Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
план-конспект урока по чтению на тему
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; развивать речь и мышление.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный
солдатик».
2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность
чтения; развивать речь и мышление.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд,
учебник.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Речевая разминка
1. Прочитайте хором цепочки слов:
Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.
Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.
Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.
2. Произнесите чистоговорку хором и по одному.
Сова советует сове,
Спи соседка на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится.
3. Читаем хором наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
III. Постановка целей урока
- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?
Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор. (Слово
рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)
Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные
– имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)
Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса
Прекрасная, так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.)
- Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к
сказкам.)
- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса
Кристиана Андерсена.)
Сегодня на уроке мы будем читать сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий
оловянный солдатик». Но сначала посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки
этого писателя.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей? 2. Какое волшебное
средство нашёл солдат в дупле старого дерева? 3. Как звали подругу Кая?
4. Какие цветы любили Кай и Герда? 5. Кто помог Русалочке получить ножки
вместо рабьего хвоста? 6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого
попал Каю в сердце? 7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай?
8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку? 9. Что подарила фея
Счастья людям?
По вертикали: 10. Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена
для детей России в 19 веке.
1 10
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ:
По горизонтали: 1. Элиза. 2. Огниво. 3. Герда. 4. Розы. 5. Ведьма. 6.
Тролль. 7. Вечность. 8. Крот. 9. Калоши.
По вертикали: 10. «Звёздочка».
IV. Подготовка к чтению сказки
1. Рассказ учителя. (Вывешивается портрет писателя.)
Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье,
мать его была прачкой, отец – сапожником.
В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Андерсен
по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные
приключения героям сказок и … рассказывал свои сказки старому коту по
имени Карл.
В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен работал,
чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал. И его юношеские
сказки уже публикуются в печати.
У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные
страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями,
композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество. Как и
другие сказочники, он брал многие сюжеты для своих сказок из народных,
но его фантазия любую обыкновенную вещь в сказке делала волшебной,
удивительной.
Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. По сюжетам
его сказок ставятся спектакли, снимаются художественные и
мультипликационные фильмы.
В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день
детской книги, где присуждается Международная Золотая медаль Х.К.
Андерсена лучшему современному автору раз в два года.
V. Чтение сказки и анализ содержания. Словарная работа
- Дома вы уже познакомились со сказкой «Стойкий оловянный солдатик».
- Скажите, как вы понимаете слово стойкий? (Непоколебимый, упорный,
твёрдый.)
- В каком значении, по-вашему, употреблено слово в заглавии?
(Непоколебимый.)
- Перечитайте молча первую часть сказки и приготовьтесь к пересказу.
- Что такое батист? (Тонкий, прозрачный материал.)
- Розетка? (Брошка.)
-Табакерка?(Коробочка для табака.)
- Перескажите эту часть.
- Читаем 2-ю часть сказки по цепочке.
- Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал.)
- Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль.)
- Кто такой тролль? (Злой волшебник.)
- Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с
танцовщицы, а троллю это не понравилось.)
- Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа.)
- Как вы понимаете выражение с маху врезался? (Упал со всей силы,
больно ударился.)
- Каким мы видим теперь солдатика? (Сильным, отважным, терпеливым.)
- Прочитайте 3-ю часть сказки молча.
- Ребята, в этой части нам встретилось слово пошлина. Крыса кричала,
что солдатик не внёс пошлины, не показал паспорта. Пошлина – это
денежная сумма, которую надо заплатить, чтобы проехать через границу в
чужую страну. А солдатик попал во владения крысы, т.е. в чужие владения.
- Какая главная мысль этой части? (Несмотря на все неприятности,
солдатик не был сломлен. Он не испугался крысы и не струсил, когда вода
из канавки устремилась в большой канал.)
- Как можно озаглавить эту часть? (Шутки гадкого тролля. Встреча с
крысой. Приключения солдатика на бумажной лодке.)
- Читаем выразительно 4-ю часть. Что случилось с солдатиком? (Его
проглотила большая рыба.)
- Как держался солдатик внутри её брюха? (Он был стойким.)
- Почему автор восхищается стойкостью солдатика? (Солдатик очень
скромный, он не думает о своих бедах и не плачет.)
- Работаем с 5-й частью. Прочитайте, что чувствовал солдатик,
оказавшись в печке?
- Что осталось от танцовщицы и от солдатика? Прочитайте.
- Грустная или весёлая эта сказка? (Грустная.)
VI. Обобщающая беседа
Ребята, почему Андерсен называет своего героя – оловянного солдатика –
«замечательным путешественником»? (Солдатик побывал в настоящем плавании
на своей бумажной лодочке, преодолел все опасности и вернулся домой
живой и невредимый.)
- Оловянный солдатик – это игрушка, но Андерсен оживляет его и наделяет
душой, мыслями, характером. Расскажите, каким был оловянный солдатик.
Почему его назвали стойким?
- Рассказывают, что однажды шел Г.Х. Андерсен по улице. Маленький
мальчик сидел у дома. Когда он увидел любимого сказочника, то подарил
ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась эта сказка.
- Обратите внимание на заглавие сказки. Какие два значения имеет слово
стойкий? В этой сказке есть двойной смысл. Первый понятен читателям
сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. Второй – это
сила духа солдатика.
VII. Итог урока
- Какую сказку читали на уроке? Что нового узнали об Андерсене?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...
Тест по литературному чтению по теме Г.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик" 3 класс программа Занкова Л.В."
Удобная форма для проверки знаний по сказке....
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....
Урок литературного чтения в 3 классе "Х.К.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
В данном материале помещён план-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Планета знаний"...
конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...
Конспект урока по литературному чтению Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»...