Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [д], [д'], буквы Д, д."
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема: Звуки [д], [д'], буквы Д, д. УМК "Школа России" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_d_d_bukvy_d_d.docx | 73.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обучения грамоте (чтение)
в 1 классе
Подготовила:
учитель начальных классов
Ваулина Инна Алексеевна
Тема: согласная буква Д, звуки [Д] и [Д’].
Задачи: познакомить учащихся с буквами Д, д; учить характеризовать звуки; развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память, расширять кругозор; учить дифференцировать парные звонкие и согласные звуки; совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения.
Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, умение работать в паре, следовать точно инструкции учителя, умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В каждом из нас есть маленькое солнышко доброта. Добрый человек – это тот кто любит людей и помогает им. Возьмите за руку своего соседа и поделитесь теплом своих рук друг с другом. А с вами со всеми хочет поделиться своим теплом солнышко.
Какое оно?
Дети: тёплое, доброе.
Солнышко будет посылать нам свои лучики с заданиями.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Солнышко протянуло первый лучик и вот вам первое задание.
Расскажите о буквах и звуках.
-Сколько букв в алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10)
-А сколько гласных звуков? (6)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
-Из чего состоит речь? (из предложений)
-Из чего состоят предложения? (из слов)
-На какие части делятся слова? (на слоги)
-На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
-Какими могут быть гласные звуки? (ударными и безударными)
-Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими)
-назовите звонкие согласные, которые мы изучили;
-назовите глухие согласные, которые мы изучили;
-какие из них парные;
-назовите гласные, которые делают согласный звук твёрдым;
-назовите гласные, которые делают согласный звук мягким;
-назовите гласные с секретом.
У вас на партах листочки с буквами. Приготовьте простой карандаш.
1. Зачеркните все гласные буквы.
2. Зачеркните все согласные, которые повторяются дважды.
3. Что осталось? (столкнулись с проблемой, осталась неизвестная буква)
А В В О М М И У С С Д Н Н Е П П
С какой буквой будем знакомиться на уроке? Может кто-нибудь знает?
(с буквой Д)
III. Постановка целей, задач урока.
Какие учебные задачи поставим сегодня на уроке? Чему мы должны научиться?
-Познакомиться с буквой.
-Узнать какие звуки она обозначает.
-Читать слоги и слова с этой буквой.
-Поработать над словами (деление на слоги, звуко-буквенный анализ)
-Научиться писать печатную букву.
IV. Работа по теме урока. Знакомство с буквами Д, д, звуками [д] и [д’].
1. Солнышко пригрело, и на полянку прилетели…
Посмотрите, кто…
Как одним словом можно назвать? (птицы)
Перечислите (дятел, сова, сорока,)
Как вы думаете, кто здесь лишний? (дятел)
Назовите первый звук в слове дятел.
Произнесите его три раза (д-д-д)
Как мы его произносим?
Какой он? (согласный)
Почему? Докажите (не поётся, состоит из голоса и шума, при произношении встречает препятствия)
-Проверим, звонкий он или глухой.
а) закрываем ушки ладошками, произносим (звенит)
б) руку на горлышко (трепещет)
-Какой ещё звук [д]? (парный)
-Назовите пару [т]
-Ещё раз произнесите слово дятел.
-Какой звук в слове, твёрдый или мягкий? (мягкий)
-А как вы думаете, бывает ли звук д твёрдым? (да)
-Придумайте слова, чтобы в слове звук [д] был твёрдым. (дом, дождь,…)
Вот теперь вы можете рассказать дятлу всё, что вы знаете про звук [д].
( Звук [д] согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)
2. Солнышко второе задание вам посылает.
Помогите.
Где какой звук в слове установите.
Каждому ряду своё слово, зашифрованное в загадках.
1. Очень много окон в нём. Мы живём в нём – это… (Дом)
2. Это дерево могучее,
И растёт в лесу дремучем,
Плоды полированы,
Для птиц рекомендованы.
Дятлы, поползни и сойки,
Собирают плоды стойко. (Дуб)
3. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым)
У вас на партах звуковые наборы. Используя эти карточки составьте схемы слов. Работаем в парах.
Проверяем. (За доской слова и схемы, открываю)
-Что объединяет все эти три слова? (буква Д)
Поговорим о букве.
-На что похожа буква Д? (ответы детей)
Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
-Постройте букву из карандашей.
-Почему у меня на доске их четыре? ( Две печатные и две письменные)
Физкультминутка
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (бег на месте)
Все под крышами сидят. (хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже.
Ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте)
3. Поём гласные: а о у ы э
я ё ю и е
4. Читаем нараспев:
да-а, до-о, ду-у, ды-ы, де-е, ди-и.
5. Читаем волнами:
до ду ды де ди да
6. Читаем по выбору. (дети самостоятельно выбирают для себя столбик для чтения и читают его)
ад дна дал ад-ма ду-га
од дно дол од-мо до-ма
уд дну дул уд-му дро-ва
ыд дны дыл ыд - мы гло-бус
ид дни дил ид-ми до-ро-га
ед дне дел ед-ме де-ре -во
7. Солнышко вам посылает следующее задание.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Возьмите цветные карандаши и закрасьте все части рисунка, в которых вы видите букву д.
8. Открываем учебник на странице 104.
Прочитайте пословицы с буквой Д.
Как вы понимаете смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут».
9. А сейчас посмотрите на солнышко. Оно посылает вам следующее задание.
Откройте тетради
И заглавную с маленькой буквой д напишите.
А ещё напишите слоги, слова:
Дима, Дана, дом, дорога.
(дети открывают тетради по чтению и печатают буквы, слоги, слова)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише – тише.
Деревцо всё выше – выше.
V. Первичное закрепление.
1. -Найдите на рисунке букву Д, закрасьте её так, чтобы было понятно, какие звуки она обозначает.
-Покажите.
-Каким может быть звук [д]? (твёрдым и мягким)
2. Игра «Поймай звук»
Играем. Если [д] – мягкий – встают девочки, если [д] – твёрдый – встают мальчики.
( Дубы, Дина, дороги, дерево, дедушка, дятел, дружба, дети, дым.)
Молодцы!
VI. Итог урока.
С задачами, которые ставили в начале урока, мы справились?
Проверим:
-с буквой познакомились? (да)
-научились читать слоги, слова? (да)
-научились писать печатную букву? (да)
-над словом работали? (да)
-узнали, какие звуки обозначает буква д? (да)
-каким может быть звук [д]? какой он? (да)
Правильно. Молодцы!
VII. Рефлексия.
Вы довольны собой? (да)
Возьмите домик, переверните его, найдите на крыше домика букву д.
Если вы довольны собой и считаете, что вы усвоили тему урока, то разукрасьте букву зелёным цветом. Если что-то не получилось – жёлтым. А если вам было сложно и вы ничего не запомнили – красным.
Покажите.
- Солнышко гордится вами и шлёт ещё одно задание.
Налетел ветер и унёс гласные из слова. Если мы догадаемся, какие это гласные, то узнаем, что нас ждёт впереди.
П…Р…М…Н… (перемена) Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
Тема: Звук ш, буквы Ш ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать свободно и находить слова с сочетанием ...
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г
Урок по обучению грамоте в 1 классе...
План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Д, д".
Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века". В конспекте отражена деятельность учителя, ученика и комментарии к формируемым УУД....