Конспект урока по литературному чтению Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка: 43 группа
Иосик Дарья
Проверил: Лебедева Н. В.
Отметка:
Дата:
Челябинск, 2017 г.
Школа: № 42
Класс: 3 «а»
Кабинет: 16
Дата: 21.02.17
Конспект урока по литературному чтению на тему:
Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели деятельности учителя:
Учить осознанно, правильно, выразительно читать вслух сказку; развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Ввести учащихся в мир сказок Г. С. Андерсена, привить интерес учащихся к личности сказочника. познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя; ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик», ее особенностью.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда. Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев. Воспитывать правильное отношение к героям сказки.
Предметные: учатся анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.
Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап самоопределения к деятельности (Словесный: слово учителя) | 2 мин. | Здравствуйте! Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий повела. Свои знания покажем, Всё про сказку мы расскажем Будем вместе мы читать, Цель урока достигать! | - Приветствовать учителя; -Эмоциональный настрой на урок | Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2. Актуализация знаний и мотивация (Словесный: речевая разминка) Наглядный: рассматривание иллюстрации | 7 мин. | С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках? − Какая это сказка: авторская или народная? Докажите. − Кто автор этой сказки? − Давайте вспомним эту сказку и расположим иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий. (Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку) − Молодцы, ребята. Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок. Речевая разминка. − Прочитайте с разной интонацией предложения. Мы любим сказки? (с удивлением) Мы любим сказки! (с восторгом) − А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах. Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки? | Вспоминать тему прошлого урока Восстанавливать события сказки «Ослиная шкура» Артикуляция | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.- Аргументация своего мнения и позиции П.- Определение основной и второстепенной информации |
3. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопрос, беседа | 15 мин. | Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг: «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка», «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Свинопас». (Дети отвечают и на доске открывается портрет Г.Х.Андерсена). - Как вы уже догадались, я вас вновь приглашаю в гости в одну из сказок Андерсена. 170 сказок было написано этим великим сказочником. Многим героям его сказок в разных городах мира поставлены памятники. Кого вы узнали? - А в сказку какого героя мы отправимся сегодня, вы узнаете, если угадаете, что лежит в этом чёрном ящике (подсказки: 1. С неё началась эта сказочная история. 2.Она была матерью 25 солдатикам). - Да, именно вот с такой старой оловянной ложки начались приключения оловянного солдатика. Тема урока: Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». -Кто – то знаком с этой сказкой? | Постановка задачи урока. Беседа. Формулировать тему урока Отвечать на вопросы. | .- Формулировать собственное мнение и позицию К.- Учитывать разные мнения П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Р.- Принимать и сохранять учебную задачу |
4. Открытие нового знания (Словесный: рассказ)
(Практический: чтение статьи) | 10 мин. | Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Слово учителя. − Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник" Чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского "Великий сказочник". “… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…”. − Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Толчком к тому, чтобы появилась сказка про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске) Чтение текста. “… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик. Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой… Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…” − Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку. − Как вы понимаете значение «стойкий»? стойкий - прочный, неослабевающий. стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом − Что означает слово «оловянный»? олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.) | Слушать учителя. Устные полные ответ на поставленные вопросы; Читать отрывки из жизни писателя, словарная работа. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |
5. Физ. минутка | 3 мин. | Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения. На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да, смотри, не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. | Выполнять упражнения. | |
6. Первичное закрепление (Практический: чтение по цепочке) Словес. ответы на вопросы Практический: выразительное чтение и анализ Т Наглядный: рассматривание иллюстраций Словес. монологические высказывания уч-ся. | 7 мин. | − Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным). − По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая? (Учитель показывает рисунки к сказке) − Какой проблемный вопрос мы можем сформулировать? Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?» Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Работа с текстом во время чтения. 1. Повторное чтение (читают дети и учитель; комментированное чтение, диалог с автором), последовательное озаглавливание частей. Вопросы после чтения: – Куда же попали оловянные солдатики? – У этого мальчика целое игрушечное царство, что же там было? (Наверное, в доме была ещё и девочка, ведь дворец, и озеро, и танцовщица – скорее, игрушки для девочек.) – Как озаглавим эту часть? (Солдатик в царстве игрушек.) | Чтение по цепочке; Устный полный ответ на поставленный вопрос; Отвечать на вопросы. Проводить анализ чтения. Читать выразительно. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |
7. Включение в систему знаний, повторение (Практический : самостоятельное чтение, работа с текстом) Словес. монологические высказывания уч-ся. Словес. ответы на вопросы | 10 мин. | Часть 2 читают дети. В ходе чтения обращаем внимание детей на то, что тролль (злой волшебник) выскочил из табакерки в полночь. Вопрос после чтения: – Каким мы видим солдатика в 1-й и 2-й частях? (Серьёзный, стеснительный; влюблённый, смелый, гордый.) – Как можно озаглавить эту часть? (Проделки тролля.) Часть 3 читают дети. По ходу чтения ведём словарную работу: уличные мальчишки – мальчишки, которые живут на этой же улице; пошлина – денежный взнос, плата за что-то. Вопросы после чтения: – А здесь каким мы видим солдатика? – Вы обратили внимание, какой знак препинания очень часто встречается в этой части текста? (Восклицательный.) Догадались почему? (Очень быстрая смена действий, много опасностей на пути солдатика, автор очень за него переживает…) – Выберите заголовок для этой части из данных, обоснуйте свой выбор. («Одиночное плавание, полное опасностей». «Шутки гадкого тролля». «Встреча с крысой». «Солдатик на бумажной лодке».) | Проводить анализ чтения. Читать выразительно. Выделять ключевые слова текста (фрагмента) | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; К.- Формулировать собственное мнение и позицию К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи. |
8. Д\з | 1 мин | Дочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик». | ||
9. Итог урока. Рефлексия деятельности Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Составление обобщающего ответа. | 5 мин. | - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что вы хотели сегодня выяснить? (В чём стойкость оловянного солдатика?) - Сможем мы дать ответ? (Нет, необходимо прочитать сказку до конца) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этой сказки? - Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. А сейчас выберите начало фразы и продолжите её. Сегодня я узнал … Было интересно… Я понял, что… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни… Спасибо за урок! | Обобщать изученное. Подведение итога урока; Оценивать себя и сложность изученной темы; | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Личностные: Участие в подведении итогов урока. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка: 43 группа
Иосик Дарья
Проверил: Лебедева Н. В.
Отметка:
Дата:
Челябинск, 2017 г.
Школа: № 42
Класс: 3 «а»
Кабинет: 16
Дата: 26.02.17
Конспект урока по литературному чтению на тему:
Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели деятельности учителя:
Учить осознанно, правильно, выразительно читать вслух сказку; развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Ввести учащихся в мир сказок Г. С. Андерсена, привить интерес учащихся к личности сказочника. познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя; ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик», ее особенностью.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда. Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев. Воспитывать правильное отношение к героям сказки.
Предметные: учатся анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.
Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап самоопределения к деятельности (Словесный: слово учителя) | 2 мин. | Скажем всем «здравствуйте»! Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами. | - Приветствовать учителя; -Эмоциональный настрой на урок | Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2. Актуализация знаний и мотивация (Словесный: речевая разминка) Наглядный: рассматривание иллюстрации | 10 мин. | Артикуляционная разминка. Раз-------- скорее улыбнись Два------------ язык опустим вниз Три---------язык наверх потянем На четыре-------- поболтаем Пять----------по зубкам постучим Шесть--------------на лошади поскачем Семь--------- как горка язычок Восемь ---------сделаем грибок Девять ------------ротик на замок. Присаживайтесь. - Прочитайте считалку про себя, затем- вслух, передавая интонацию голосом: 1 вариант- ритмичность 2 вариант- интонацию вопросительных и повествовательных предложений. Аты – баты - шли солдаты. Аты – баты - на базар. Аты – баты - что купили? Аты – баты - самовар. - Почему я выбрала считалку о солдатах, как думаете? (Работаем над сказкой Г. Х. Андерсена.) | Выполнять упражнения Вспоминать тему прошлого урока. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.- Аргументация своего мнения и позиции П.- Определение основной и второстепенной информации |
3. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопрос, беседа Практический: Упражнения, работа в парах, группах Наглядный: рассматривание иллюстрации | 15 мин. | - Посмотрите на портрет Андерсена. -Вам приятно смотреть на автора? Почему? (У него доброе лицо и грустные глаза) - Сформулируйте тему урока. (Мы продолжаем работать над сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» - открыть на доске) -Сейчас повторим всё, что мы знаем о сказках. Работа в парах и группах. А мы будем работать в группах и в парах. Задание первой группе: Распределите сказки на группы по виду и по авторству. Лишние не писать. волшебные бытовые о животных литературные народные поучительные богатырские смешные
Задание для второй группы: Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки. а) Сказка- это научно- фантастическое произведение. б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные. в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Работа в парах. Перечислите особенности сказок. (зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои) Отчёт о проделанной работе. Начинает 2 группа - определение сказки. 1 группа - виды сказок. Работа в парах - особенности сказки. Перед нами произведение Г.- Х. Андерсена. - Какая наша сказка по виду? (бытовая) - По авторству? (литературная) - Обратите внимание на название сказки. Мы определили лексическое значение слова «стойкий» - а) стойкий, неослабевающий; б) непоколебимый, упорный, твёрдый; - Какое значение слова нам подходит? (второе) - Почему второе? (сделан из олова- прочного материала) - Оловянный солдатик — Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером. - Вспомним проблемный вопрос, который поставили на предыдущем уроке. О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви? - У кого какое уже сложилось мнение? - Мы не пришли к единому мнению. - Сформулируйте цель урока. (Попытаться решить на сегодняшнем уроке: О чём эта сказка: о стойкости солдатика или о любви.) | Постановка задачи урока. Беседа. Анализировать иллюстрацию Слушать чтение. Определять смысл прочитанного отрывка. Отвечать на вопросы. Работать в группе Проводить анализ чтения. Предлагать варианты ответов Словарная работа Ставить проблему урока | Р: планируют свое действие в соответ. с задачей К: ориентируются на партнера во взаимодействии Формулировать собственное мнение и позицию К.- Учитывать разные мнения П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Р.- Принимать и сохранять учебную задачу |
4. Открытие нового знания (Словесный: рассказ)
Практический: выборочное чтение | 8 мин. | Продолжим чтение рассказа. Прочитаем 4 часть по «цепочке» и подумаем: Какие чувства испытывает солдатик, о чём думает? (погибает, но думает о танцовщице) - Сочувствует ли автор своему герою? Из каких слов это видно? (называет его «бедняга») - Какие чудеса произошли? (Как награда за все испытания. Он оказался волей судьбы в той же комнате, где чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей) Автор восклицает: Вот так стойкость! - Что этим хотел сказать Андерсен? (Солдатик восхищается упорством балерины, ведь она стояла всё это время на одной ноге. Автор восхищается солдатиком, его стойким характером. Благодаря стойкости духа, приключения солдатика закончились удачно. Осуществилась его мечта – увидеть снова танцовщицу. Себя солдатик не считает стойким.) - Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей? («тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»). - О чём это говорит? (о любви солдатика и танцовщицы) 5 часть, с. 28. Выборочное чтение. - Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке? (с.28, жарко от огня или от любви - он и сам не знал) - Что же барышня? (ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику). - Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (оловянное сердечко, розетка. Теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек) Сл. Раб.: сильфиды – в фольклоре многих европейских народов – духи воздуха. | Читать по цепочке Отвечать на вопросы Устные полные ответ на поставленные вопросы; Читать сказку, словарная работа. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |
5. Физ. минутка | 3 мин. | Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения. | Выполнять упражнения. | |
6. Первичное закрепление Словес. ответы на вопросы Практический: анализ Т Наглядный: рассматривание иллюстраций Словес. монологические высказывания уч-ся. | 5 мин. | Беседа, выборочное чтение. а) – Просмотрите текст, подчеркните слова стойко, стойкость. Обратите внимание, сколько раз они встречаются. Солдатик был стойким, то есть... (сильным, мужественным, выдержал все испытания…). | Устный полный ответ на поставленный вопрос. Проводить анализ чтения. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |
