Коррекционные рабочие программы
рабочая программа по чтению на тему
Рабочие программы коррекционного типа для обучающегося 7 вида адаптированы для обучения на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo.docx | 321.9 КБ |
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie.docx | 72.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
« Рассмотрено» Руководитель ШМО _Рафикова Л.Н_ ______________________ от «___» _________2016 . | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кореневская Р. А. _____________________ «___» ________2016 | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с. Первомайское Рамазанов Р. Ф. __________________________ «___» ________2016 |
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
начального общего образования
на 2016 - 2020 учебный год
составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений и авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд 1–4 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского (учебно-методический комплект «Школа России»).VII коррекционная программа.
Антиповой Ирины Ильиничны
2016 г
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ
1 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
Предметные результаты:
Учащийся научится:
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания
-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла
-приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных
2 класс
Личностные результаты
У учащихся сформируется:
-Эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности
Учащийся получат возможность для формирования:
-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-Уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-Умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научится:
- работать по предложенному учителем плану;
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими уче никами
Учащийся получит возможность научиться:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;
Учащийся получит возможность научиться:
- делать предварительный отбор источников информации
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)
Коммуникативные УУД
- уметь пользоваться языком ИЗО:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)
Учащийся получит возможность научиться:
- работать в группе;
Предметные результаты
Учащийся научится:
-понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
-узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
3 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформулированы:
- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
- положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства
- интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
. основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты:
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно - творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
- руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы
Познавательные результаты
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера
Коммуникативные результаты
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно выразительным средствам;
Предметные результаты
Учащийся научится:
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры в ИЗО.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа
Учащийся получит возможность научиться:
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведенй
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
4 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Учащиеся получат возможность для формирования
Собственной художественной деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
Учащийся получит возможность научится:
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки,
Учащийся получит возможность научиться:
- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
Комуникативные УУД
Учащийся научится:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий
Учащийся получит возможность научится:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
получат знания, узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
Научатся применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.
Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов
Ты учишься изображать Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».
Мастер Изображения учит видеть Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура. Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.
Ты украшаешь
Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Форма и конструкции природных домиков. Дом снаружи и внутри. Внутреннее устройство дома. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи .Город, в котором мы живем (обобщение темы).Прогулка по родному городу.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе .Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
ИСКУССТВО И ТЫ. Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Как и чем работают художник?
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность .Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия .Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими изображениями. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре.. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. Образы зданий и окружающей жизни В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице , в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Искусство в твоем доме .Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок. Твои книжки. Открытки.Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари.
Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира.Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города. Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины.Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематическое планирование.
№ | Раздел | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Ты учишься изображать. | 9 | |||
2 | Ты украшаешь. | 8 | |||
3 | Ты строишь. | 11 | |||
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 | |||
5 | Как и чем работает художник? | 8 | |||
6 | Реальность и фантазия | 7 | |||
7 | О чём говорит искусство | 11 | |||
8 | Как говорит искусство | 8 | |||
9 | Искусство в твоём доме | 8 | |||
10 | Искусство на улицах твоего города | 7 | |||
11 | Художник и зрелище | 11 | |||
12 | Художник и музей | 8 | |||
13 | Истоки родного искусства | 8 | |||
14 | Древние города нашей Земли | 7 | |||
15 | Каждый народ — художник | 11 | |||
16 | Искусство объединяет народы | 8 | |||
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
« Рассмотрено» Руководитель ШМО ___Рафикова Л.Н.__ ____________ Протокол № от «___» _________2016 . | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кореневская Р. А. ___________________ «___» ________2016 | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с. Первомайское Рамазанов Р. Ф. _____________-Приказ № «___» ________2016 |
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
начального общего образования
на 2016 - 2020 учебный год
разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и авторских программ В. Г. Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение.1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).VII вид
коррекционная программа
Антиповой Ирины Ильиничны
2016 г
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами
обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами
обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами
обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
1 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами литературных произведений;
3) этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
1) уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
2) начальных навыков адаптации к школе, к школьному коллективу;
3) социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится :
-принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; .
- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
-использовать речь для регуляции своих действий;
- оценивать свои достижения.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла в сотрудничестве с учителем;
- познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
- оценивания своих достижений, осознания трудности, понимания их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится :
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится :
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения-(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то, или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)
- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
Учащийся получит возможность научиться:
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться
учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Учащийся научится :
-умения называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
-умения правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
-умения вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки в словах;
-умения выделять слоги, различать ударные и безударные;
-умения определять место ударения в слове, вычленять слова из предложения;
-умения устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
Учащийся получит возможность научиться:
-умения слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
-умения выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде звуковой модели;
-умения различать буквы гласных, обозначающих твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
-навыка правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
-умения соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение»
Учащийся научится :
-навыки чтения целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста).
-понимание содержания прочитанного.
-умения пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
Учащийся получит возможность научиться:
-под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
-навыков ориентирования в нравственном содержании прочитанного, оценивания поступков персонажей с точки зрения принятых морально-этических норм;
-деления текста на части, озаглавливать их, составлять простой план;
-умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
2 класс
.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) художественно-эстетического вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Обучающийся получит возможность для формирования:
1) социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
3) мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится :
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Учащийся получит возможность научиться:
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Коммуникативные
Учащийся научится :
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Учащийся получит возможность научиться:
1) готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Познавательные :
Учащийся научится :
1)умение использовать знаково-символических средств представления информации о книгах
2) навыки смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Учащийся получит возможность научиться:
1)логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений
Предметные результаты:
Учащийся научится :
-навыки правильно, осознанно и достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 50 слов в минуту
-навыки осознанного чтения текста художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
-навыки пересказа текста;
-навыки деления текст на смысловые части, составлять его простой план;
Учащийся получит возможность научиться:
- необходимого уровня читательской компетентности;
-овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-овладения элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
-умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
-умения пользоваться словарями и справочной литературой;
-осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
3 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится :
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Учащийся получит возможность научиться:
1) готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) осознавать этапы организации учебной работы;
3)принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
4)вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
5) осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
6)выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
7)строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Познавательные :
Учащийся научится :
- полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
- действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные:
Учащийся научится :
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать
доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого
Учащийся получит возможность научиться:
-активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач
-использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Предметные результаты:
Учащийся научится :
Навыки читательской деятельности
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному целыми словами при темпе громкого чтения 75 – 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста
Навыки пересказа содержания произведения выборочно и сжато.
Понимание особенностей стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
Умения пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника)
Умения задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
Умения делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
Навыки творческой деятельности
-писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Знания литературоведческой пропедевтики
• умения определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• умения осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
• умения находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащийся получит возможность научиться:
- формирование представлений о Родине и ее людях;
-использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;
-умения работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения
Навыки творческой деятельности
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
Знания литературоведческой пропедевтики
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
-определять позиции героев и позицию автора художественного текста
4 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы
1) чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Обучающийся получит возможность для формирования:
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
3) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятвные УУД
Обучающийся научится :
1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)способам решения проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся получит возможность научиться:
1 ) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2) понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспех
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
1.способам активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
2. использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- смысловому чтению текстов в соответствии с целями и задачами,
- осознанному построению речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Предметные результаты:
Учащийся научится :
•называть темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• составлять план к прочитанному;
• давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащийся получит возможность научиться:
1)понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;
Содержание учебного предмета .
Добукварный период . Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Букварный период.
Содержание охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря».
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект «Составляем сборник загадок»
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой, М. Пляцковского, В.Берестова.
Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформления.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе.
Самое великое чудо на свете. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Внеклассное чтение: Башкирские пословицы и поговорки. Сказки народов Башкортостана. Былины. Летописи. Жития
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Люблю природу русскую. Осень
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук». Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете» «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Внеклассное чтение: Сказки С. Лагерлёф
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Внеклассное чтение: Стихи башкирских поэтов для детей. Уральские сказы П.П.Бажова.
