Конспект урока по литературному чтению Г. Х. Андерсен "Стойкий олвянный солдатик" 4 класс
план-конспект занятия по технологии (4 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературное чтение | 66.83 КБ |
презентация | 2.62 МБ |
математика | 14.08 КБ |
поделки из природного материала | 83.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Черных»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
по теме: Особенности авторской сказки. Г. Андерсен «Стойкий оловянный
солдатик»
Учитель: Власова Марина Владимировна
2016 г.
Тема урока: Особенности авторской сказки. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Дата проведения: 13 октября 2016 г.
Тип урока: урок получения новых знаний
Методическая цель урока:
Помочь ученику осознать, объяснить, перевести на язык слов, на уровень логических понятий чувства, интуитивное понимание сердцем и душой прочитанного произведения
Задачи урока:
- Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказке Х.К. Андерсена.
- Создать условия для развития читательской памяти, внимания.
- Способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- Формирование умения осознавать и определять эмоции других людей;
- Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
- Формирование уважительного отношения к другим людям;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- Развивать навык контроля, самоконтроля, прогнозирования.
Познавательные УУД:
- Формирование критического мышления;
- Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждение.
Коммуникативные УУД:
- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- Овладение монологической и диалогической речью;
- Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Формы работы:
- Фронтальная
- Групповая
Оборудование:
- учебник Литературное чтение (1 часть) автор В. Ю. Свиридова. Идательский дом ФЕДОРОВ 2014 г.
- мультимедийное оборудование, ноутбук;
- презентация Power Point ;
- карточки с опорными словами;
- отрывок м/ф "Стойкий оловянный солдатик";
- видеофильм " Химический опыт" на DVD
Ход урока
I. Введение в урок.
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок (1 слайд).
Перед вами портрет великого сказочника (2 слайд). Узнали ли вы его?
Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд? Какие сказки Андерсена вы прочитали за каникулы?
II. Актуализация знаний и целеполагание.
Проведём викторину по сказкам Х.К.Андерсена (3 - 9 слайды).
Угадай сказку по отрывку
("Гадкий утёнок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Дикие лебеди")
Угадай сказку по иллюстрации.
("Огниво", "Принцесса на горошине", "Снежная королева", "Русалочка")
Мы вспомнили замечательные сказки Андерсена, а что вам известно о самом писателе, о его жизни и творчестве.
Попробуйте по опорным словам (на стенде) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.
1805-1875 год | кукольный театр |
страна Дания | город Копенгаген |
город Оденсе | университет |
башмачник, прачка | поэт, писатель, драматург, сказочник |
В этом доме родился великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (10 слайд)
Это Копенгаген - столица Дании (11 слайд)
Сказки Х.К. Андерсена учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник" (12 слайд).
11 ":Около ёлки лежала толстая книга подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена :Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги:"
III. Работа над новым материалом.
А сейчас мы с вами попадём в химическую лабораторию.
Посмотрите опыт и догадайтесь, в какой сказке произошло такое же волшебное превращение одного металла? (видеофильм "Химический опыт")
Догадались, как называется эта сказка? Что вам помогло догадаться? Что произошло с металлом? Он расплавился, а застыл в форме сердца.
Правильно, мы продолжим работу по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик".
Вызов:
Откройте учебники и найдите в тексте, как описывает Андерсен то, что вы только что увидели на экране.
Какой смысл заключён в последних словах?
Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко?"
Предполагаемые ответы детей:
- Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
- Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
- Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.
Конечно, ребята, Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает (13 слайд). Вот оно - это сердечко, посмотрите (дети передают оловянное сердечко по цепочке).
Физкультминутка (15 слайд)
А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам".
Крот ребятам даст совет:
"Посмотрите вы на свет!"
Попробуйте поймать солнечного зайчика!
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"!
Осмысление:
Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке)
Чтобы проследить за судьбой оловянного солдатика и ответить на вопрос, почему погибают главные герои, нам придётся последовательно найти в тексте ключевые (опорные) эпизоды, слова, образы, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения.
Я предлагаю разделиться на 3 группы, выбрать каждой группе блок вопросов и начать работать.
(Дети делятся на группы и начинают работать по учебнику).
Обсуждение 1-го блока вопросов (слайд 15).
Найдите эпизод, в котором говорится о занятиях игрушек после того, как все люди легли спать? О чём говорит характер и сама последовательность этих занятий?
А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?
Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?
(Зачитать отрывки из сказки, относящиеся к этой группе вопросов).
Обобщение учителя: Действительно, игрушки играют так, как и дети в этом доме. Сначала в гости, потом в войну, заканчивают балом. Это говорит о воспитанности, дружбе, согласии в доме, любви к поэзии, где даже канарейка "заговорила стихами". А про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно.
Обсуждение 2-его блока вопросов (слайд 16).
Откуда вдруг появился чертёнок, за что он мстит нашему герою?
Как танцовщица относится к солдатику?
Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания?
Обобщение ответов: Главный смысл и цель существования солдатика - быть готовым охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную. Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, чудо зарождения любви уже произошло.
Чертёнок хочет помешать этим чувствам.
Давайте посмотрим, как достойно солдатик выдерживает все испытания, выпавшие на его долю. (Просмотр видеофильма) Даже в трудную минуту человек не должен падать духом, помнить о своей чести.
Обсуждение 3-го блока вопросов (слайд 17).
Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика.
Как можно расценить это долгожданное чудо?
Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?
Обобщение: Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.
А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена.
IV. Рефлексия.
А сейчас подведем итог (слайд 18). Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!
Мы убедились с вами ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости.
- Коллективное составление синквейна
Солдатик
Стойкий, мужественный
Справляется, не унывает, любит
Адерсен – его творец.
V. Итог урока. Самооценка своей деятельности, работы в группе.
VII. Домашнее задание.
Спасибо вам за работу на уроке! Дома я предлагаю вам составить кроссворд, для этого вам нужно будет внимательно прочитать текст еще раз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 )
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3.10. 1814, в Москве (в доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот ). По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина. Самый ранний из известных портретов Лермонтова (1820-1822 год)
Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. Мать - Мария Михайловна Арсеньева, единственная дочь и наследница пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845).
Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта.
(1837 год) Первыми учителями Лермонтова были грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него Капэ, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу рока". После смерти Капэ наняли французского эмигранта Шандро, Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.
В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.
В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину . "
В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк . Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».
». По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. Публика жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. Публика жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, вечеринках с музыкой и танцами. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу»
Похороны Лермонтова Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.04.1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке .
Памятник М. Ю .Лермонтову Могила М.Ю. Лермонтова
Предварительный просмотр:
Карточки задач на движение. Математика 4 класс
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...