Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте (чтению)
Тема: Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.
Образовательная система: «Планета Знаний».
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1
Учебник: Т. Н. Андрианова «Букварь», издательство «Астрель», Москва, 2011г.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Форма урока: классно-урочная.
Оборудование: для учителя- картинки с изображением различных предметов для выделения новых звуков, картинка для проведения дидактической игры по выделению новых звуков, карточки с буквами для проведения дидактической игры для узнавания новой буквы; для учеников - карточка слоговица для плохо читающих учеников, карточка для работы в парах, трафарет буквы для рефлексии.
Цель урока: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой их обозначающей; учить читать слова и предложения с новой буквой.
Задачи: познакомить детей со звонкими согласными звуками [д] [д,], буквами Дд; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой; развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, словесно-логическое мышление, память, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила; воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, разноуровневая;
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
- Приготовьте свои глазки и ушки, чтобы на уроке они могли всё видеть, слышать и запомнить.
II. Речевая разминка.
Цель: продолжить работу по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения, по постановке правильного дыхания.
- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.
Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.
Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.
Упражнение на дикцию. Произнести скороговорку сначала медленно, затем убыстряя темп и быстро. Дед Данила делил дыню. Произнесите с разной интонацией, отвечая на вопрос . Кто делил дыню? Как звали деда? Что делал дед Данила? Что делил дед Данила?
III. Актуализация знаний.
Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, развитие логических операций, подвести учащихся к формулированию темы урока.
На доске карточки с изображением 1 группа: кит, кот, дятел; 2 группа: дом, машина, малина.
- Назовите предметы в первой группе.
-Назовите предметы во второй группе.
- С помощью чего вы назвали изображенные предметы?
+ С помощью слов.
-Чем предмет отличается от слова?
+ Предмет можно потрогать и увидеть ,а слово услышать и произнести.
-Исключите одно из слов первой группы по самостоятельно выбранному признаку.
+ Дятел, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных словах звуков 3.В нем 2 слога, а в остальных словах 1 слог.
- Какое слово можно исключить из второй группы?
+ Дом, т.к. в нём 3 звука,1 слог, слово оканчивается на согласный, а в остальных словах по 6 звуков, 3 слога и они оканчиваются на гласный.
IV. Формулирование учащимися целей и задач урока.
Цель: реализация идеи педагогического сотрудничества через самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока. На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создает у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
- Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
+ Слово дятел начинается со звука [д,], а слово дом со звука [д]. Значит, тема урока «Звуки [д] [д,] и буква их обозначающая».
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения.
Карточка.
На уроке мы должны познакомиться…………
научиться отличать……….
учиться читать……….
V. Усвоение новых знаний.
Цель: познакомить детей со звонкими согласными звуками [д] [д,] и буквами Дд.
Знакомство с новыми звуками.
Цель: артикулирование новых звуков.
- Где живёт дятел? (на дереве)
Что строит дятел? (дупло)
-Назовите все предметы. Что общего в этих словах?
+Дятел, дом, дерево, дупло. Все слова начинаются со звуков [д] [д,].
- Сейчас мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звуки [д] [д,] гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или мягкие?
Вывод: Звуки [д] [д,] согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими.
- Кто повторит вывод наших исследователей?
-Посмотрите внимательно на картинку с изображением предметов, в названии которых есть новые звуки. Запомните их. Назовите предмет для своего товарища, а он определит, в какой части слова новый звук и какой он твёрдый или мягкий.
Физкультминутка.
Цель: создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет части урока.
- Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии есть звуки [д] [д,], изобразите его содержание соответствующими движениями.
1. Подъём -7 часов 30 минут. (Встают из-за парт)
2. Водные процедуры-7часов 40 минут. (Имитируют умывание)
3. Завтрак- 8часов
4.Занятия в школе – до 12 часов 30 минут.(Изображают занятия в школе)
5. Обед-13 часов.
6. Прогулка - полтора часа.
7. Ужин - в 19 часов. (Движениями показывают, что они ужинают)
8. Подготовка ко сну-21 час. (Движениями показывают, что готовятся спать.)
Знакомство с буквой.
Цель: познакомить учащихся с графическим изображением новых звуков.
- Мы познакомились с новыми звуками. С чем теперь мы будем знакомиться?
+С буквой, которая обозначает эти звуки.
-Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новые буквы, то хлопайте в ладоши, а если нет, то качайте головой.
- Кто знает, как правильно называется эта буква?
- Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?
VI. Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, предложений.
На этапе чтения слогов, слов и предложений организована дифференцированная работа по уровню подготовки детей к чтению.
Цели: формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению, желания читать. Формирование умения читать открытый слог слитно, осознание роли новой буквы и её места в составе слова. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих детей под руководством учителя). Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. (Вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно. В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления.
Работа по учебнику «Букварь», стр.62.
Задания: 3 группа (плохо читающие дети) прочитать слоги по карточке - слоговице, прочитать слова в столбиках в учебнике; 2 группа (средне читающие дети) прочитать слова в столбиках, найти в тексте слова с новой буквой и прочитать их; 1 группа (хорошо читающие дети) прочитать слова в столбиках и текст.
Проверка качества и осознанности чтения.
-Прочитайте слова 1 столбика. (Ученики 3 группы)
-Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
-Прочитайте слово, в котором букв меньше, а предмет большой.
-Прочитайте слова 2 столбика. (Ученики 2 группы)
- Можно ли их назвать родственными? Почему?
+ В них есть общий смысл и одинаковая часть.
- Что обозначают слова дубок (молодой, маленький дуб); дубрава (дубовый лес); дубовый (то, что принадлежит дубу, сделано из него) лист, веник, стол, брус.
-Прочитайте слова 3 столбика.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? Кто? Какой?
Физкультминутка.
Профилактика сколиоза и близорукости.
Обхватите руками спинку стула. Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите три-четыре раза.
- Прочитайте текст по цепочке. (Ученики 1 группы)
-Ответьте на вопрос: Как называются такие домики? (Скворечники)
- Сколько дубов росло? Где жила сова? Кто жил в норе? Как звали детей?
- Выразительное чтение текста.
Творческое задание. Работа в парах.
Цель: развитие словарного запаса, умения работать самостоятельно, оценивать работу своего товарища.
Задание на карточке. Соединить название домика с его обитателем.
1 вариант. Лисица------берлога мышка-------хатка
Бобры-------логово медведь-------норка
2 вариант. Собака--------конюшня голуби--------конура
Лошади------овчарня овцы---------голубятня
Проверка работы в парах выборочно. Дополнительные вопросы: О каких животных шла речь в карточке 1 варианта? 2 варианта? Кто помогает разным животным обустраивать свое жилище?
VIII. Итог урока.
Цель: подводятся итоги урока, дается устная оценка работы учащихся.
-Вернемся мысленно к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя. Выполнили ли мы эти задачи? Оцените, как вы поработали на уроке.
IX. Рефлексия.
-Перед вами лежат трафареты буквы д, обведите их и закрасьте красным цветом, если считаете, что вы все поняли, на уроке вам было интересно. Синим цветом, если вы что-то не поняли, и на уроке вам было не интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...