Открытый урок по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Деревянова Татьяна Валерьевна

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". К.Д. Бальмонт "Снежинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyanova_tatyana_valerevna_mou.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянова Татьяна Валерьевна МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Предмет: литературное чтение. Класс: 4. Автор учебника: Е.А.Лутцева. Программа: «Начальная школа 21 века».

Тема: К.Д.Бальмонт «Снежинка».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для организации  деятельности учащихся и через коммуникативное взаимодействие подвести обучающихся к восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

Задачи:

  1. Образовательная:

- формировать умение и навыки работать с поэтическим текстом,  обогащать словарный запас обучающихся, закреплять литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение.

2. Развивающая:

- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы – символы в поэтическом произведении;

- развивать творческое воображение и творческие способности, речь;

-  развивать умение  рассуждать, сравнивать, анализировать.

3. Воспитательные:

- помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, но и красоту слова;

- формировать эмоциональную  и интеллектуальную отзывчивость, нравственное воспитание.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, демонстрация электронной презентации, парная, самостоятельная.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, проблемно – поисковый, работа с книгой, методы стимулирования учебно- познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический (чтение)

Средства обучения для учителя: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки с записью лексического значения слов, снежинки с домашним заданием, смайлики, номерки 1 – 8.

Средства обучения для обучающихся: учебник Е.А.Лутцева «Литературное чтение» 2 часть, листы с тестом стихотворения, карандаш, смайлики.

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас   я, Татьяна Валерьевна.

- Итак, начинаем.

Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А помогут нам в этом снежинки,
Мы их к нам на урок позовём.

Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные:

- самоопределение к деятельности;

- стремление к успешности в учебной деятельности;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать

  1. Актуализация знаний.

7 мин

Слайд 2 

- А теперь предлагаю вам послушать отрывок песни, слова к которой написала Раиса Панина, музыку Андрей Варламов.  Исполняет группа «Улыбка».

- Скажите, ребята, какими  называют снежинки в этой песне?

- О чём сожалеют дети?

- А что вы знаете о снежинках?

Слайд 3

- Снежинки не похожи друг на друга. Не бывает пятиугольных, семиугольных снежинок, все они имеют шестиугольную форму. Одна снежинка практически невесома, весит около миллиграмма, редко 2- 3 миллиграмма.

Слайд 4

- Хотя бывают исключения, самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве.

- Пойманные на ладонь, они закрывали почти всю ладонь целиком и напоминали страусиные перья.

- А мне так хочется протянуть руку и поймать на ладонь ту снежинку, о которой написал поэт.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

-  Какими качествами должен автор этого произведения, чтобы так описать снежинку?

- Это произведение написал К.Д.Бальмонт.

- Что вы знаете о его жизни, творчестве?

Слайд 5

- К.Д. Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в деревне. В 5 лет Костя научился читать. Отец был необыкновенно тихим. Добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, мальчик ещё в детстве глубоко полюбил  красоту природы. Благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В 9 лет начал писать стихи. К.Д. Бальмонт – русский поэт, стихотворения которого отличались музыкальностью, точной и богатой рифмой. Существует два варианта произнесения фамилии поэта, с ударением на первом слоге от предков и на втором слоге пошло от самого поэта (ему так больше нравилось.)

Слушают отрывок песни.

Серебристыми

Они сожалеют, что домой принести нельзя, она растает.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Показать ладонь

Визуальное представление снежинки.

Наблюдательный, внимательный, любит природу

Ответы детей.

Регулятивные:

- умение концентрировать свое внимание

Коммуникативные:

Диалог с учителем

Познавательные:

- логические: выделение информации на основе прослушанного отрывка из песни

- логические: обмен информацией из жизненного опыта, усвоенного материала ранее

Личностные: самоопределение

  1. 3. Постановка темы и цели урока. 

3 мин

- Попробуйте высказать предположение и сформулировать тему.  Какая цель урока?

Слайд. 6

Цель:

1.Познакомиться  с произведением.

2. Проанализировать его.

3. Выразительно читать.

Формулируют тему  цель.

К.Д. Бальмонт, стихотворение о снежинке.

Цель:

1.Познакомиться  с произведением.

2. Проанализировать его.

3. Выразительно читать.

Познавательные:

- учебные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации

Регулятивные:

- планирование деятельности

Коммуникативные:

- диалог с учителем

  1. 4. Построение проблемной ситуации и проекта выхода из затруднения.

20 мин

Проверка первичного восприятия.

Проблемная ситуация

Вторичное восприятие.

Словарная работа

Анализ лирического

произведения.

- А теперь я посмотрю, какие вы слушатели.

- Сядьте ровно. Я прочту вам произведение К.Д.Бальмонта «Снежинка».

- Поднимите руки, кому понравилось  это произведение?

- Какое  чувство возникло у вас  после прослушивания?

ФИЗМИНУТКА.

Вот снежинка, вот другая.

Я поймаю их руками.

В танце с ними закружусь

 И от счастья улыбнусь!

- Работаем с учебником  стр. 34 

- Уточните, к какому жанру относится  произведение?

- Обоснуйте свой ответ.

- Сколько строф? (куплетов)

- Как называется строфа по количеству строк?

- Скажите, какой образ ярко увидели, слушая стихотворение?  (Кто герой этого стих)

- Какие слова помогли вам зрительно увидеть  снежинку?

- Как называются слова в литературе, которые описывают красоту снежинки?

( – А если мы не знаем, то, что нужно сделать?)

 - Что значит  белая? – Это просто цвет или нечто большее?

- А  не кажется ли вам, что кроме цвета это ещё может быть качество человека?

- Ваши мнения разделились.

- Как же нам разобраться в этом?

- Я предлагаю вам стать исследователями и найти ответ на вопрос.

- Есть проблема, надо построить выход из затруднения.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!

Проверка плана.

- Положите листы, на которых написано стихотворение перед собой.

- Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим лексическое значение слов, которые могут вызвать затруднения при восприятии.

- Читаем по строфам.

- Молодцы!

- Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем.

Читаем 1 строфу.

- Подчеркните эпитеты. Проверка.

- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки?

- Объясните значение других эпитетов.

- Что значит «чистая»?

- Что значит «смелая»?

- Кому принадлежит такое качество как смелость? А можно сказать, что в данном произведении снежинка «ЖИВАЯ»?

-А как называется средство, когда неживой предмет наделяют свойствами живого?

-Так, что это значит?

(Снежинка живая?)

- Что значит «белая»?

- Белая – чистая.

-  Внешне чистая, а внутри может быть чистой?

- Как, например, человек. Про него говорят  «чистый» имея в виду его внешний  вид, а внутри, может человек быть чистым? Что?

- Что значит «чистая душа, совесть»?

- Так  у снежинки может быть душа?

(Словарь Даля белый - чистый, незамаранный, незапятнанный. Одежа черна, а совесть – чистая)

- Да действительно, она начала жизненный путь смело, с чистой совестью.

- Продолжаем. Читаем со 2 по 6 строфы вслух.

- Поэт говорит:

Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную

На землю просится.

Подберите синоним к слову «Дорога».

- Дорогой бурною.  «Бурная» - это какая?

-  Прочитайте строфу, где говорится, что покинула снежинка? (5 строфа)

- Куда низринула?

- Знала снежинка, что её ждёт на пути?

- Поработаем в парах.

- Найдите и подчеркните слова, с кем встретилась снежинка. Проверяем.

- Как поэт говорит о том, как  себя ведет снежинка, при встрече с ветром?

- Какое средство использует Бальмонт, чтобы мы могли понять, что ощущала снежинка?

- Легко ли было снежинки с таким другом?

- Кого ещё встречает снежинка? (Прочитайте 6 строфу и попробуйте догадаться.) Работа в паре.

- Найдите слово, которое показывает, как ведет себя снежинка.

- Какое средство  использует автор?

- Найдите эпитеты.

- Тогда подумайте, в чём умение снежинки при встрече с солнцем?

- Мастер слова показывает нам умение снежинки сохранить белизну, чистоту, когда другие погибают!!!

ФИЗМИНУТКА

Кружатся снежинки

В воздухе морозном

Падают на землю

Кружевные звёзды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.

Читаем следующую строфу.

- Вы увидели снежинку?

- С чем автор сравнивает её?

- Как называется это художественное средство?

(Если не ответят:  Если мы не знаем информацию, то что мы делаем?  Обращаемся за помощью к учителю или к книге)

Слайд 7 

- Впервые снежинку исследовал американский фотограф Уилсон Бентли. Его прозвали «Снежинка». Он ловил снежинки на чёрный бархат и исследовал их строение.

Дочитайте последнюю строфу и сравните её с первой. Что заметили?

- Какая снежинка показана в начале пути и в конце?

- Как вы думаете, с  какой целью К. Д. Бальтмон, показывая начало и конец пути снежинки,  меняет слова? Что он хотел нам этим сказать?

- Пройдя весь жизненный путь, снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

- ТАК НАШЛИ МЫ ОТВЕТ НА ВОПРОС?

- О чём хотел рассказать поэт?

- Какие художественные средства использовал поэт?

Слушают чтение учителя.

Обмениваются первичными впечатлениями.

Это стихотворение.

Потому что есть рифма, построение строфами.

Строф 8.

Четверостишие

Образ снежинки

Белая, чистая, пушистая.

(Прилагательные) Эпитеты  

(Спросить у учителя или найти информацию в учебнике)

Это цвет

ДОСКА: Снежинка белая – это цвет и ???? (качество)

Строят проект выхода из затруднения.

Составляют план:

1.Прочитать стихотворение

2. Анализ стихотворения

3 Вывод.

Читают по строфам

Светло – пушистая (на ощупь, осязание)

Высь лазурная – цвет лазури, светло- синий

Взметается – поднимается высоко кверху

Лелеющим – жалеть, ухаживать за кем-то

Утешена – успокоить, облегчить.

Лазурь чудесная – небо

Безвестную – неизвестную, нет сведений.

Низринула – сбросила, улетела

Сохранно – белая- сохранившая белый

Читают 1 строфу.

Называют слова – эпитеты. (светло- пушистая, белая, чистая, смелая.

Светло- пушистая.

Чистая – негрязная, светлая, сверкающая, светящаяся.

Смелая – ничего не боится.

Олицетворение.

Снежинку

Никого не боится

Человеку

Снежинка живая

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Белая – цвет, чистая.

Сердце, душа, совесть.

Человек не совершает злых поступков, не грешит. Он добрый.

Да, у снежинки есть душа.

Начало пути начинает снежинка легко – она чистая, смелая.

Путь

Интересная, опасная, трудная.

Лазурь – небо, родной дом.

В страну безвестную

Нет

С ветром.

Дрожит, взметается, светло качается, кружится бешено.

Олицетворение

Было и легко и непросто.

Солнце

Скользит

Олицетворение

Умелая, сохранно - белая

Она скользит, чтобы не растаять, не погибнуть.

 

Сравнивает со звездой кристальной

Метафора

У стр. 36

Сравнивают. Автор меняет местами слова «белая и смелая»

Чтобы показать, что в начале путь снежинка была белая и смелая, а в конце пути стала смелая и белая.

Ответы детей

Красота природы и жизнь снежинки

Эпитеты, олицетворение, метафора.

Познавательные:

- логические:

Поиск и выделение информации, анализ, вывод,

- синтез составление целого из частей,

- умение  устанавливать причинно – следственные связи;

- доказательство

Коммуникативные:

- диалог с учителем, умение слушать

одноклассников, умение работать в паре

- умение выражать свои мысли

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа над основными компонентами интонации

2 мин

Работа над выразительностью чтения.

- Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищался, любовался ею.

- С каким чувством будем читать стихотворение?

- Вы уже знаете, как выразительно читать, делать паузы, передайте красоту ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

С восторгом, торжественно, грустно в конце

// - пауза длинная на точке, восклицательного знака.

/ -  пауза короткая внутри текста, на месте запятых и тире.

Регулятивные:

- контроль, самостоятельность выполнения действий

Познавательные:

- моделирование

Личностные:

самовыражение чувств.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Вторичный синтез.

7 мин

Выразительное чтение.

Читает ученик.

  Дифференцированная    работа

(по номерам)

- У вас на партах лежат номерки – это номера строф, которые вы читаете.

- Чьё чтение вам особенно понравилось?

Читают выразительно.

Читают по строфам.

Оценка чтения

Коммуникативные:

- умение слушать читающего

Регулятивные:

- ориентирование в своей системе знаний и осознанность необходимости нового знания.

  1. Рефлексия

5 мин

- Оцените свою работу смайликами.

- А теперь закончите мои предложения.

- Сегодня я узнал…..

- Урок дал мне для жизни….

- Оценки за урок  4 -5……

- Я вам подарю сегодня снежинку, на обратной стороне которой написано домашнее задание: одно обязательное по выбору и творческое тоже по выбору.

- Итак, наш урок заканчивается. Мы сегодня провели большую работу. И я вам  хочу сказать…

- Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, должен сохранить чистоту и красоту своей души!!!

Слайд 9  Конец песни.

- Спасибо всем ребятам!

Оценка учебной деятельности.

(смайлики: улыбающийся, грустный)

Словесная оценка.

Регулятивные:

- самооценка

- оценка

Познавательные:

- логические

Личностные:

- нравственно – этическая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....