ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока 3 класс. Литературное чтение. К.Г.Паустовский "Кот - ворюга" | 171.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №589 Колпинского района Санкт-Петербурга
Районный семинар-практикум
для учителей начальных классов
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 класс, программа «Школа 2100»
Учитель: Полятыкина Людмила Николаевна
Тема урока: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера». 2часа.
Тип урока: открытие новых знаний
Дидактическая цель:
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
Планируемые результаты:
Предметные:
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
- осознанно, правильно и выразительно читать вслух;
- находить в тексте материал для характеристики героев.
Метапредметные:
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать; оформлять свои мысли в устной форме.
- Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Используемые технологии:
- Технология критического мышления
- Технология продуктивного чтения
- Технология оценивания учебных успехов
Приёмы:
- Прием “Ключевые слова”.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание).
- Создание проблемной ситуации.
- Диалог с автором (через текст, комментирование чтение, беседу по прочитанному)
Методы обучения:
по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебной деятельности учащихся.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Логика развития урока:
1 урок
Первая стадия – вызов.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация
Постановка целей урока
Вторая стадия – осмысление.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Выявление первичного восприятия
Беседа по содержанию текста.
2 урок
Выразительное чтение.
Третья стадия – рефлексия.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания
Описание используемых технологий и приёмов.
- Технология критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.
Особенность технологии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
- применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
Базовая модель технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию, осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
Прием “Ключевые слова”. Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
- Технология продуктивного чтения
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Традиционный урок | Продуктивное чтение |
До чтения. Учитель готовит к восприятию текста («Я расскажу о писателе» иди «Сегодня узнаем о…») | До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. («Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация это подтверждает?») Возникает мотивация к чтению. |
Во время чтения. Учитель читает сам новый текст. Дети слушают. | Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация. |
После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. | После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора. |
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. - Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. - Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. - Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Прием “Антиципация” (предвосхищение, предугадывание).
По названию произведения (высказывание предположений о героях, теме, главной мысли произведения)
По имени автора ( что знаю об авторе, читал или не читал его произведения, предположение о жанре, теме произведения).
По иллюстрации (предположение о героях, анализ изображения (положение в пространстве, цветовое решение, соответствие названию произведения)).
- Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Цель : развиваем контрольно-оценочную самостоятельность.
Средство - коренное изменение школьных правил оценивания.
Традиционный урок | Технология оценивания учебных успехов. |
Что оцениваем? Наличие знаний –отметкой («У меня 5, но за что?»). Кто оценивает? Учитель ставит - ученик получает. Сам ребенок не может. | Что оцениваем? Умение применять знания- качественной оценкой, переводимой в отметку. Кто оценивает? Ученик в диалоге с учителем («Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? На каком уровне? Что ты себе поставишь? |
Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (краткий перечень) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс
На уроке используются приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...
Чтение рассказа Константина Паустовского "Кот-ворюга"
Тема урока: рассказ Константина Паустовского "Кот-ворюга". Ход урока спланирован с применением технологии развития критического мышления и с использованием ИКТ. Урок был успешно апрбирован....
Урок по литературному чтению К.Г.Паустовский Кот-ворюга (2014)
К.Г.Паустовский ,,Кот-ворюга"...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)
Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе. Константин Паустовский «Кот-ворюга».
Проверочная работа по литературному чтению может быть использована для подготовки обучающихся к итоговой диагностике....