Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. К.Паустовский "Кот ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гараева Айгуль Тимирзяновна

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. К.Паустовский "Кот ворюга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_voryuga_3_klass.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1.    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые  результаты:
1.    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2.    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3.    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

1 Организационный  момент

Мы приветствуем гостей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых!

- Тихо сели, девочки!

- Тихо сели, мальчики!

(1сл)

2 Актуализация опорных знаний

 Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его со скороговорки : (2сл)

Сушки, плюшки, поварёшки лежат в сумке у Серёжки

(чтение скороговорки самостоятельно, хором несколько раз, ускоряя темп. Чтение скороговорки учащимися класса)

3 Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского писателя

(4 сл. показ слайда с портретом К. Г. Паустовского)

- Может вы узнаете его портрет?

(после предположения учащихся появляется подпись к портрету)

- Это Константин  Георгиевич  Паустовский.

Рассказ  учителя  о  биографии  писателя

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского) (слайд 5)

К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах.

- А чтобы узнать название рассказа, с которым будем знакомиться, отгадайте загадку: (6сл)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. 
(кот)

(на экране появляется первое слово из названия рассказа)

- Второе слово из названия – «Ворюга»

(на экране появляется второе слово из названия)

- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)

- Кто такой вор? (тот, кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)

- А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи, грабежи)

- Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)

4 Знакомство с произведением.

Прежде чем приступить к чтению рассказа,  проведем с вами словарную работу.

Словарная работа  (7сл)

 Кто знает что такое:

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.)

И так, молодцы. (8 пустой слайд)

Сейчас я буду читать рассказ, а вы должны очень внимательно следить, чтоб не упустить ни одного важного момента. Ваша цель, определить: почему так назван рассказ? После будем отвечать на вопросы. Те  кто хорошо отвечал, в конце урока получат хорошую оценку.

Физминутка

Выразительное чтение рассказа.

 

Вопросы

- С кем мы сегодня познакомились?  ( с котом)

- Как его зовут? (кто-то говорит, что  кот-ворюга, а кто-то – Милиционер)

- Назовите главных героев рассказа. (Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

- В рассказе  К.Паустовского кот  внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)

- Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

( ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!)

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня

5. Итог урока

- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?

6.Домашнее задание

-Прочитать и пересказать рассказ. Нарисовать рисунок к любимому сюжету.

7. Рефлексия

За урок, я хочу поставить … оценку 5 за активную работу . …. 4 за внимательность и тд.

Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению "К.Паустовский "Кот-ворюга"

                                                      ...

Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс

Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс...