Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
план-конспект урока по чтению на тему

Прохорова Надежда Евгеньевна

Цели и задачи:
1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; развивать речь и мышление.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный
солдатик».
2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность
чтения; развивать речь и мышление.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд,
учебник.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Речевая разминка
1. Прочитайте хором цепочки слов:
Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.
Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.
Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.
2. Произнесите чистоговорку хором и по одному.
Сова советует сове,
Спи соседка на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится.
3. Читаем хором наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

III. Постановка целей урока
- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?
Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор. (Слово
рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)
Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные
– имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)
Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса
Прекрасная, так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.)
- Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к
сказкам.)
- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса
Кристиана Андерсена.)
Сегодня на уроке мы будем читать сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий
оловянный солдатик». Но сначала посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки
этого писателя.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей? 2. Какое волшебное
средство нашёл солдат в дупле старого дерева? 3. Как звали подругу Кая?
4. Какие цветы любили Кай и Герда? 5. Кто помог Русалочке получить ножки
вместо рабьего хвоста? 6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого
попал Каю в сердце? 7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай?
8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку? 9. Что подарила фея
Счастья людям?
По вертикали: 10. Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена
для детей России в 19 веке.
1 10
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ:
По горизонтали: 1. Элиза. 2. Огниво. 3. Герда. 4. Розы. 5. Ведьма. 6.
Тролль. 7. Вечность. 8. Крот. 9. Калоши.
По вертикали: 10. «Звёздочка».

IV. Подготовка к чтению сказки
1. Рассказ учителя. (Вывешивается портрет писателя.)
Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье,
мать его была прачкой, отец – сапожником.
В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Андерсен
по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные
приключения героям сказок и … рассказывал свои сказки старому коту по
имени Карл.
В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен работал,
чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал. И его юношеские
сказки уже публикуются в печати.
У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные
страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями,
композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество. Как и
другие сказочники, он брал многие сюжеты для своих сказок из народных,
но его фантазия любую обыкновенную вещь в сказке делала волшебной,
удивительной.
Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. По сюжетам
его сказок ставятся спектакли, снимаются художественные и
мультипликационные фильмы.
В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день
детской книги, где присуждается Международная Золотая медаль Х.К.
Андерсена лучшему современному автору раз в два года.

V. Чтение сказки и анализ содержания. Словарная работа
- Дома вы уже познакомились со сказкой «Стойкий оловянный солдатик».
- Скажите, как вы понимаете слово стойкий? (Непоколебимый, упорный,
твёрдый.)
- В каком значении, по-вашему, употреблено слово в заглавии?
(Непоколебимый.)
- Перечитайте молча первую часть сказки и приготовьтесь к пересказу.
- Что такое батист? (Тонкий, прозрачный материал.)
- Розетка? (Брошка.)
-Табакерка?(Коробочка для табака.)
- Перескажите эту часть.
- Читаем 2-ю часть сказки по цепочке.
- Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал.)
- Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль.)
- Кто такой тролль? (Злой волшебник.)
- Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с
танцовщицы, а троллю это не понравилось.)
- Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа.)
- Как вы понимаете выражение с маху врезался? (Упал со всей силы,
больно ударился.)
- Каким мы видим теперь солдатика? (Сильным, отважным, терпеливым.)
- Прочитайте 3-ю часть сказки молча.
- Ребята, в этой части нам встретилось слово пошлина. Крыса кричала,
что солдатик не внёс пошлины, не показал паспорта. Пошлина – это
денежная сумма, которую надо заплатить, чтобы проехать через границу в
чужую страну. А солдатик попал во владения крысы, т.е. в чужие владения.
- Какая главная мысль этой части? (Несмотря на все неприятности,
солдатик не был сломлен. Он не испугался крысы и не струсил, когда вода
из канавки устремилась в большой канал.)
- Как можно озаглавить эту часть? (Шутки гадкого тролля. Встреча с
крысой. Приключения солдатика на бумажной лодке.)
- Читаем выразительно 4-ю часть. Что случилось с солдатиком? (Его
проглотила большая рыба.)
- Как держался солдатик внутри её брюха? (Он был стойким.)
- Почему автор восхищается стойкостью солдатика? (Солдатик очень
скромный, он не думает о своих бедах и не плачет.)
- Работаем с 5-й частью. Прочитайте, что чувствовал солдатик,
оказавшись в печке?
- Что осталось от танцовщицы и от солдатика? Прочитайте.
- Грустная или весёлая эта сказка? (Грустная.)

VI. Обобщающая беседа
Ребята, почему Андерсен называет своего героя – оловянного солдатика –
«замечательным путешественником»? (Солдатик побывал в настоящем плавании
на своей бумажной лодочке, преодолел все опасности и вернулся домой
живой и невредимый.)
- Оловянный солдатик – это игрушка, но Андерсен оживляет его и наделяет
душой, мыслями, характером. Расскажите, каким был оловянный солдатик.
Почему его назвали стойким?
- Рассказывают, что однажды шел Г.Х. Андерсен по улице. Маленький
мальчик сидел у дома. Когда он увидел любимого сказочника, то подарил
ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась эта сказка.
- Обратите внимание на заглавие сказки. Какие два значения имеет слово
стойкий? В этой сказке есть двойной смысл. Первый понятен читателям
сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. Второй – это
сила духа солдатика.

VII. Итог урока
- Какую сказку читали на уроке? Что нового узнали об Андерсене?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

Урок литературного чтения в 3 классе "Х.К.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

В данном материале помещён план-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Планета знаний"...

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...