Великие русские писатели .
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Внеклассное чтение: Уральские сказы П.П.Бажова. Басни И.А. Крылова. Басни М.Гафури. Стихи М.Карим
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Внеклассное чтение: Стихи башкирских поэтов о зиме. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина .
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Литературные сказки
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Внеклассное чтение: Творчество К.Киньябулатовой.
Были и небылицы
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон». Внеклассное чтение: Рассказы С.Т. Аксаков
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха». Внеклассное чтение: Внеклассное чтение: Стихи Р.Гарипов
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Внеклассное чтение: Творчество Г.Юнусовой.
Собирай по ягодке — наберешь кузовок
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Внеклассное чтение: Х.Габитов «Наша семья». А.Игебаев «Мой братишка»
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Внеклассное чтение: Произведения писателей о воинах. Стихи Л.Афлятуновой
Чудесный мир классика
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». Оценка достижений
Литературные сказки
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Оценка достижений (тест).
Делу время — потехе час
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Страна Фантазия
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Работа с текстом художественного произведения
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме . Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов) пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) .
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел | 1 класс количество часов | 2 класс количество часов | 3 класс количество часов | 4 класс Количество часов | |
1 | Добукварный период (подготовительный) | (8ч) | - | - | - | |
2 | Букварный период (основной) | (32ч) | - | - | - | |
3 | Послебукварный период (основной) | (7ч.) | - | - | - | |
4 | Жили – были буквы | (6ч.) | - | - | - | |
5 | Устное народное творчество .Загадки. Сказки. Небылицы. Былины.Летописи.Жития | (3ч) | (8часов) | 15 ч | 5 ч | |
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | (3ч) | - | - | - | |
7 | И в шутку и всерьёз | (2ч.) | 7 ч | - | - | |
8 | Я и мои друзья | (3ч) | 5 ч | - | - | |
9 | О братьях наших меньших | (2ч) | 6 ч | - | - | |
10 | Вводный урок | (1 ч) | - | - | ||
11 | Самое великое чудо на свете | (2 ч) | 4 ч | - | ||
12 | Люблю природу русскую. Осень | (4ч) | - | - | ||
13 | Русские писатели | - | (8ч) | 19 ч | - | |
14 | Из детских журналов | (5 ч) | 4ч | |||
15 | Люблю природу русскую. Зима | ( 5 ч) | - | - | ||
16 | Писатели детям | (8 ч) | - | - | ||
17 | Люблю природу русскую. Весна |
| 4ч | - | - | |
18 | Литература зарубежных стран | 5 ч | 6 ч | 10 ч | ||
19 | Были-небылицы | - | 5 ч | - | ||
20 | Поэтическая тетрадь | - | 1 ч | - | ||
21 | Литературные сказки | - | 3ч | - | ||
22 | Люби живое | - | 8 ч | - | ||
23 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | - | 1 ч | - | ||
24 | Чудесный мир классики | - | - | (10ч) | ||
25 | Литературные сказки | - | - | (9 ч) | ||
26 | Делу время — потехе час | - | - | (9 ч) | ||
27 | Страна детства | - | - | (8 ч) | ||
28 | Природа и мы | - | - | (10 ч) | ||
29 | Родина | - | - | (5 ч) | ||
30 | Страна Фантазия | - | - | (2 ч) | ||
66 ч | 68 ч | 68ч | 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные рабочие программы
Данные программы расчитанны для коррекционных школ, сдесь такие дисциплины как: коррекция речи, корекция коммуникативной деятельности, групповые и индивидуальные коррекционные занятия (предметно - пра...
Коррекционные рабочие программы
Рабочие программы коррекционного типа для обучающегося 7 вида адаптированы для обучения на дому....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Коррекционные рабочие программы для учащихся с умственной отсталостью для 2 класса
Коррекционные рабочие программы для учащихся с умственной отсталостью для 2 класса....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...