"Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Формировать умение находить в словах букву Г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте (азбука)

Класс: 1 класс

Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок путешествие

Цели:
Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; умения различать мягкие и твёрдые согласные; развивать умение работать в группе, самостоятельно, делать выводы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, применение полученных знаний в практической ситуации.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, умение давать самооценку своим действиям; способствовать повышению культуры учебного труда и поведения на занятии. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Этапы урока

Ход урока

I. Включение в  учебную деятельность

 (1 мин)

             

                Прозвенел уже звонок, начинается урок.

В путешествие пойдем, букву новую найдём.

Слушай, думай, наблюдай, анализируй, отвечай.

Будем мы трудиться. Нам, нельзя лениться.

- Ребята, мы с вами пришли на урок обучения грамоте. Для чего?

 

- Сегодня на нашем уроке много гостей.

- Давайте расскажем о себе.

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится.

II. Разминка

(3 мин)


- Итак, мы начинаем наш урок с разминки.

Дыхательная гимнастика.

         Упр. «Озябшие ручки»,    «Задуй свечу»,   «Музыканты».

Артикуляционная разминка.    (презентация)

      - Сели красиво.

III.Актуализация опорных знаний

 (3 мин)

- Ребята к нам на урок пришёл гномик.

У него случилась беда.  Давайте поможем разложить буквы по своим домикам.

- В этом домике есть лишняя?  (м  н  о  л  к  т)  Почему?

 (Здесь живут буквы которые обозначают согласные звуки).

- А в этом? (а  у  и  с  е  я)  Почему?

(Здесь живут буквы которые обозначают гласные звуки).

- Чем отличаются буквы от звуков?

(Буквы видим, пишем , читаем,    звуки –произносим  и  слышим ).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две большие группы делятся звуки? (Гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.)

 Дети рассказывают стихи:                    Олеся

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

                                  Но не желают свистеть и ворчать.

                   Эдик

 А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

- Что мы знаем о гласных звуках? Какие они бывают?  (Ударные и безударные)

- Почему на ленте букв гласные расположены в два ряда – есть верхний и нижний ряд? (Гласные верхнего ряда обозначают твёрдость согласных звуков; гласные нижнего ряда – мягкость согласных звуков).

- Что мы знаем о согласных звуках? Какие они бывают?

 (Мягкие и твёрдый; глухие и звонкие).

- Ребята, гномик мне шепнул, что ему очень понравилось как вы работаете. Он хочет вас пригласить в путешествие. Хотите? А отправимся мы на паровозике.

- Поехали!

IV.   Постановка учебной задачи

(2 мин)

-Ребята, а в паровозике уже кто-то едет. Назовите животных.

                    (гусь, грач, голубь, гусеница)

- Проанализируйте слова.  Что заметили? Чем они похожи?

- Какой новый звук услышали?    (звук [Г])

- Сформулируйте тему урока. Какую букву будем изучать?

                ( Тема урока:   Буква Гг )

- Для чего нам нужно изучить новую букву?

( Для того чтобы научиться читать слоги и слова с буквой Г)

- Давайте определим для себя цели: (На доске вывешены слова)

         Познакомиться…  (с новой буквой  Г)

        Учиться…  (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)

        Упражняться… (в чтении слов и слогов с этой буквой)

- В какой последовательности мы будем изучать новую букву?

                      (звук – буква – слог - слово)  

V. Открытие нового знании   (7 мин)

- Гномик предлагает сделать остановку.  - Отгадайте загадку:

«Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
Что это? 
(гриб)     

   

- Составляем схему слова  -  грибы

- Поднимите руку у кого такая же схема как у меня?

-Сколько звуков? Сколько слогов?  

- Какой звук слышится в начале слова?  (звук [г] )

- Начинаем исследовать звук.

- Помните, что свои исследования вы должны доказывать.

- Звук [г] – Какой согласный или гласный? Почему?

- Звук какой звонкий или глухой?  (звонкий)

- Этот  звук твёрдый или мягкий?  (твёрдый)

- Недалеко от гриба находится пенёчек.

Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву. Посчитайте кольца.

- Ребята, а на что похожи годовые кольца? (на круги)

- Составляем схему слова -  круги

- Поднимите руку у кого такая же схема как у меня?

-Сколько звуков? Сколько слогов?  Какой слог ударный?

- Какой звук слышится в слоге  - ги?

- Что можете про него сказать?  ( согласный, звонкий, мягкий)

- Объясните, почему звук «г» стал произноситься мягко - [г’]?

 (его смягчает гласная буква  - и)

- Твёрдый согласный звук [г] и мягкий согласный звук [г’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «гэ». (Показ буквы).

- Пофантазируйте, на что похожа буква «Г»?

-Мудрый гном  говорит так:

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

- Молодцы отправляемся дальше.  

VI.  Физкультминутка

(1 мин)

- Ребята, кто это там собирает грибы?     (ежик

- Давайте ему поможем.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

VII.     Применение нового знания

(15 мин)

- Мы познакомились со звуками [г], [г’], буквой Г, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.

- Букве одной скучно жить.   Ей нужны друзья

- Гном предлагает нам подружить   букву Г  с  гласными    буквами.  

-Буквы подружились и получились слоги.

(чтение слогов детьми)

- Чистоговорка.

- А теперь  покажем гному, как мы умеем читать слова.  

Открываем учебники на с. 119.

- Читаем слова.

- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!)

- Какое слово подходит к данной схеме?  (Гена)

- А сейчас поработаем в группах.

- Вспомним правила работы в группе:

  1. Будь доброжелателен к товарищам
  2. Говори спокойно и чётко
  3. Согласуй общее решение

Класс делится на 2 группы. Задание для 1 группы: найти слова, в которых буква Г обозначает твердый звук г. Задание для 2 группы: найти слова, в которых буква Г обозначает мягкий звук г.

                        (слова:  гусь, вагон, галка, ноги, бегемот, гитара) – 2 экз.

- Сейчас будем закреплять умение читать и поработаем с текстом.

- О чём будет текст?

Приглашаю вас, ребята,
Прогуляться, порезвиться,
Вместе с Галей, вместе с Геной
По тропинке мы пошли,
На грибную полянку пришли.

- Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!

- Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.

- А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст.

 Читает учитель, затем сильный ученик.  

- Как бы вы озаглавили текст?

Затем  читают по одному предложению.

- Как  зовут девочку? Как зовут мальчика?  

- Что они делали в лесу?  

- Как можно их назвать?  (грибники)

- Ребята , а вы знаете что грибы бывают съедобные и несъедобные?

- Съедобные это какие?  А несъедобные?

Физкультминутка.

-  Какие грибы собрала Галя?

- У нас Даша  подготовила сообщение про гриб боровик.

(Боровик - белый гриб.  Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке.)

 А Гена какие грибы собрал?  

- А Юля расскажет о мухоморах.

(Мухомор - опасный несъедобный гриб. В красном мухоморе содержатся токсичные вещества. Мухомор считается ядовитым грибом. . Мухомор использовали  люди в борьбе с мухами.  Поэтому его так и назвали  -  мухомор.

- Наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с несъедобными.

Ребята , а вы грибы знаете?

- А сейчас отгадайте мои загадки:

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик.)     

- Догадайтесь, почему так называется гриб?

Серенькие шапки, рябенькие ножки.

Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики)    

- Почему так называется гриб?

Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички). 

-Почему их так назвали?  

- А можно ли уничтожать ядовитые грибы?

(Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством. Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.)

- Где можно узнать информацию о грибах? (книги, энциклопедии, интернет)

VIII. Рефлексия. Оценивание.

(2 мин)

- Наше путешествие подошло к концу.

На уроке :

мы познакомились:……..

мы учились:…………

мы упражнялись:………….

-Ребята, гномик спрашивает, понравилось ли вам путешествие?

- Что было интереснее всего?   Выскажите своё впечатление.

- А что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу.  Выберете только один цветочек.

Возьмите цветочек красный

  • Для кого проблема урока решена полностью? Было легко.

Цветочек синий:

  • Испытывали  затруднения.

Цветочек жёлтый, если

  • Было трудно. Нужна была помощь учителя.

- А  мне гном прошептал, что вы ему очень понравились. И он обязательно придёт

ещё раз к вам в гости.

IX. Информация в семью.  (1 мин)

- Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?  

(изучили  новый звук и букву, много узнали о грибах).

- А теперь посмотрите на стр. 118.

Послушайте сказку об этом городе: «Жили в лесу лесные гномы в домиках- грибах. Жили очень дружно. Каждый занимался своим любимым делом. Но вот однажды…»

- Ребята, к сожалению,  наш урок подошёл  к концу и я не смогу рассказать сказку до конца.

- Что делать?

- Хотите ли вы узнать, что случилось  дальше?

- Тогда я вам предлагаю принять участие в конкурсе на «Лучшего сказочника». Придумайте, что однажды случилось в городе и чем всё закончилось.

- Урок закончен. Встали красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...