Скороговорки как средство развития правильной и выразительной речи
учебно-методический материал по чтению на тему

Баданина Татьяна Александровна

Произношение скороговорок развивает не только дикцию и речевой аппарат, но и умение управлять своим голосом и интонацией, т.е. выразительность речи. Работу над скороговорками можно начинать в период обучения грамоте и затем во всех классах на уроках чтения, русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_skorogovorkoy.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Скороговорка как средство развития

правильной и выразительной речи

 Скороговорка — это краткое рифмованное выражение, в котором повторяются одинаковые звуки, слова.. Произношение скороговорок развивает речевой аппарат, дикцию. Кроме того, при работе со скороговорками можно учить детей регулировать громкость голоса, выделять нужные слова (делать логические ударения), говорить с вопросительной интонацией, т. е. развивать выразительность речи.

  Работу над произношением скороговорки можно организовать по следующему плану (методика предложена Т. А. Ладыженской):

  1. Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося каждый звук.
  2. О чем в ней говорится?
  3. Какие слова похожи друг на друга по звучанию? Какой согласный звук много раз повторяется?
  4. Проговорите скороговорку медленно вслух наизусть.
  5. Теперь шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
  6. Произнеси скороговорку несколько раз в быстром темпе.
  7. Посоревнуемся.

После этого предлагаются следующие задания:

  1. Меняем громкость произношения.

Поднимаемся по лесенке: сначала произносим скороговорку тихо, потом громче и громче. Затем спускаемся, уменьшая громкость.

  1. Выделение слов.

Например, скороговорка «У четырех черепашек по четыре черепашонка»

Учитель задает вопросы, ученики должны произнести скороговорку, выделив голосом то слово, которое отвечает на вопрос.

  • У кого по четыре черепашонка? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)
  • У скольких черепашек по четыре черепашонка? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)
  • Кто у четырех черепашек? (У четырех черепашек по четыре черепашонка)
  • Сколько черепашат у четырех черепашек? ( У четырех черепашек по четыре черепашонка)

  1. Вопросительная интонация

- Проговорите скороговорку с вопросительной  интонацией так, чтобы я могла ответить: «Да, у четырех»; «Да, по четыре»; «Да, у черепашек»; «Да, черепашонка»

( У четырех черепашек по четыре черепашонка?  У четырех черепашек по четыре черепашонка?  У четырех черепашек по четыре черепашонка?  У четырех черепашек по четыре черепашонка?)

На первых порах учителю необходимо показывать образец произношения.

    Таким образом, ученики не только вырабатывают дикцию, но и учатся управлять своим голосом и интонацией, что делает их речь выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"

Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....

Методические рекомендации." Развитие правильного, беглого, выразительного чтения ".

Данные методические рекомендации включают в себя упражнения по развитию  навыков чтения и упражнения на понимание смысла прочитанного.  Предназначены  для учителей начальных классов....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.

Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...