В. Г. Сутеев «Под грибом»
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Тихонова Наталья Николаевна

Цели урока:

Ознакомить с содержанием произведения В. Г. Сутеева  «Под грибом»; провести беседу по содержанию сказки с выборочным чтением текста; создать условия для развития устной речи, образного и логического мышления; способствовать воспитанию согласованности при работе в паре.

Задачи урока:

·     Выявить уровень начитанности – знание сказок;

·     Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «народная сказка»;

·     Учить сравнивать сказки;

·     Формировать учебные умения:

        - называть правильно знакомые книги,

        - определять тему и жанр прослушанного произведения,

             - самостоятельно составлять модель обложки,

             - способствовать развитию интереса к чтению,

             - учить высказывать своё мнение о прочитанном, уметь выделять главное , делать логические умозаключения.

·     Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки и товарищества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_literaturnoe_chtenie_v.suteev_pod_gribom.docx153.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Г. Сутеев  « Под грибом » 1д класс

 Цели урока:

Ознакомить с содержанием произведения В. Г. Сутеева  «Под грибом»; провести беседу по содержанию сказки с выборочным чтением текста; создать условия для развития устной речи, образного и логического мышления; способствовать воспитанию согласованности при работе в паре.

Задачи урока:

  • Выявить уровень начитанности – знание сказок;
  • Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «народная сказка»;
  • Учить сравнивать сказки;
  • Формировать учебные умения:

        - называть правильно знакомые книги,

        - определять тему и жанр прослушанного произведения,

             - самостоятельно составлять модель обложки,

             - способствовать развитию интереса к чтению,

             - учить высказывать своё мнение о прочитанном, уметь выделять главное , делать логические умозаключения.

  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки и товарищества.

Планируемые результаты (УУД):

предметные: научатся осознанно воспринимать сказку, эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; определять персонажей  (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);пересказывать содержание произведения по иллюстрациям; называть автора и заглавие произведения; моделировать обложку книги; получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.

метапредметные

познавательные :общеучебные-овладевают приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,осознанно строят речевое высказывание в устной форме, применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения; логические- учатся выделять существенную информацию из текста, строят рассуждения;

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу, оценивая уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Что я не знаю и не умею?»), анализируют эмоциональные состояния ,полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

личностные: различают основные нравственно-этические понятия; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки, проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),доверие к собеседнику деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Цель:   активизация учащихся. Развитие логического мышления.

Организационный момент. ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА

Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он

согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и

приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее

настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые

силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется

удовольствием и радостью. Как приятна вашему лицу, как хорошо и радостно становится

вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли c собой, уходя из этой

комнаты. Теплые чувства и хорошее на строение будут по-прежнему c вами...

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго!

Самоопределение целей урока.

Определите цели нашего урока. Кто так написал: «Важна не палка, а умная голова, да

доброе сердце!» Чем мы будем заниматься на уроке?

Много жанров есть на свете: басни,повести,рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ,в мир волшебный унесёт?

Полный смеха,света,краски,а зовётся

чудо- сказки!

 О чём оно? Кто догадался ,о чём сегодня будем говорить на уроке?

Самонастрой.

Будем говорить о сказках , учиться плавно и красиво читать, пересказывать текст, ясно и чётко выражать свои мысли.

Личностные УУД:

организация деятельности

Регулятивные УУД:

прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация  знаний.

Цель:  расширить и обобщить знания обучающихся о литературных жанрах  и их признаках.

Вопросы  учителя.      

 

 -  Что такое  сказка ?

 - Какие ещё литературные жанры вы знаете?

Вы все любите читать сказки .Это очень интересно. В них происходят чудеса и приключения.

- На какие две группы можно разделить все сказки?

 - Каких писателей сказочников вы знаете?

 - А какие народные сказки вы уже читали?

 - В зависимости от тематической принадлежности  сказки можно разделить на 3 группы, какие?

 

Слушают вопрос учителя, рассуждают, отвечают на вопросы

-Рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях)

- Рассказ, стихотворение, басня.

- Авторские и народные.

Слайд

-  Обучающие  отвечают на вопросы, приводят примеры.

-Волшебные, бытовые, о животных.

