Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potanina_v._a.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного краеведения в 4 классе
Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»
Цель: Познакомиться с новым произведением, рассмотреть его с разных точек зрения. На основе наблюдения, анализа текста вывести образ женщины-тундровички, познакомить детей с обычаями коренных жителей тундры на основе произведения; воспитывать уважение к женщине – хранительнице очага, любовь к родному краю; на основе сравнения образов, их признаков способствовать развитию речи обучающихся.
Оборудование: хрестоматия «Северные родники», словарь Ожегова, Презентация к уроку, таблицы.
I.Актуализация знаний.
Для создания проблемной ситуации предлагаю детям мысленно оказаться в детском Всероссийском лагере «Орлёнок», где в одной комнате поселились трое мальчиков из разных уголков России. Игорь приехал из Екатеринбурга, Саша из Ярославля, Енгале Худи приехал из далёкой ямальской тундры – посёлка Антипаюта. Стали мальчики рассказывать друг другу о себе и о своих семьях. (разыгрывается сценка)
Игорь: У нас очень дружная семья. Папа и мамам работают в банке. Папа директор банка, мама – старший специалист. Большую часть времени они на работе. По дому помогает бабушка. Все вместе собираемся только вечером за ужином. Потом каждый занимается своим любимым делом.
Саша: А у меня папа программист на заводе, а мама работает переводчицей. Ей часто приходится уезжать в командировки в другие города.
Игорь: Как же вы обходитесь без мамы? Трудно?
Саша: Без мамы конечно нелегко, но в домашних делах нам помогает бытовая техника. А общаемся мы с мамой по Скайпу.
Енгале: У нас в тундре ничего такого нет. Всё в чуме делают мамины руки. Я учусь в школе-интернате и всегда с нетерпением жду, когда поеду в тундру, в свой родной чум и, хотя бы немного помогу маме.
Учитель: Ребята, а вы что знаете о женщинах тундры? (Высказывания детей. Дети почти ничего не могут рассказать) Предположите, о чём сегодня пойдёт речь? Назовите тему урока.
Женщина тундры. Женщина Ямала.
А поможет нам, конечно же замечательная женщина, коренная жительница Ямала, писательница Нина Николаевна Ядне. Как никто другой знает она о нелёгкой судьбе своих землячек, потому что родилась в многодетной семье оленевода в Антипаютинской тундре, в Тазовском районе Ямало-ненецкого автономного округа. (портрет писательницы)
Нина Ядне
Писательница Ямала
Автор очерков, рассказов, повестей (схема на доске)
Прочитайте название произведения «Слово о матери. Слово о женщине»
Это отрывок из её биографмческой повести «Я родом из тундры»
Словарная работа:(словарь Ожегова) Очаг – площадка для разведения и поддержания огня. Как вы думаете, кто хранительница очага?
II. Первичное чтение текста. (про себя)
Учитель: Какие мысли у вас возникали при чтении? Что удивило? Какие возникли вопросы?
III. Работа с текстом. (в парах)
Перечитайте и подготовьте два вопроса для соседей по парте.
Проверка задания.
Учитель: Теперь, когда вы уже познакомились с текстом, можно отобрать то главное, что поможет создать образ женщины тундры. Её отличительные черты. Вам необходимо сравнить один день из жизни женщины тундры с одним повседневным днём ваших мам, городских женщин. По ходу работы будем заполнять сравнительную таблицу. Работать будете в группах.
IV. Работа в группах.
1группа находит в тексте необходимые предложения и готовят рассказ о том, какие заботы у женщины в чуме ранним утром. Обобщают сказанное и записывают в таблицу.
2 группа выбирает из текста информацию о занятиях женщины зимой в течение дня. Также обобщают и записывают в таблицу.
3 группа готовит рассказ о делах женщины тундры вечером и в полночь.
Женщины тундры | Городские женщины |
Рано утром | |
1. 2. | 1. 2. |
В течение дня | |
1. 2. | 1. 2. |
Вечером и поздно вечером | |
1. 2. | 1. 2 |
А теперь вспомните, что делают в это же время ваши мамы. Заполните и правую часть таблицы.
V. Работа с текстом. Продолжим и поговорим ещё о других обязанностях женщины тундры.
Найди абзац «А утром …»
Закончи предложения.
- В день забоя оленя женщины __________ _________ .
- При перекочёвках они ____________, _____________ чумы.
- Весной выделывают ___________, готовят _________ для ________.
- Шьют ___________ и украшают _________ ___________ .
- ____________ детей, приобщают ______ к женскому труду.
Проверка выполненной работы.
VI. Обобщение.
Учитель. И все же несмотря ни на какие трудности, ненецкая женщина сохранила в себе лучшие качества, данные ей природой. Какой же предстала перед вами женщина тундры, женщина Ямала? (ответы детей) Предлагаю вам сейчас посвятить ей свои творческие мини-произведения – синквейны. (ранее дети уже выполняли такой вид творческой работы) составляют синквейны.
Проверка выполненной творческой работы.
Женщина Женщина
Простая, трудолюбивая Мудрая, трудолюбивая
Воспитывает, готовит, шьёт Хлопочет, шьёт, украшает
Женщина тундры Хранительница очага
Мать! Легенда!
VII. Рефлексия:
Учитель. Наш урок подходит к завершению. Предлагаю вам прочитать два четверостишия и выбрать то из них, которое можно взять эпиграфом к нашему уроку.
Поклонись, моё поколенье, Костёр и чум – тепло извечное,
Этой женщине работящей, И так же вечно хороша,
Рассудительному виденью, Хозяйка, женщина сердечная,
Отвращающему несчастье. Ямала добрая душа.
Л.Лапцуй
- Какие чувства у вас появились после нашего урока? Поделитесь своими чувствами, мыслями. Спасибо вам за активную работу, чуткое неравнодушное отношение к проблемам малых народов Севера.
VIII. Домащнее задание. Сегодня мы смогли представить себе женщину тундры, благодаря слову писательницы Нины Ядне и поэтам Ямала. А хотели бы вы продолжить эту тему?
Предлагаю вам поработать над проектом «Женщины Ямала»
Направления, которые можно выделить в этой теме:
- Женщина – мать.
- Женщина – мастерица.
- Женщина – хозяйка чума.
- Женщина – добытчица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Тема:«В. Осеева «Волшебное слово»
Технологическая карта урока «В. Осеева «Волшебное слово»...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...
презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России...
Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «М.М.Зощенко «Золотые слова».
Конспект урока по литературному чтениюТема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; форми...
Литературное краеведение. 2 класс. Тема: «Наш край – Ямал».
Урок - закрепление проводится с целью расширения представления детей о крае, в котором они живут, его растительном и животном мире, жизни и быте коренных народов Севера....
Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"
В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....
Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»
Конспект урока литературного чтения 2 классТема урока: И.А. Бунин«Матери»...