Скороговорки как средство развития правильной и выразительной речи
учебно-методический материал по чтению на тему
Произношение скороговорок развивает не только дикцию и речевой аппарат, но и умение управлять своим голосом и интонацией, т.е. выразительность речи. Работу над скороговорками можно начинать в период обучения грамоте и затем во всех классах на уроках чтения, русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_skorogovorkoy.doc | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скороговорка как средство развития
правильной и выразительной речи
Скороговорка — это краткое рифмованное выражение, в котором повторяются одинаковые звуки, слова.. Произношение скороговорок развивает речевой аппарат, дикцию. Кроме того, при работе со скороговорками можно учить детей регулировать громкость голоса, выделять нужные слова (делать логические ударения), говорить с вопросительной интонацией, т. е. развивать выразительность речи.
Работу над произношением скороговорки можно организовать по следующему плану (методика предложена Т. А. Ладыженской):
- Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося каждый звук.
- О чем в ней говорится?
- Какие слова похожи друг на друга по звучанию? Какой согласный звук много раз повторяется?
- Проговорите скороговорку медленно вслух наизусть.
- Теперь шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
- Произнеси скороговорку несколько раз в быстром темпе.
- Посоревнуемся.
После этого предлагаются следующие задания:
- Меняем громкость произношения.
Поднимаемся по лесенке: сначала произносим скороговорку тихо, потом громче и громче. Затем спускаемся, уменьшая громкость.
- Выделение слов.
Например, скороговорка «У четырех черепашек по четыре черепашонка»
Учитель задает вопросы, ученики должны произнести скороговорку, выделив голосом то слово, которое отвечает на вопрос.
- У кого по четыре черепашонка? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)
- У скольких черепашек по четыре черепашонка? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)
- Кто у четырех черепашек? (У четырех черепашек по четыре черепашонка)
- Сколько черепашат у четырех черепашек? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)
- Вопросительная интонация
- Проговорите скороговорку с вопросительной интонацией так, чтобы я могла ответить: «Да, у четырех»; «Да, по четыре»; «Да, у черепашек»; «Да, черепашонка»
( У четырех черепашек по четыре черепашонка? У четырех черепашек по четыре черепашонка? У четырех черепашек по четыре черепашонка? У четырех черепашек по четыре черепашонка?)
На первых порах учителю необходимо показывать образец произношения.
Таким образом, ученики не только вырабатывают дикцию, но и учатся управлять своим голосом и интонацией, что делает их речь выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
Методические рекомендации." Развитие правильного, беглого, выразительного чтения ".
Данные методические рекомендации включают в себя упражнения по развитию навыков чтения и упражнения на понимание смысла прочитанного. Предназначены для учителей начальных классов....
Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ф.И.О. Писарева Татьяна Сергеевна...
РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...
Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.
Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...