Регулятивные  УУД(принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению заданий)

Познавательные УУД ( поиск фактов и суждений, анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать свое предложение)


Постановка учебной задачи

Цель: -Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.

 - Работа в парах. Прочитайте названия сказок и разложите их в 2 группы: народные и авторские.

Прочитайте названия народных сказок.

 - Почему они названы народными?

 

-Прочитайте названия авторских сказок . 

-Почему они названы авторскими?

 

-Назовите авторов этих сказок.

-Какой автор встречается чаще других?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками В.Г.Сутеева.

-Литературная справка.(внимание на экран)

-В.Г. Сутеев - детский писатель и художник, мультипликатор. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино.

-Давайте ещё раз прочитаем названия книг, представленных на выставке.

-А ,тему сегодняшней сказки вы определите сами, выполнив задание

«Зоркий глаз».Каждый ряд получил свою таблицу с буквами. Среди этих букв надо найти слово, называющее предмет на рисунке под таблицей.

-Что изображено на рисунке?

-Найдите эти слова ,закрасьте нужные клетки красным карандашом.

-Проверим вашу работу. Внимание на экран. Все нашли «спрятанные слова»?

-Молодцы.

-Составьте из этих слов предложение. Слова можно переставлять,можно добавлять другие слова.(Звери спрятались от дождя под грибом).

-Мы вместе определили тему сказки В.Г.Сутеева .Назовите её.

Физкультминутка.

-

 Пальчиковая гимнастика (мнемотаблица).

«Под грибом»

Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)
Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)
Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны)
Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)

Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз)
Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)
Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам)
Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)

Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев)
Далеко ее прогнали.
Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)
Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)

 - «Гуси-Лебеди », «Теремок»,

«Колобок», «Рукавичка», «Кот, Петух и Лиса», «Репка»

-Потому, что их написал народ (люди).

-« Красная шапочка», «Дядя Миша», «Ёлка», «Муха Цокотуха», «Мешок яблок», «Тихая сказка», « Заяц и Ёж».

-Потому что, их написал автор (конкретный человек).

Шарль Перро , В.Г.Сутеев , В.Г. Сутеев,  К.И.Чуковский ,

В.Г.Сутеев ,  В.Г.Сутеев ,

В.Г. Сутеев.

-Владимир Григорьевич Сутеев.

 

Слайд

-«Мешок яблок», «Кто сказал мяу», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка».

-Дождь, гриб, звери .

-Да

-Отвечают на вопрос, предлагая разные варианты.

(Звери под грибом и пр.)

-Под грибом.

Слайд

Выполняют упражнения  за учителем.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

развивать умения извлекать информацию из заданий;

учатся работать в парах, делать выводы, рассуждать.

Регулятивные УУД:

прогнозирование своей деятельности.

Личностные УУД:

организация деятельности.

Работа над новым материалом.

Цель: научить детей слушать чтение учителя, внимательно следить за сюжетом произведения, познакомить с героями сказки , сравнивать героев сказки.

- Итак, давайте узнаем, что же произошло в лесу.

 - Откройте учебник на стр.34 и приготовьтесь слушать сказку.

  1. Прослушивание сказки «Под грибом».

 2. Разбор сказки.

-А, вы ребята догадались ,почему места под грибом хватило всем?

-Какое природное явление помогло грибу так быстро вырасти?

-Понравилась вам сказка? Чем ?

-Какие известные сказки напоминает сказка «Под грибом»?

-Какая из этих сказок народная, а какая –авторская ?

-Кто первым появляется в сказке «Теремок»?

-А в сказке «Под грибом» ?

-Каких героев этой сказки нет в сказке «Теремок»?

-В чём сходство сказок?

-В чём их различие?

-Что произошло с теремком? Почему? Что произошло с рукавичкой?

-Почему в сказке Сутеева всё кончилось благополучно и все животные поместились под грибом?

-Как поступали герои, которые уже сидели под грибом, по отношению к тем,  кто просил у них приюта?

3.Подготовка к выборочному чтению сказки «Под грибом».

-А теперь попробуйте ответить на мои вопросы по содержанию сказки, выборочно читая текст.

-А чтобы прочитать без ошибок , потренируемся читать трудные слова.

