"Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Формировать умение находить в словах букву Г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Обучение грамоте (азбука)
Класс: 1 класс
Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок путешествие
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву Г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; умения различать мягкие и твёрдые согласные; развивать умение работать в группе, самостоятельно, делать выводы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, применение полученных знаний в практической ситуации.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, умение давать самооценку своим действиям; способствовать повышению культуры учебного труда и поведения на занятии. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Этапы урока | Ход урока |
I. Включение в учебную деятельность (1 мин) |
Прозвенел уже звонок, начинается урок. В путешествие пойдем, букву новую найдём. Слушай, думай, наблюдай, анализируй, отвечай. Будем мы трудиться. Нам, нельзя лениться. - Ребята, мы с вами пришли на урок обучения грамоте. Для чего?
- Сегодня на нашем уроке много гостей. - Давайте расскажем о себе. Мы умные, мы дружные Мы внимательные, мы старательные Мы в первом классе учимся И всё у нас получится. |
II. Разминка (3 мин) |
Дыхательная гимнастика. Упр. «Озябшие ручки», «Задуй свечу», «Музыканты». Артикуляционная разминка. (презентация) - Сели красиво. |
III.Актуализация опорных знаний (3 мин) | - Ребята к нам на урок пришёл гномик. У него случилась беда. Давайте поможем разложить буквы по своим домикам. - В этом домике есть лишняя? (м н о л к т) Почему? (Здесь живут буквы которые обозначают согласные звуки). - А в этом? (а у и с е я) Почему? (Здесь живут буквы которые обозначают гласные звуки). - Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы видим, пишем , читаем, звуки –произносим и слышим ). Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. - На какие две большие группы делятся звуки? (Гласные и согласные). - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.) Дети рассказывают стихи: Олеся Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. Эдик А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. - Что мы знаем о гласных звуках? Какие они бывают? (Ударные и безударные) - Почему на ленте букв гласные расположены в два ряда – есть верхний и нижний ряд? (Гласные верхнего ряда обозначают твёрдость согласных звуков; гласные нижнего ряда – мягкость согласных звуков). - Что мы знаем о согласных звуках? Какие они бывают? (Мягкие и твёрдый; глухие и звонкие). - Ребята, гномик мне шепнул, что ему очень понравилось как вы работаете. Он хочет вас пригласить в путешествие. Хотите? А отправимся мы на паровозике. - Поехали! |
IV. Постановка учебной задачи (2 мин) | -Ребята, а в паровозике уже кто-то едет. Назовите животных. (гусь, грач, голубь, гусеница) - Проанализируйте слова. Что заметили? Чем они похожи? - Какой новый звук услышали? (звук [Г]) - Сформулируйте тему урока. Какую букву будем изучать? ( Тема урока: Буква Гг ) - Для чего нам нужно изучить новую букву? ( Для того чтобы научиться читать слоги и слова с буквой Г) - Давайте определим для себя цели: (На доске вывешены слова) Познакомиться… (с новой буквой Г) Учиться… (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах) Упражняться… (в чтении слов и слогов с этой буквой) - В какой последовательности мы будем изучать новую букву? (звук – буква – слог - слово) |
V. Открытие нового знании (7 мин) | - Гномик предлагает сделать остановку. - Отгадайте загадку: «Под березой у дорожки
- Составляем схему слова - грибы - Поднимите руку у кого такая же схема как у меня? -Сколько звуков? Сколько слогов? - Какой звук слышится в начале слова? (звук [г] ) - Начинаем исследовать звук. - Помните, что свои исследования вы должны доказывать. - Звук [г] – Какой согласный или гласный? Почему? - Звук какой звонкий или глухой? (звонкий) - Этот звук твёрдый или мягкий? (твёрдый) - Недалеко от гриба находится пенёчек. Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву. Посчитайте кольца. - Ребята, а на что похожи годовые кольца? (на круги) - Составляем схему слова - круги - Поднимите руку у кого такая же схема как у меня? -Сколько звуков? Сколько слогов? Какой слог ударный? - Какой звук слышится в слоге - ги? - Что можете про него сказать? ( согласный, звонкий, мягкий) - Объясните, почему звук «г» стал произноситься мягко - [г’]? (его смягчает гласная буква - и) - Твёрдый согласный звук [г] и мягкий согласный звук [г’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «гэ». (Показ буквы). - Пофантазируйте, на что похожа буква «Г»? -Мудрый гном говорит так: Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. - Молодцы отправляемся дальше. |
