Конспект и презентация для урока на тему: Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. Рассказ «Главный инженер» А. Пантелеев
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Иосик Дарья Александровна

 Рассказ «Главный инженер» А. Пантелеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnyy_inzhener.docx39.7 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.45 МБ
Файл panteleev_aleksey_ivanovich_biografiya.docx67.88 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                        Учитель: Шарапова М. В.

Класс: 4-5                                                                                                                Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 312                                                                                                        Студентка: Иосик Дарья, 33 гр.

Дата: 15.04.2016

Конспект урока по литературному чтению на тему:

«Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.

Рассказ «Главный инженер» А. Пантелеев»

Цели деятельности учителя:

Обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда.

  • Предметные: учатся анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебник 4 класс, часть 2 (ПНШ), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна. Урок чтения проведу я.

Приветствовать учителя.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Мотивационный этап

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

10 мин.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте тему раздела и подумайте, как понять эти слова? Найдите ее в содержании. На какой странице? С.130

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.

- Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого. Благодаря прошлому мы можем сегодня с уверенностью сказать, что война – это плохо, что для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться. Кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда или добычи огня.

И благодаря этому опыту предков мы сегодня можем кататься на горном велосипеде и пользоваться спичками, чтобы развести огонь. Мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком.

- Найдите название рассказа, как он называется? «Главный инженер».

- Предположите, о чем этот рассказ? Посмотрите на дату написания, в какие годы он написан? О какой войне идет речь?

- Ребята, назовите автора этого произведения. Алексей Пантелеев

- Назовите дату ВОВ? 1941-1945. Что вам известно о Великой Отечественной войне?

В ночь с 21 на 22 июня в 4 часа утра Германия напала на Советский союз. Всем миром сражались против фашизма, Брестская крепость первым встретила врага.

- Почему она так называется? 

Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разные организации: подпольщики, партизаны, сражались за свою родину. Шли и пожилые люди, и совсем юные парнишки, и девушки, и даже дети. Погибло более 20 миллионов человек.

- Ребята, кто может сказать  о своих  дедах и прадедах, которые пережили, а возможно и принимали участие в сражениях этой войны?

- Кто может назвать памятники нашего города, посвящённые этой войне? («Вечный огонь», памятник «Добровольцам-танкистам», Архитектурно-парковый ансамбль «Сад Победы», Мемориал «Память» («Скорбящие матери»), «Советский Икар»).

- Давайте представим, какими были ваши ровесники, которым пришлось жить в суровые военные годы. Какие у них могли быть интересы, чем эти дети могли заниматься?

- Вы знаете какие-нибудь имена маленьких героев в большой войне?

Самые юные участники войны: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Таня Савичева. А сколько было этих героев, не знает никто.

 Рассказ Алексея Пантелеева как раз и посвящен детям и подросткам  - свидетелям и участникам этой войны.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Отвечать на вопросы.

Восприятие информации, осмысление ее.

Слушать факты про ВОВ.

Коммуникативные:        

-Формировать умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свою точку зрения;

Регулятивные:

-Формировать умение формулировать учебную задачу;

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: работа со словарем

Практический: выборочное чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практический: чтение по цепочке

Словес.: ответы на вопросы

Практический: анализ  чтения  

15 мин.

- Давайте разберемся, кто же такой Алексей Пантелеев. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Найдите даты жизни, что вы заметили? (Участвовал в ВОВ).

- Послушайте биографию поэта.

- Хорошо ребята, давайте вернемся к рассказу и начнем читать первую часть текста (с. 130-131).

- Что такое зенитная батарея?

Специализированное артиллерийское орудие,  предназначенное для борьбы с авиацией противника.

- О чем идет речь в этом отрывке?

Предположительный ответ детей: Речь идёт о военном немецком лётчике и мальчике Лёшке Михайлове, которые были отмечены  боевыми наградами….

- Сформулируйте главный вопрос урока,  на который нам надо найти ответ.

 Предполагаемые ответы:   За какие заслуги Лёша получил награду?

- Продолжим чтение, 2 часть. По цепочке. С. 131-134

Обсудите в парах главную мысль прочитанного  отрывка. Кто сможет сформулировать главную мысль прочитанного?

- Какие еще слова  из текста вам  не  знакомы или не понятны?

Трибунал – специализированный военный суд.

- Что изменилось в Жизни новой Деревни с приходом войны? Предполагаемые ответы учеников: Да, военные действия сразу изменили облик деревеньки: «На берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщики, батарея открывала огонь… О т этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками».

Можно сказать, что деревенские жители оказались близко от фронта.

- Отличаются ли ребята наблюдательностью? Найдите ответ в тексте. 

Предполагаемые ответы учеников: Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война.

Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, и ребята, несмотря на всю маскировку военных, быстро выясняют про устройство и работу батареи все подробности: «Ребята еще давно, еще в самом начале войны… все, что им нужно было, разнюхали, разведали и знали теперь батарею, наверно, не хуже самих зенитчиков. Знали и сколько там орудий, и

какого они калибра, и сколько у орудий прислуги, и кто командир, и где снаряды лежат, и как заряжают, и как стреляют, и как команду

подают».

- Как изменился образ жизни мальчишек? 

Предполагаемые ответы учеников: Меняется и образ жизни мальчишек: ведь батарея работает только по ночам, и ребята занимают свой «наблюдательный пункт» уже с вечера: «Работала батарея только по ночам… вечером была объявлена боевая тревога. Не успел отзвенеть сигнал, как ребята уже сидели на своем обычном месте — в кустах на берегу пруда».

- Однако исключительно ли только детское любопытство заставляет мальчишек не спать ночами, находится на улице, на морозе, наблюдая за батареей? (Нет, ребята испытывают ненависть к противнику, желание помочь своим солдатам, возмущение, когда те не стреляют немедленно во врага: строчки из текста).

- Как бы вы озаглавили эти два отрывка? 

Слушать биографию писателя.

Читать вслух.

Работать со словарем.

Постановка задачи урока.

Беседа.

Слушать чтение.

Определять смысл прочитанного отрывка.

Работать со словарем.

Беседа.

Отвечать на вопросы.

Проводить анализ чтения.

Предлагать варианты названий для прочитан текстов.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

П: строят рассужд

4. Физ. минутка

3 мин.

Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

Практический: чтение по ролям, анализ выраз. чтения  

7 мин.

Вернемся к рассказу. В годы ВОВ было написано множество рассказов, стихотворений, повестей. Но даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук.

- Откройте учебник на странице 147. Найдите репродукцию картины Александра Дейнеки.

- Рассмотрите ее.

- В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы».

– В каком году написана картина?

Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа.

-  Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.)

Судя по этим защитным сооружениям –

«ежам»–, понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве?

По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.)

- Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.)

Что на переднем плане? Где теперь грузовик? Как же художнику удалось передать атмосферу напряжённой тревоги? (Глядя на картину, создаётся впечатление, что грузовик сейчас уедет и улица совершенно опустеет, станет совсем безжизненной, застывшей в тревожном ожидании. Атмосферу напряжённой тревоги усиливает и серое глухое небо, нависающие над городом тучи , конечно же, торчащие из снега заградительные «ежи».)

Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города.

- Ребята, а вам интересно, что же дальше произошло с Лешей Михайловым? Давайте продолжим читать. На с.134 прочитаем по ролям два отрывка, где черточка, до стр.135.

  • Кто автор? (2 человека)
  • Кто Леша Михайлов?
  • Кто Коська Мухин?

- Молоды, ребята! Какие слова  из текста вам не  знакомы или не понятны? Блиндажом, дышло, оглобля.

- Найдите сноску и прочитайте, что такое блиндаж.

Дышло - Одиночная оглобля (между двумя лошадьми), укрепляемая к передней оси для поворота повозки при парной запряжке.

Оглобля - одна из двух круглых жердей, укреплённых концами на передней оси экипажа и служащих для запряжки лошади.

- А теперь обсудите в парах, что дальше произошло с этими ребятами и что сделают враги, если разведчик заметил игрушечную пушку?

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Сопоставлять текст и картину.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Сопоставлять текст и картину.

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Читать выразительно.

Работать со словарем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

6. Итог урока. Рефлексия

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

- Какой рассказ вы сегодня читали?

- Какую задачу вы сформулировали в начале урока по нему?

- Мы нашли ответ на главный вопрос нашего урока: «За какие заслуги Лёша получил награду?»

- А захотелось ли вам ответить на этот вопрос?

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Предположительный ответ: продолжить работу с текстом, дочитать текст…

- Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.

  • Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
  • Жёлтый – сегодня на уроке я не на все вопросы отвечал. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

– Кто хочет объяснить свой выбор?

Спасибо за урок!

Обобщать изученное.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Убеждаемся , что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.

Слайд 2

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Слайд 3

Памятники ВОВ в Челябинске «Вечный огонь»

Слайд 4

Памятник «Добровольцам-танкистам» Установлен в 1975 г. на улице Кирова недалеко от Вечного огня.

Слайд 5

Архитектурно-парковый ансамбль «Сад Победы»

Слайд 7

Мемориал «Память» («Скорбящие матери»)

Слайд 8

«Советский Икар» Памятник выпускникам Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (ЧВВАУШ)

Слайд 9

Дети – герои ВОВ Леня Го­ли­ков Остал­ся в пар­ти­зан­ском от­ря­де, во­е­вал с вра­га­ми.

Слайд 10

Валя Котик В свои 12 лет пя­ти­класс­ник Валя стал раз­вед­чи­ком в пар­ти­зан­ском от­ря­де.

Слайд 11

Марат Казей Марат стал раз­вед­чи­ком.

Слайд 12

Зина Порт­но­ва Зина всту­пи­ла в под­поль­ную ор­га­ни­за­цию «Юные пат­ри­о­ты», потом стала раз­вед­чи­цей в пар­ти­зан­ском от­ря­де.

Слайд 13

Таня Савичева Она жила в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де. Уми­рая от го­ло­да, Таня от­да­ва­ла по­след­ние крош­ки хлеба дру­гим людям.

Слайд 14

Таня Савичева написала самый страшный дневник войны

Слайд 15

Зенитная батарея - специализированное артиллерийское орудие, предназначенное для борьбы с авиацией противника.

Слайд 16

Задача урока: Ответить на вопрос: За какие заслуги Лёша получил награду?

Слайд 17

Трибунал – специализированный военный суд.

Слайд 18

А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942.

Слайд 19

Окраина Москвы. Ноябрь1941 года.

Слайд 20

Блиндаж

Слайд 21

Дышло - одиночная оглобля (между двумя лошадьми), укрепляемая к передней оси для поворота повозки при парной запряжке.

Слайд 22

Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке я отвечал не на все вопросы. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!



Предварительный просмотр:

Леонид Пантелеев http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=288&id=162891847.jpg

Пантелеев Леонид Иванович

(1908 - 1987)

Русский советский писатель

Настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев.  Алексей Еремеев родился 22 августа 1908 года в Петербурге в семье казачьего офицера. В детстве домашние звали Алексея «книжным шкафом» за его любовь к чтению. В 9 лет он начал сочинять стихи, пьесы и приключенческие рассказы.  В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева - "Республика ШКиД". Издание этой повести в 1927 г. делает Алексея известным и знакомит его с лучшими литераторами своего времени. 

С началом Великой Отечественной Войны А. Пантелеев остаётся в осаждённом городе и почти постоянно ведёт свои заметки о блокадной жизни в Ленинграде. Участвовал в ВОВ как журналист, затем были написаны  рассказы: «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе» и др.

        Алексей Еремеев скончался в Ленинграде 9 июля 1987 года и был похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация к уроку по теме: "Ударение" в 1 классе.

конспект и презентация к уроку по теме: "Ударение" в 1 классе....

Конспект и презентация к уроку математики. Тема «Сети линий. Пути.» Для 2-го класса по учебнику "Математики" автора Л.Петерсон.

В материале представлен конспект урока по теме "Сети линий.Пути."Урок проводится во 2 классе. Автор учебника Л.Петерсон.На уроке используются различные виды работы.Дети работают в парах и в группах бо...

Конспект и презентация к уроку по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе"

Данный урок итоговый по теме "Имя существительное".  Он направлен на закрепление и обобщение знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Конспект урока с...

Конспект и презентация к уроку по теме: "Главные члены предложения" 2 класс программа ПЕРСПЕКТИВА

В конспекте предлагается ход урока русского языка по теме "Главные члены предложения" (2 класс программа Перспектива).  К конспекту уроку- ПРОЕКТА  предложена презентация. Разработка урока с...

Конспект и презентация к уроку на тему:«Past simple »

Цель урока: закрепление лексического и грамматического навыка.   ...

конспект и презентация к уроку по теме П.П.Бажов Серебряное копытце

конспект и презентация к уроку по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце", 4 класс, учебник "Литературное чтение" часть 1, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова...