Слайд № 6)

Определение темы урока и постановка целей

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение рассказа в уч на стр 79

09:00 -

09:07

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

Прежде чем, работать над произведением. Послушайте краткую биографию, нового автора. (Слайд № 7)

Священник Николай Булгаков родился в 1950 году в Москве. Учился на факультете журналистики. Первый рассказ вышел в 1966 году в газете: «Комсомольская правда». В 1976 году вышла первая книга. Работал во многих редакциях, на телевидении и на радио. Член союза писателей. С 1987 года пишет на православную тематику. Сейчас является настоятелем храма. Самые известные произведения: «Душа слышит свет»; «Аня и Катя»; «Еще успеем?»; «Я иду гулять».

- Поработайте в парах. Прочитайте  опорные слова. Составьте по ним небольшой рассказ. (Слайд № 8)

Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно.

(Проверка выполнения задания).

-На с.79 прочитайте название рассказа Н.Булгакова. ( "Анна, не грусти!")

-Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении (по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка)). 

Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается. (Слайд № 9)

Чтение учителя и читающих детей.

Первичное восприятие: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем?

- Подтвердились ли наши предположения о которых мы говорили перед чтением?

-Похож ли он на тот, который вы составили?

Чтение по цепочке.

Слушание учителя.

Работа в парах. Устное составление рассказа по опорным словам

Фронтальная проверка.

Знакомство с названием рассказа

Выдвижение предположений о содержании рассказа.

Чтение труднопроизносимых слов и их толкование

Чтение рассказа учителем

Первичное восприятие (осмысление) рассказа

Чтение рассказа по цепочке.

П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: работа над содержанием текста

09:07-09:10

Беседа после чтения.

- Как зовут девочку, попавшую в беду? (Слайд № 10)

- Что произошло на горке?

- Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя?

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя

П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

09:10-09:11

- А сейчас давайте немного отдохнем.

 Танцевальная фиизминутка

Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя

Практический: составление плана текста

09:11-09:17

Повторное чтение и углубленный анализ.

- Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

- С чего начинается рассказ?

- Где заканчивается первая часть и начинается вторая? Как мы можем назвать первую часть? (ответы детей)

   И т.д.

Составляется план: (Слайд № 11)

1.Случай на горке.

2.Описание больницы.

3.Аня  рассматривает палату в больнице.

4. Аня заплакала.

5.Разговор через стекло.

6. Катя улыбается.

- Какие части главные?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?  (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

Определение учебной задачи на данный этап урока.

Разделение текста на смысловые части;

Заголовок каждой части текста.

Определение главной и второстепенной информации в тексте.

 

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Итог урока

Словесный: слово учителя.

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Сформулируйте главную мысль рассказа.

-Послушайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?

*Ищи друга, а найдешь - береги.

*Друг в беде - друг вдвойне.

*Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. (Слайд № 12)

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

-Выберите и продолжите любое предложение:(Слайд № 13)

* На сегодняшнем уроке я узнал...

*На этом уроке я похвалил бы себя за...

*После урока мне захотелось...

*Сегодня я сумел...

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Запишите д/з: пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили.

Запись д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом

Слайд 2

ДРУЖБА

Слайд 4

Работа со словами Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.

Слайд 5

Рассказ Н.Булгакова «Анна, не грусти!»

Слайд 8

Составьте небольшой рассказ Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно

Слайд 9

Специальная прокорябал незнакомых кудрявыми встрепенулась счастливая улыбнулась не закрашенную заплаканное троллейбус оказывается

Слайд 11

1. Случай на горке. 2. Описание больницы. 3. Аня рассматривает больничную палату. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается.

Слайд 12

Всё хорошо, что хорошо кончается. Не мил и свет, когда друга нет.

Слайд 13

На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России"по литературному чтению Тема: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль расс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»

Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...