VI. Физкультминутка (1 мин) | - Ребята, кто это там собирает грибы? (ежик) - Давайте ему поможем. Дети утром рано встали, |
VII. Применение нового знания (15 мин) | - Мы познакомились со звуками [г], [г’], буквой Г, а теперь будем учиться читать слоги и слова с этой буквой. - Букве одной скучно жить. Ей нужны друзья - Гном предлагает нам подружить букву Г с гласными буквами. -Буквы подружились и получились слоги. (чтение слогов детьми) - Чистоговорка. - А теперь покажем гному, как мы умеем читать слова. Открываем учебники на с. 119. - Читаем слова. - Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!) - Какое слово подходит к данной схеме? (Гена) - А сейчас поработаем в группах. - Вспомним правила работы в группе:
Класс делится на 2 группы. Задание для 1 группы: найти слова, в которых буква Г обозначает твердый звук г. Задание для 2 группы: найти слова, в которых буква Г обозначает мягкий звук г. (слова: гусь, вагон, галка, ноги, бегемот, гитара) – 2 экз. - Сейчас будем закреплять умение читать и поработаем с текстом. - О чём будет текст? Приглашаю вас, ребята, - Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов! - Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки. - А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст. Читает учитель, затем сильный ученик. - Как бы вы озаглавили текст? Затем читают по одному предложению. - Как зовут девочку? Как зовут мальчика? - Что они делали в лесу? - Как можно их назвать? (грибники) - Ребята , а вы знаете что грибы бывают съедобные и несъедобные? - Съедобные это какие? А несъедобные? Физкультминутка. - Какие грибы собрала Галя? - У нас Даша подготовила сообщение про гриб боровик. (Боровик - белый гриб. Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке.) А Гена какие грибы собрал? - А Юля расскажет о мухоморах. (Мухомор - опасный несъедобный гриб. В красном мухоморе содержатся токсичные вещества. Мухомор считается ядовитым грибом. . Мухомор использовали люди в борьбе с мухами. Поэтому его так и назвали - мухомор. - Наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с несъедобными. Ребята , а вы грибы знаете? - А сейчас отгадайте мои загадки: Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик.) - Догадайтесь, почему так называется гриб? Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики) - Почему так называется гриб? Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички). -Почему их так назвали? - А можно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются лекарством. Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.) - Где можно узнать информацию о грибах? (книги, энциклопедии, интернет) |
VIII. Рефлексия. Оценивание. (2 мин) | - Наше путешествие подошло к концу. На уроке : мы познакомились:…….. мы учились:………… мы упражнялись:…………. -Ребята, гномик спрашивает, понравилось ли вам путешествие? - Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление. - А что вызвало затруднение? - Оцените свою работу. Выберете только один цветочек. Возьмите цветочек красный
Цветочек синий:
Цветочек жёлтый, если
- А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились. И он обязательно придёт ещё раз к вам в гости. |
IX. Информация в семью. (1 мин) | - Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке? (изучили новый звук и букву, много узнали о грибах). - А теперь посмотрите на стр. 118. Послушайте сказку об этом городе: «Жили в лесу лесные гномы в домиках- грибах. Жили очень дружно. Каждый занимался своим любимым делом. Но вот однажды…» - Ребята, к сожалению, наш урок подошёл к концу и я не смогу рассказать сказку до конца. - Что делать? - Хотите ли вы узнать, что случилось дальше? - Тогда я вам предлагаю принять участие в конкурсе на «Лучшего сказочника». Придумайте, что однажды случилось в городе и чем всё закончилось. - Урок закончен. Встали красиво. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.
Цели деятельности учителя: Закрепление звуков [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...