Предмет: Литературное чтение 2 класс (УМК) «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «На горке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Наталья Геннадьевна Климова

Конспект урока по литературному чтению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение  2 класс     (УМК)    «Школа России»

Тема: Н. Н. Носов «На горке»

 Планируемые результаты:

- личностные: 

формировать личностные  позитивные качества; умение  высказывать свое мнение о знании  моральных норм  поведения;

 умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Воспитывать трудолюбие, коллективизм, умение продумывать свои действия и поведение.

- метапредметные:

Познавательные УУД:

развивать умение пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя; с помощью учителя выделять существенную информацию и обобщать её; осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое,  пользоваться  условными знаками для передачи информации;

использовать учебник и словарь в качестве источников информации.

Регулятивные УУД:
прогнозировать содержание произведения; формулировать вместе с учителем, принимать и сохранять учебную задачу урока в соответствии с целями темы; планировать собственную деятельность и контролировать свои действия, оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, уметь адекватно  воспринимать  оценку  учителя и товарищей, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

отвечать на вопросы учителя; владеть монологической и диалогической формами речи, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Становление мотивационной основы учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев  и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

- предметные:

Знание особенностей жанра «рассказ»; осознанно  воспринимать текст  литературного произведения; читать выразительно и без ошибок; формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения; формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев; развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе, формулировать ответы  на вопросы по содержанию произведения;  умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста); делить на логические части и  пересказывать, используя план и иллюстрации; делать выводы об идее (главной мысли) произведения; развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, аудиозапись рассказа, дидактические материалы с заданиями.

_________________________________________

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя)

УУД

Личностное развитие

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

I

Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует обучающихся,  проверяет их готовность  к уроку

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,

  Нужно браться нам за дело!

  Слушать вам надо внимательно,

   Работать вам надо старательно,

   Побольше нового узнать

  И получить отметку «пять»!

У вас у каждого есть индивидуальный оценочный лист. В течение урока вы будете выставлять себе оценки за работу, рисуя снежинки (от 1 до 3).

 *** - у меня получается это очень хорошо

 ** - в моей работе есть недочеты

 * - у меня получается не очень хорошо

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. 

Создание  положительной  мотивации.

II Актуализация знаний 

На партах лежат карточки

-Прочитайте, что вы подобрали  о Носове?

  • Карточка №1

- Сопоставьте фамилии и факты биографии.

Агния Львовна Барто

Николай Николаевич Носов

Самуил Яковлевич Маршак

  • Родился в Воронеже,  в семье талантливого изобретателя.
  • Родился в Киеве, в семье актёра. Сам был постановщиком мультфильмов.
  •  Первый рассказ написал для своего сына.
  • Нет такого мальчика или девочки, которые не могли бы с ходу прочитать стихи этого автора.

     -Прочитайте ответ.

  • Карточка № 2

- Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2…

  • Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу.
  • Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
  • Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
  • Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
  • Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу.

       - Как называется рассказ? Кто автор?

Пересказ текста по цепочке. Взаимооценка.

- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками

- умение найти и выделить необходимую информацию;

- умение адекватно передавать содержание текста;

 -умение классифицировать;

- умение оценить результат деятельности.

выполнять  задание в соответствии с целью.

проявлять интерес к выполнению работы;

III Самоопределение к деятельности.

Этап предпони

мания

       - Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик)

       - Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску.       

Дети разгадывают анаграмму:

                    Г - - Ь        

                 О - - - Ь

              Р - - - -  Ь

           К - - - - -   Ь

         А - - - - - -  Ь

Отгадать слова вам помогут загадки:

- В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит,

Я чуть-чуть его боюсь. Угадали? Это ……………… (гусь)

- Лес разделся, неба просинь, это время года ………  (осень)

- Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень)

-По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль)

- Нанесет она узор, очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный,

Зеленеющий апрель – все раскрасит ……………… (акварель)

- Какое слово получилось? (горка)

 - Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

Котька         добрая душа

Федора        В школу

Петя           Федорино горе

Вовка           На горке

- Что их объединяет? (герои, название).

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика(Вовка герой стихотворения "Вовка - добрая душа" и т.д.)

- Исключите уже изученные произведения. Какое произведение осталось?

-Прочитайте название нового рассказа Н Носова. (На горке)

- Как вы думаете,  про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

- Делали ли вы  горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Проблемный вопрос:

-  Может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске)

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания

-умение фиксировать проблему;

- умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

- умение логически мыслить

- умение принимать учебную задачу

IV

Этап изучения  нового учебного  материала. Первичное восприятие прочитанного

-А сейчас мы послушаем это произведение, и вы убедитесь,  верны ли ваши предположения по поводу содержания.

 -Прослушайте аудиозапись  произведения (Стр. 60- 63 учебника)

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?  

- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом.

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Какое настроение  вызывает этот рассказ? Почему?

- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

-   осознанное построение речевого высказывания

-умение определять жанр произведения;

-осмысленное слушание текста;

- анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

- умение оценивать поступки людей;

- проявляют интерес к чтению

V

Этап анализа текста: 

анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки. 

- Откройте страницу учебника 60.

Словарная работа

- В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? - Найдите толкование этого слова в  словарике на странице 214 учебника. (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.)

- Значение   каких слов в тесте вам еще непонятны? (на четвереньках)

- Кто может объяснить  значение  этого выражения?

-1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой»,

2 группа- «нацепил коньки»,

3 группа - «бух носом»?

Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий  для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике.

-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке  и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.  

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Каких  картинок не хватает?

-  Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш письменный план.

План.                                               

  1. Ребята строят горку .(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил  горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

-К какому пункту нашего плана подходит иллюстрация на стр. 63?

- Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его по ролям.

- Сколько человек нам нужно для чтения?

- Кто читал выразительнее всех? Оцените чтение при помощи снежинок.

 -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками;

 -осознанное построение речевого высказывания.

 

 

пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы;

 - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос;

- умение свободно выражать своё мнение;

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух;

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме;

- умение ориентироваться в тексте;

 - умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;

- умение сравнивать поступки героев;

- умение пользоваться толковым словарём

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

-контролировать процесс и результаты своей деятельности

-умение  высказывать свое мнение о знании  моральных норм  поведения;

  - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 - Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя».

Работа в паре:

Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам ( сравниваем работу детей с образцом)

Групповая работа (целесообразность: экономия времени)

1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев?

2 группа соотносит пословицы с текстом

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Умел ошибиться, умей и поправиться»

«Волков бояться - в лес не ходить»

« Любишь кататься, люби и саночки возить!»

« Поспешишь-людей насмешишь»

Учитель четко формулирует задания, регламентирует время выполнения, отвечает на возникшие вопросы. После окончания работы дети делают выводы. Учитель выполняет коррекцию.

-умение принимать участие в коллективном обсуждении;

-умение формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

-допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

-умение моделировать, преобразовывать модели;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение проводить аналогии.

-умение планировать собственную деятельность и контролировать свои действия;

-умение оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников;

 -уметь адекватно  воспринимать  оценку  учителя и товарищей

-воспитывать коллективизм, умение продумывать свои действия и поведение

VII Включение в систему знаний и повторение

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                            Развеселить читателя.

  1. Подшутить над кем-нибудь.
  2. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  3. Разбудить фантазию.
  4. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

-умение формулировать ответ на вопрос; допускать возможность существования различных точек зрения;

-аргументи

ровать свой ответ.

-умение с помощью учителя выделять существенную информацию и обобщать её; осознавать сущность и  значение произведения.

-умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

VIII Рефлексия учебной деятельности

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

- Чему  же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком?

Итог нашего урока. Продолжите фразу:

  • 1. Я научился…
  • 2. Было интересно…
  • 3. Было трудно…
  • 4. Больше всего мне понравилось…
  • 5. Я понял, что…

-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок, нарисованных вами в оценочном листе.  Посчитайте все свои снежинки. У кого получилась самая высокая горка?

     -Я довольна нашим уроком, большое вам  спасибо за хорошую работу!

                 Домашнее задание.  

 Выберите задание на  дом по своим силам и желанию:  нужно подготовить  пересказ рассказа по сюжетным картинкам,   нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», составить  синквейн к слову «друзья».

- умения учитывать разные мнения;

- умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения

 - умение осознавать сущность и   значение произведения

-уметь адекватно  воспринимать  оценку  учителя и товарищей, осуществлять рефлексию.

умение  высказывать свое мнение о знании  моральных норм  поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Н.Н.Носов "На горке"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке», развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить т...

3 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...

Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»

Тема: «Упражнение в изменении  существительных по числам и определении рода».                Тип урока:...