 а) чтение трудных слов

-Прочитайте на экране слова сначала по слогам,  а затем целыми словами:

 спря-тать-ся         спрятаться

пе-ре-жи-да-ет

пережидает

по-тес-ни-лись  

потеснились

про-мок-ла

ма-лень-кий

не-множ-ко                            

промокла

маленький

немножко

б) словарная работа.

-В сказке встретились выражения, значения которых я совсем не поняла. Объясните значения выражений:

дождь пережидает…

кое-как уместился….

вода ручьём течёт…

потеснитесь немножко…

4.Выборочное чтение сказки «Под грибом».

-Найдите в тексте и прочитайте:

-Кто  первым нашёл грибок?(муравей).Прочитайте, как это произошло.

-Кто у муравья попросил убежища?(Бабочка) .Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью. С какой интонацией будем читать?(Жалобно,с мольбой в голосе)

-Кто прибежал за Бабочкой?(Мышка)

Прочитайте её просьбу.

-Кто из героев употребил в своей речи «волшебное слово»?(Воробей,сказал

«пожалуйста»).Прочитайте.

-Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц,Лиса,Лягушка)

5.Работа с иллюстрациями к сказке.

Пересказ сказки по картинному плану.

Рассмотрите иллюстрации на стр.36-37.Правильно ли художник передал последовательность событий сказки?

-Кто самый первый догадался ,почему всем хватило места под грибом?(Лягушка)

Игра « Самый внимательный»

• Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя?) Добежал муравей до грибочка и … (спрятался).
• Ползет к грибу мокрая… (бабочка).
• Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем … (течет).
• Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).
• Спрячьте, — кричит, спасите, за мной лиса … (гонится)!
• Зайца не видали? А не тут ли он … (прячется)?
• Эх вы, а гриб то под дождём … (вырос).

Работа с пословицами

 - В тесноте, да не в обиде.

- Милости прошу к нашему шалашу.

- Вместе жить – все делить.

Найдите в тексте сказки пословицу.

(В тесноте,да не в обиде).Как вы её понимаете?

-А,как вы думаете,можно озаглавить сказку этими словами?

- Каждая сказка учит нас чему-то хорошему, доброму.  А чему учит нас эта сказка?

-А как вы понимаете выражение

« Умеете дружить»? Ребята, а какими качествами должен обладать друг?

Самостоятельная работа

-Ребята ,у вас на столах лежат листочки –прямоугольники. На них написаны качества настоящего друга. Прочитайте слова.(взаимопомощь, честность, храбрость)

Возьмите карандаш любого цвета. Раскрасьте тот прямоугольник, в котором  написано качество, присущее героям сказки «Под грибом».Условие! Можно раскрасить только один прямоугольник!

Переверните прямоугольники. На обратной стороне для вас есть задание. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а, б, в. Выберите только один ,на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом

.

-Проверьте ваши работы. Внимание на экран!

«Да- нетка»

  1. Автор сказки «Под грибом» - В.Сутеев (да)
  2. Под грибочком первой спряталась бабочка - (нет)
  3. Волшебное слово «пожалуйста» сказал воробей - (да)
  4. Лиса гналась за мышкой - (нет)
  5. Под грибом спрятались пять животных - (да)
  6. Самый маленький среди них – заяц - (нет)
  7. Лягушка объяснила, почему всем хватило места - (нет)
  8. Синквейн

1-я строка                            Сказка

2-я строка                            добрая, интересная

3-я строка                            учит, наставляет, объясняет

4-я строка                       Побуждает делать добрые поступки

5-я строка   урок

Аудиослушание сказки  «Под грибом».

Отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в коллективном обсуждении прочитанного произведения.

-«Теремок», «Рукавичка»

- «Теремок»-русская народная,«Рукавичка»- украинская сказка,а «Под грибом»-авторская.

-Мышка-норушка

-Муравей.

- Муравья, Бабочки, Воробья .

-Звери приходят к убежищу.

-Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца.

-Отвечают на вопросы, рассуждают, строят предположения.

Слайд

Тренируются в чтении трудных слов.

Осмысливают непонятные слова. Высказывают предположения о значении этих слов.

Объясняют непонятные слова

Слайд

-ждёт ,когда кончится дождик

-еле, чуть-чуть…

-льётся струйкой…

-подвиньтесь ближе друг к другу

Перечитывают текст, рассуждают, отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

Пересказывают сказку кратко по картинному плану.

Находят в тексте и читают пословицу, объясняют её смысл, высказывают своё предположение.

Дают ответы, выдвигают свои предположения.

-Дают ответы, высказывают разные мнения ,делают выводы.

Раскрашивают нужный прямоугольник.

Выполняют задание.

 Проверяют свои работы.

Регулятивные УУД:

слушание текста

Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое предположение, проявление внимания к суждениям товарищей, участие в коллективной дискуссии

Познавательные УУД:

умение подбирать верную характеристику героям, находить ответы на вопросы по прочитанному произведению, сравнивать героев.

Регулятивные УУД:

контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания

Познавательные УУД:

удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст

Коммуникативные УУД:
умение работать в парах, проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом

Коммуникативные УУД:

умение работать самостоятельно и в парах.

Познавательные УУД:

умение работать  с иллюстрациями, умение ,опираясь на текст, составлять краткий пересказ по картинкам.

Познавательные УУД:

умение высказывать свою точку зрения, умение объяснить смысл пословицы.

Коммуникативные УУД:

выдвижение гипотез, формулирование аргументов, осмысление текста.

Личностные УУД:

организация деятельности.

Подведение итогов урока.

Цель: закрепить полученные знания, учить делать выводы.

Рефлексия.

Ребята, кто выполнил задание без ошибок? Поднимите зелёный грибочек. Кто допустил ошибки, поднимите жёлтый грибочек.

-С какой сказкой мы познакомились на уроке?

-Кто автор этой сказки?

-Какая главная мысль этой сказки?

-Каким качеством обладают друзья-герои сказки?

Заполнить лист успешности

Отмечают у себя отсутствие или наличие ошибок, поднимают нужный грибочек.

- «Под грибом» .

-В.Г. Сутеев .

-В тесноте, да не в обиде!

-Взаимовыручка,

взаимопомощь.

Познавательные УУД:

Делать выводы

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

                                                                                          Приложение 1 «Зоркий глаз»

Таблица к уроку №1

а

р

л

б

х

б

т

д

о

и

г

ч

л

ж

в

ж

е

е

д

ь

к

к

п

м

ы

                                                                                          Приложение 2 «Зоркий глаз»

Таблица к уроку №2

т

о

н

ю

х

й

г

ь

в

и

и

р

и

ш

ю

б

р

п

в

п

у

к

а

ы

м

                                                          Приложение 3 «Зоркий глаз»

Таблица к уроку №3

г

л

о

р

и

ф

в

п

е

к

ж

т

з

в

н

и

с

п

ж

з

б

ч

з

х

с

        

        

                                                                                                                     Приложение 4

Качества дружбы

взаимопомощь

честность

храбрость

Приложение 5

Словосочетания

дождь пережидает                      (ждёт, когда кончится дождик)

кое-как уместился                        (еле, чуть…)

вода ручьём течёт                       (льётся струйкой)

потеснитесь немножко              (подвиньтесь ближе друг к другу)

Приложение 6

Задание

1.  Муравья застал:

а) Снег б) Дождь в) Град

2. Муравей :

а) пустил бабочку под грибок

б) не пустил бабочку под грибок

 в) предложил поменяться местами

3. Из птиц под грибом прятался:

 а) цыпленок  

б) попугай  

в) воробей

4. Чему учит эта сказка:  а) трудолюбию   б) дружбе    в) как спастись от дождя

Приложение 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В. Г.Сутеев "Под грибом"

Урок внеклассного  чтения во 2 классе по теме " Сказочная страна"...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: В. Сутеев. Под грибом.

Урок литературного чтения построен с использованием  стратегий технологии развития критического мышления.  Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на соврем...

Урок литературного чтения . В.Г. Сутеев. Под грибом.

Разработка  урока литературного чтения. Сказка  В.Г. Сутеева " Под грибом"Учащиеся во время урока превращаются в героев сказки....

Урок литературного чтения в 1 классе В.Сутеев "Под грибом".

Конспект урока литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века"  1 классе с учетом требований ФГОС, с описанием формируемых универсальных учебных действий, деятельностью учителя и учащ...

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: В. Г Сутеев «Под грибом»

Урок литературного чтения «Сказка В. Сутеев «Под грибом»» разработан по программе «Начальная школа. XXI век»,  но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать этот у...