Предмет: Литературное чтение 2 класс (УМК) «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «На горке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению 2 класс | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение 2 класс (УМК) «Школа России»
Тема: Н. Н. Носов «На горке»
Планируемые результаты:
- личностные:
формировать личностные позитивные качества; умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Воспитывать трудолюбие, коллективизм, умение продумывать свои действия и поведение.
- метапредметные:
Познавательные УУД:
развивать умение пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя; с помощью учителя выделять существенную информацию и обобщать её; осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, пользоваться условными знаками для передачи информации;
использовать учебник и словарь в качестве источников информации.
Регулятивные УУД:
прогнозировать содержание произведения; формулировать вместе с учителем, принимать и сохранять учебную задачу урока в соответствии с целями темы; планировать собственную деятельность и контролировать свои действия, оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, уметь адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
отвечать на вопросы учителя; владеть монологической и диалогической формами речи, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
Становление мотивационной основы учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование интереса к чтению, читательской компетенции.
- предметные:
Знание особенностей жанра «рассказ»; осознанно воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно и без ошибок; формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения; формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев; развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе, формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста); делить на логические части и пересказывать, используя план и иллюстрации; делать выводы об идее (главной мысли) произведения; развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, аудиозапись рассказа, дидактические материалы с заданиями.
_________________________________________
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя) | УУД | Личностное развитие | ||
Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные | |||
I Мотивация к учебной деятельности | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы! - Перемена быстро пролетела, Нужно браться нам за дело! Слушать вам надо внимательно, Работать вам надо старательно, Побольше нового узнать И получить отметку «пять»! У вас у каждого есть индивидуальный оценочный лист. В течение урока вы будете выставлять себе оценки за работу, рисуя снежинки (от 1 до 3). *** - у меня получается это очень хорошо ** - в моей работе есть недочеты * - у меня получается не очень хорошо | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. | Создание положительной мотивации. | |
II Актуализация знаний | На партах лежат карточки -Прочитайте, что вы подобрали о Носове?
- Сопоставьте фамилии и факты биографии. Агния Львовна Барто Николай Николаевич Носов Самуил Яковлевич Маршак
-Прочитайте ответ.
- Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2…
- Как называется рассказ? Кто автор? Пересказ текста по цепочке. Взаимооценка. | - умение слушать и вступать в диалог; -умения сотрудничать с учителем и сверстниками | - умение найти и выделить необходимую информацию; - умение адекватно передавать содержание текста; -умение классифицировать; - умение оценить результат деятельности. | выполнять задание в соответствии с целью. | проявлять интерес к выполнению работы; |
III Самоопределение к деятельности. Этап предпони мания | - Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик) - Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску. Дети разгадывают анаграмму: Г - - Ь О - - - Ь Р - - - - Ь К - - - - - Ь А - - - - - - Ь Отгадать слова вам помогут загадки: - В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит, Я чуть-чуть его боюсь. Угадали? Это ……………… (гусь) - Лес разделся, неба просинь, это время года ……… (осень) - Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень) -По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль) - Нанесет она узор, очень трепетный и нежный, Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный, Зеленеющий апрель – все раскрасит ……………… (акварель) - Какое слово получилось? (горка) - Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. Котька добрая душа Федора В школу Петя Федорино горе Вовка На горке - Что их объединяет? (герои, название). - Установите соответствие между словами первого и второго столбика(Вовка герой стихотворения "Вовка - добрая душа" и т.д.) - Исключите уже изученные произведения. Какое произведение осталось? -Прочитайте название нового рассказа Н Носова. (На горке) - Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) - Делали ли вы горки зимой? -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться. - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Проблемный вопрос: - Может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске) | - умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания | -умение фиксировать проблему; - умение анализировать, доказывать свою точку зрения; - умение логически мыслить | - умение принимать учебную задачу | |
IV Этап изучения нового учебного материала. Первичное восприятие прочитанного | -А сейчас мы послушаем это произведение, и вы убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу содержания. -Прослушайте аудиозапись произведения (Стр. 60- 63 учебника) - Понравилось ли вам произведение Н. Носова? - Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом. - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Какое настроение вызывает этот рассказ? Почему? - Хочется ли вам самим выразительно прочитать его? | - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем - осознанное построение речевого высказывания | -умение определять жанр произведения; -осмысленное слушание текста; - анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; | - умение оценивать поступки людей; - проявляют интерес к чтению | |
V Этап анализа текста: анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки. | - Откройте страницу учебника 60. Словарная работа - В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? - Найдите толкование этого слова в словарике на странице 214 учебника. (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.) - Значение каких слов в тесте вам еще непонятны? (на четвереньках) - Кто может объяснить значение этого выражения? -1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой», 2 группа- «нацепил коньки», 3 группа - «бух носом»? Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике. -А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? -Какую ошибку совершил Котька и почему? - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Почему Котька спешил, когда собирался на улицу? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Давайте расставим картинки по порядку. - Каких картинок не хватает? - Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш письменный план. План.
-К какому пункту нашего плана подходит иллюстрация на стр. 63? - Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его по ролям. - Сколько человек нам нужно для чтения? - Кто читал выразительнее всех? Оцените чтение при помощи снежинок. | -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками; -осознанное построение речевого высказывания.
| - пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы; - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос; - умение свободно выражать своё мнение; -умение слушать и следить, воспринимать текст на слух; -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - умение ориентироваться в тексте; - умение выбрать вид чтения в зависимости от цели; - умение сравнивать поступки героев; - умение пользоваться толковым словарём -умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи. | -контролировать процесс и результаты своей деятельности | -умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя». Работа в паре: Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам ( сравниваем работу детей с образцом) Групповая работа (целесообразность: экономия времени) 1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев? 2 группа соотносит пословицы с текстом «Семь раз отмерь - один раз отрежь» «Умел ошибиться, умей и поправиться» «Волков бояться - в лес не ходить» « Любишь кататься, люби и саночки возить!» « Поспешишь-людей насмешишь» Учитель четко формулирует задания, регламентирует время выполнения, отвечает на возникшие вопросы. После окончания работы дети делают выводы. Учитель выполняет коррекцию. | -умение принимать участие в коллективном обсуждении; -умение формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; -допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | -умение моделировать, преобразовывать модели; -анализ объектов с целью выделения признаков; -умение проводить аналогии. | -умение планировать собственную деятельность и контролировать свои действия; -умение оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников; -уметь адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей | -воспитывать коллективизм, умение продумывать свои действия и поведение |
VII Включение в систему знаний и повторение | С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: Развеселить читателя.
- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. | -умение формулировать ответ на вопрос; допускать возможность существования различных точек зрения; -аргументи ровать свой ответ. | -умение с помощью учителя выделять существенную информацию и обобщать её; осознавать сущность и значение произведения. | -умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. | |
VIII Рефлексия учебной деятельности | Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания -С каким произведением мы познакомились? - Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? - Чему же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком? Итог нашего урока. Продолжите фразу:
-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок, нарисованных вами в оценочном листе. Посчитайте все свои снежинки. У кого получилась самая высокая горка? -Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу! Домашнее задание. Выберите задание на дом по своим силам и желанию: нужно подготовить пересказ рассказа по сюжетным картинкам, нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», составить синквейн к слову «друзья». | - умения учитывать разные мнения; - умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения | - умение осознавать сущность и значение произведения | -уметь адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, осуществлять рефлексию. | умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Н.Н.Носов "На горке"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке», развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить т...
3 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса...
3 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"
Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»
Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода». Тип урока:...