7. Включение в систему знаний, повторение (Практический: самостоятельное чтение, работа с текстом) Словес. монологические высказывания уч-ся. Словес. ответы на вопросы | 10 мин. | Выполнение задания 3 в тетради, с. 32. в) – Услышали ли вы «звон грусти» в этой сказке? г) – А сейчас как бы вы ответили на вопрос темы урока? Работа с текстом после чтения. Повторное обращение к заглавию сказки. – Обратимся к заглавию сказки. Какие два значения есть у слова стойкий? В сказке у этого слова есть двойной смысл. Первый понятен читателям сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. Второй смысл открывается вдумчивым читателям: стойкость – это сила духа. Происшествия сказочные, а чувства настоящие, достойные уважения. Рассказ учителя о писателе, истории создания сказки. Рассказывают, что однажды шёл Ганс Христиан Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась эта сказка. - В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка? - Почему вам стало грустно? - Кто передал вам эту грусть? (Автор) - Кто понравился в этой сказке? - Чем был интересен этот солдатик? - Кто вызвал антипатию? Почему? - Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении? - Почему испытывали тревогу за солдатика? - Что сближало солдатика и танцовщицу? - Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и бескорыстная любовь) - Что выпало на долю нашего героя? (Испытания) - Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко) - Почему он не стал кричать и звать на помощь? Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье". | Проводить анализ прочитанного. Слушать рассказ учителя. Устный полный ответ на поставленный вопрос; Делать вывод | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; К.- Формулировать собственное мнение и позицию К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи.
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой (Практический: самостоятельное чтение, работа с текстом) | 5 мин. | Чтение заключительного абзаца сказки. “… На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…”. − Найдите в тексте, почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"? (Предполагаемые ответы детей:
− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? − Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке). | Работать самостоятельно Формулировать главную мысль (выбирать из текста) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; |
9. Итог урока. Рефлексия деятельности Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Составление обобщающего ответа. | 5 мин. | − Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой? − Итак, мы вновь подошли к вопросу. Что вы хотели сегодня выяснить? (В чём стойкость оловянного солдатика?) - Какой же ответ вы можете теперь дать? Вывод: Сильное настоящее чувство оловянного солдатика к танцовщице помогло ему преодолеть все трудности и испытания. Стойкость солдатика – это сила духа, которая «подпитывалась» любовью к танцовщице. – Вот так и закончилась сказка. Это счастливый конец? (И да и нет: танцовщица и солдатик были вместе, но одно мгновение – перед гибелью…) – У Андерсена сказано, что солдатик «сплавился в комочек», но утром горничная выгребала золу и нашла… (маленькое оловянное сердечко). Случайно ли это или имеет какой-то смысл? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этой сказки? - Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.
– Кто хочет объяснить свой выбор? Спасибо за урок! | Обобщать изученное. Подведение итога урока; Оценивать себя и сложность изученной темы; | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Личностные: Участие в подведении итогов урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г. Х. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»
стойкий - прочный, неослабевающий. стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом
О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви?
Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке я не на все вопросы отвечал. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Предварительный просмотр:
Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки. а) Сказка- это научно- фантастическое произведение. б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные. в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
| Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки. а) Сказка- это научно- фантастическое произведение. б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные. в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
|
Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки. а) Сказка- это научно- фантастическое произведение. б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные. в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
| Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки. а) Сказка- это научно- фантастическое произведение. б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные. в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
|
Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои | Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои |
Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои | Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои |
Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои | Перечислите особенности сказок. Подчеркните. Зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"
УМК " Начальная школа XXI века"Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена....
конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...
Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
Цели и задачи:1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; развивать речь и мышление.3. Вос...
Конспект урока по литературному чтению Г. Х. Андерсен "Стойкий олвянный солдатик" 4 класс
Конспект урока...
Сказки зарубежных писателей Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Данный урок нацелен учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану....
Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии деятельностного подхода....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе...