Рабочая программа.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2016 г. №63
Директор школы_______О.Н. Самойлова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Пояснительная записка
Чтение и развитие речи является одним из основных учебных предметов. Чтение – главное средство познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления обучающихся об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Обучение способствует их умственному и речевому развитию, формированию положительных личностных качеств, развивает речь и мышление, знакомит с элементами литературоведческих представлений. Чтение даёт богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.
I. Цель и задачи обучения чтению и развитию речи:
Цели:
продолжить формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Задачи:
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Коррекция и развитие устной и речи, коррекция высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
II. Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП).
1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
3. Пункта 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213);
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Инструктивными письмами Министерства образования и науки;
6. Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
7. Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки РФ.
8. Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
9. Учебного плана Государственного бюджетного (областного) учреждения
Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка».
III. Место предмета в учебном плане.
Курс чтения и развития речи для 3 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Количество часов на год - 167
количество часов в неделю – 5
административных контрольных работ – 3
IV. Общая характеристика учебного предмета.
Основная особенность курса по данной программе - его ориентация на речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь {слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать). Курс отличается ярко выраженной направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития
учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы со словарем.
Программа реализует межпредметную связь при обучении чтению, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, журналов. Обсуждение прочитанного. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
V. Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
VI. Технологии обучения.
Традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно - личностная;
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
VII. Виды и формы контроля.
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- чтение вслух;
- чтение «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- выделять черты характера главных героев;
- составлять план части произведения;
- пересказать содержание прочитанного;
-поурочное, почетвертное, годовое оценивание ЗУН учащихся,
-проверка техники чтения (3 раза в год).
VIII. Личностные результаты освоения чтения и развития речи.
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
IX. Предметные результаты освоения чтения и развития речи.
В результате изучения курса чтения и развития речи ученик научится:
- выразительно читать наизусть 5-8 коротких стихотворений;
- пересказывать содержание прочитанного текста;
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз ,с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
X. Содержание программы.
ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! Сентябрь. М. Садовский. Весёлая улица. По В. Воскобойникову Первое сентября. В. Берестов. Завтра в школу (По рассказу В. Драгунского «Первый день»). Пятёрки. По Э. Шиму. Смешинка. Котёнок хочет в школу. В. Берестов. Кто лучшим будет. В. Бирюков. Обида. По В. Хомченко. Наша учительница. А. Аксёнова. Школьные загадки Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!». | 11 |
ОСЕНЬ НАСТУПИЛА Осень. О. Высотская. Последний лист. По Ю. Ковалю. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокращении). А. Толстой. Сентябрь на дворе (По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»). Воробей. В. Степанов. Лето на верёвочке. По А. Баркову. Улетают, улетели... Е. Благинина. Смешинка. Ворона и синица. По Э. Шиму. За кормом для птиц (По рассказу Л. Воронковой «Танины дела»). В октябре. Г. Ладонщиков. Страшный невидимка. По Н. Сладкову. Осень наступила... А. Плещеев. Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой. Доскажи словечко (Осенние загадки). Н.Майданик Обобщающий урок по теме «Осень наступила». | 17 |
УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ Всё для всех. Ю. Тувим. Работа. По Д. Габе. Мои помощники. В. Орлов. Смешинка. С. Васильева. Бабушка и внучка (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»). Повара. Б. Заходер. Сюрприз. По М. Дружининой. Маргаритка. О. Высотская. Пуговица. По В. Хомченко. Портниха. Г. Ладонщиков. Пуговица. В. Осеева. Смешинка. А. Усачёв. Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину. Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину. Чем пахнут ремёсла (в сокращении). Дж. Родари. Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться». | 16 |
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ Лисята (По рассказу Е. Чарушина «Путешественники»). Смешинка. Лисица и ёж. По Н. Сладкову. Заяц. Е. Тараховская. Ёж. По М. Пришвину. Смешинка. А. Богданова. Материнская забота. По А. Баркову. Белёк. По Г. Снегирёву. Пин и Гвин. В. Приходько. Галка. По Б. Житкову. Куриный воспитанник. По В. Гаранжину. Добрый волк. По М. Тарловскому. Живая шляпа. По Н. Носову. Смешинка. По Л. Вершинину. Котята. По Н. Павловой. Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов. Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому. Обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах» | 16 |
ЧУДЕСНЫЙ МИР СКАЗОК Русские народные сказки: Лиса и журавль; Храбрый баран; Лиса и тетерев. Овечка и волк (Украинская народная сказка). Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка). Тигр и лиса (Таджикская народная сказка). Лиса и куропатка (Французская народная сказка). Куцый Хвост (Абхазская народная сказка). Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка). Обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок» | 10 |
ЗИМУШКА-ЗИМА Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня). Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки. Декабрь. М. Садовский. Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой. Смешинка. О. Григорьев. В новогоднюю ночь. С. Попов. Смешинка. По В. Ячменёвой. Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву . Такой вот герой. По А. Потаповой. Зима (отрывок). С. Есенин. Подарок. С. Суворова. У Ники новые лыжи. По В. Голявкину. С прогулки. И. Шевчук. Неудачная находка. По М. Быковой. Детство (в сокращении). И. Суриков. Смешинка. О. Григорьев. Что за зверь? По Е. Чарушину. Не стучать — все спят! По Э. Шиму. Зайка. В. Степанов. Еловая каша. По Н. Сладкову. Снежок (в сокращении). 3. Александрова. Коллективная печка. По С. Баруздину. Доскажи словечко (Зимние загадки). В. Аникин, Н. Майданик. Обобщающий урок по теме «Зимушка-зима» | 23 |
ТАК НЕЛЬЗЯ, А ТАК МОЖНО Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой. Птица-синица. По В. Хомченко Дельный совет. Г.Ладонщиков. Смешинка. Положили на подушки. Г. Лагздынь. Косточка. По Л. Толстому. Праздничный стол. По С. Георгиеву. За игрой. В. Берестов. Бревно. С. Баруздин. Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин. Подвиг (По рассказу В. Осеевой «Мечтатель»). Смешинка. Девочка-копуша. И. Демьянов. Лесные доктора. По В. Бирюкову Обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно» | 13 |
ВЕСНА В ОКНО СТУЧИТСЯ «Зима недаром злится...» Ф. Тютчев. Весенняя песня. По В. Бирюкову. Веснянка (Украинская народная песня). Сосулька. По Э. Шиму. Выгляни, Солнышко... (Русская народная песня). Мамин портрет. С. Вербова. Разноцветный подарок. П. Синявский. Тихо-тихо. А. Седугин. Лицом к весне. Р. Сеф. Ледоход. С. Вербова. Сон Медвежонка. По Р. Фархади. Медведь проснулся. Г. Ладонщиков. Смешинка. 3. Хасанова, С. Шамсутдинова. Заяц на дереве. По В. Бианки. Наши гости. С. Погореловский. Скворушка. По Г. Скребицкому. Весенняя гостья. И. Белоусов. Пчёлки на разведках. По К. Ушинскому. Тюльпаны. По А. Баркову. Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева. Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится» | 24 |
ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ Перепутаница. Р. Фархади. Эхо. По Г. Остеру . Кто кем становится (в сокращении). В. Шибаев. Волшебный барабан. А. Усачёв. Шишки. М. Пляцковский. Портрет. По Ю. Степанову. Булочная песенка. М. Бородицкая. Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 11 |
РОДИНА ЛЮБИМАЯ Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков. Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому. Флаг России. По Т. Кудрявцевой. Главный город страны. М. Ильин. Песня. В. Степанов. День Победы. А. Усачёв. Страшный клад. По С. Баруздину. Тульские пряники. По С. Алексееву Обобщающий урок по теме «Родина любимая» | 15 |
ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО! Что такое лето? А. Усачёв. Что сказала бы мама? По Л. Воронковой. Земляника. М. Дружинина. Смешинка. С. Васильева. Куда исчез гриб? По В. Хомченко. Ёж-спаситель. По В. Бианки. Жарко. Р. Фархади. Верное время. По Э. Шиму. Смешинка. Почему лето короткое? По В. Орлову. Доскажи словечко (Летние загадки). Е. Савельева. Обобщающий урок по теме «Родина любимая». | 14 |
XI. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Литература и средства обучения.
1.Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях. Родная речь. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2005г.;
2.Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс»». Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова-М.: Просвещение, 2007 г.;
Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. И.Ф.Яценко. -М:«ВАКО», 2006г.
3.Технические средства обучения;
4.Экранно - звуковые пособия, аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
5. Репродукции картин художников в соответствии с тематикой изучаемых произведений.
6. Печатные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...