Организационный момент. Цель: активизация учащихся. Развитие логического мышления.
|
Организационный момент. ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятна вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли c собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее на строение будут по-прежнему c вами... Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Самоопределение целей урока. Определите цели нашего урока. Кто так написал: «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!» Чем мы будем заниматься на уроке?
Много жанров есть на свете: басни,повести,рассказ, Но с рожденья любят дети волшебство и мир прекрас. Что наш маленький народ,в мир волшебный унесёт? Полный смеха,света,краски,а зовётся чудо- сказки! О чём оно? Кто догадался ,о чём сегодня будем говорить на уроке? |
Самонастрой.
Будем говорить о сказках , учиться плавно и красиво читать, пересказывать текст, ясно и чётко выражать свои мысли. | Личностные УУД: организация деятельности Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Цель: расширить и обобщить знания обучающихся о литературных жанрах и их признаках.
| Вопросы учителя.
- Что такое сказка ?
- Какие ещё литературные жанры вы знаете?
Вы все любите читать сказки .Это очень интересно. В них происходят чудеса и приключения.
- На какие две группы можно разделить все сказки?
- Каких писателей сказочников вы знаете? - А какие народные сказки вы уже читали?
- В зависимости от тематической принадлежности сказки можно разделить на 3 группы, какие? | Слушают вопрос учителя, рассуждают, отвечают на вопросы -Рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях)
- Рассказ, стихотворение, басня.
- Авторские и народные. Слайд
- Обучающие отвечают на вопросы, приводят примеры.
-Волшебные, бытовые, о животных.
| Регулятивные УУД(принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению заданий) Познавательные УУД ( поиск фактов и суждений, анализ объектов с целью выделения признаков) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать свое предложение)
|
Постановка учебной задачи Цель: -Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока. | - Работа в парах. Прочитайте названия сказок и разложите их в 2 группы: народные и авторские.
Прочитайте названия народных сказок.
- Почему они названы народными?
-Прочитайте названия авторских сказок .
-Почему они названы авторскими? -Назовите авторов этих сказок.
-Какой автор встречается чаще других?
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками В.Г.Сутеева.
-Литературная справка.(внимание на экран) -В.Г. Сутеев - детский писатель и художник, мультипликатор. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино.
-Давайте ещё раз прочитаем названия книг, представленных на выставке.
-А ,тему сегодняшней сказки вы определите сами, выполнив задание «Зоркий глаз».Каждый ряд получил свою таблицу с буквами. Среди этих букв надо найти слово, называющее предмет на рисунке под таблицей. -Что изображено на рисунке? -Найдите эти слова ,закрасьте нужные клетки красным карандашом. -Проверим вашу работу. Внимание на экран. Все нашли «спрятанные слова»? -Молодцы. -Составьте из этих слов предложение. Слова можно переставлять,можно добавлять другие слова.(Звери спрятались от дождя под грибом). -Мы вместе определили тему сказки В.Г.Сутеева .Назовите её.
Физкультминутка. - Пальчиковая гимнастика (мнемотаблица). «Под грибом» Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу) Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки) Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны) Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку) Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз) Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку) Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам) Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца) Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев) Далеко ее прогнали. Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку) Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)
|
- «Гуси-Лебеди », «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Кот, Петух и Лиса», «Репка»
-Потому, что их написал народ (люди).
-« Красная шапочка», «Дядя Миша», «Ёлка», «Муха Цокотуха», «Мешок яблок», «Тихая сказка», « Заяц и Ёж».
-Потому что, их написал автор (конкретный человек). Шарль Перро , В.Г.Сутеев , В.Г. Сутеев, К.И.Чуковский , В.Г.Сутеев , В.Г.Сутеев , В.Г. Сутеев. -Владимир Григорьевич Сутеев.
Слайд
-«Мешок яблок», «Кто сказал мяу», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка».
-Дождь, гриб, звери .
-Да
-Отвечают на вопрос, предлагая разные варианты. (Звери под грибом и пр.)
-Под грибом. Слайд
Выполняют упражнения за учителем.
| Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из заданий; учатся работать в парах, делать выводы, рассуждать.
Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности.
Личностные УУД: организация деятельности.
|
Работа над новым материалом. Цель: научить детей слушать чтение учителя, внимательно следить за сюжетом произведения, познакомить с героями сказки , сравнивать героев сказки.
| - Итак, давайте узнаем, что же произошло в лесу. - Откройте учебник на стр.34 и приготовьтесь слушать сказку. 1. Прослушивание сказки «Под грибом». 2. Разбор сказки. -А, вы ребята догадались ,почему места под грибом хватило всем? -Какое природное явление помогло грибу так быстро вырасти? -Понравилась вам сказка? Чем ? -Какие известные сказки напоминает сказка «Под грибом»? -Какая из этих сказок народная, а какая –авторская ?
-Кто первым появляется в сказке «Теремок»? -А в сказке «Под грибом» ? -Каких героев этой сказки нет в сказке «Теремок»? -В чём сходство сказок? -В чём их различие?
-Что произошло с теремком? Почему? Что произошло с рукавичкой? -Почему в сказке Сутеева всё кончилось благополучно и все животные поместились под грибом? -Как поступали герои, которые уже сидели под грибом, по отношению к тем, кто просил у них приюта?
3.Подготовка к выборочному чтению сказки «Под грибом». -А теперь попробуйте ответить на мои вопросы по содержанию сказки, выборочно читая текст. -А чтобы прочитать без ошибок , потренируемся читать трудные слова. а) чтение трудных слов -Прочитайте на экране слова сначала по слогам, а затем целыми словами: спря-тать-ся спрятаться пе-ре-жи-да-ет | пережидает | по-тес-ни-лись | потеснились | про-мок-ла ма-лень-кий не-множ-ко | промокла маленький немножко |
|
|
б) словарная работа. -В сказке встретились выражения, значения которых я совсем не поняла. Объясните значения выражений: дождь пережидает… кое-как уместился…. вода ручьём течёт… потеснитесь немножко…
4.Выборочное чтение сказки «Под грибом». -Найдите в тексте и прочитайте: -Кто первым нашёл грибок?(муравей).Прочитайте, как это произошло. -Кто у муравья попросил убежища?(Бабочка) .Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью. С какой интонацией будем читать?(Жалобно,с мольбой в голосе) -Кто прибежал за Бабочкой?(Мышка) Прочитайте её просьбу. -Кто из героев употребил в своей речи «волшебное слово»?(Воробей,сказал «пожалуйста»).Прочитайте. -Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц,Лиса,Лягушка)
5.Работа с иллюстрациями к сказке. Пересказ сказки по картинному плану. Рассмотрите иллюстрации на стр.36-37.Правильно ли художник передал последовательность событий сказки? -Кто самый первый догадался ,почему всем хватило места под грибом?(Лягушка) Игра « Самый внимательный» • Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя?) Добежал муравей до грибочка и … (спрятался). • Ползет к грибу мокрая… (бабочка). • Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем … (течет). • Мимо гриба воробей скачет и… (плачет). • Спрячьте, — кричит, спасите, за мной лиса … (гонится)! • Зайца не видали? А не тут ли он … (прячется)? • Эх вы, а гриб то под дождём … (вырос).
Работа с пословицами - В тесноте, да не в обиде. - Милости прошу к нашему шалашу. - Вместе жить – все делить. Найдите в тексте сказки пословицу. (В тесноте,да не в обиде).Как вы её понимаете? -А,как вы думаете,можно озаглавить сказку этими словами? - Каждая сказка учит нас чему-то хорошему, доброму. А чему учит нас эта сказка? -А как вы понимаете выражение « Умеете дружить»? Ребята, а какими качествами должен обладать друг? Самостоятельная работа -Ребята ,у вас на столах лежат листочки –прямоугольники. На них написаны качества настоящего друга. Прочитайте слова.(взаимопомощь, честность, храбрость) Возьмите карандаш любого цвета. Раскрасьте тот прямоугольник, в котором написано качество, присущее героям сказки «Под грибом».Условие! Можно раскрасить только один прямоугольник!
Переверните прямоугольники. На обратной стороне для вас есть задание. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а, б, в. Выберите только один ,на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом . -Проверьте ваши работы. Внимание на экран! «Да- нетка» - Автор сказки «Под грибом» - В.Сутеев (да)
- Под грибочком первой спряталась бабочка - (нет)
- Волшебное слово «пожалуйста» сказал воробей - (да)
- Лиса гналась за мышкой - (нет)
- Под грибом спрятались пять животных - (да)
- Самый маленький среди них – заяц - (нет)
- Лягушка объяснила, почему всем хватило места - (нет)
- Синквейн
1-я строка Сказка 2-я строка добрая, интересная 3-я строка учит, наставляет, объясняет 4-я строка Побуждает делать добрые поступки 5-я строка урок |
Аудиослушание сказки «Под грибом».
Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в коллективном обсуждении прочитанного произведения.
-«Теремок», «Рукавичка»
- «Теремок»-русская народная,«Рукавичка»- украинская сказка,а «Под грибом»-авторская. -Мышка-норушка
-Муравей. - Муравья, Бабочки, Воробья .
-Звери приходят к убежищу. -Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца.
-Отвечают на вопросы, рассуждают, строят предположения.
Слайд
Тренируются в чтении трудных слов. Осмысливают непонятные слова. Высказывают предположения о значении этих слов.
Объясняют непонятные слова Слайд
-ждёт ,когда кончится дождик -еле, чуть-чуть… -льётся струйкой… -подвиньтесь ближе друг к другу
Перечитывают текст, рассуждают, отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.
Пересказывают сказку кратко по картинному плану.
Находят в тексте и читают пословицу, объясняют её смысл, высказывают своё предположение.
Дают ответы, выдвигают свои предположения.
-Дают ответы, высказывают разные мнения ,делают выводы.
Раскрашивают нужный прямоугольник.
Выполняют задание.
Проверяют свои работы. | Регулятивные УУД: слушание текста Коммуникативные УУД: умение аргументировать свое предположение, проявление внимания к суждениям товарищей, участие в коллективной дискуссии Познавательные УУД: умение подбирать верную характеристику героям, находить ответы на вопросы по прочитанному произведению, сравнивать героев.
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
Познавательные УУД: умение работать с текстом Коммуникативные УУД: умение работать самостоятельно и в парах.
Познавательные УУД: умение работать с иллюстрациями, умение ,опираясь на текст, составлять краткий пересказ по картинкам.
Познавательные УУД: умение высказывать свою точку зрения, умение объяснить смысл пословицы. Коммуникативные УУД: выдвижение гипотез, формулирование аргументов, осмысление текста.
Личностные УУД: организация деятельности.
|