Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
 Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.

 Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

 Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования  познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

 Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Основной формой организации процесса обучения чтению и развитию речи  является урок.

                                                                          Содержание программы

Примерная тематика

Чтение произведений устного народного творчества. Рассказы, знакомящие детей с историей Отечества. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Техника чтения

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания:  короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

 Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Понимание читаемого

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

Базовый

Минимальный

1.        Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

2.        Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

3.        Активно участвовать в анализе произведения;

4.        Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

5.        Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

1.        Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

2.        Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение  целым словом часто встречающихся двусложных слов;

3.        Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

4.        Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Календарно-тематическое планирование

Название раздела и темы

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Словарная

работа

Диагностика результатов обучения.

1четверть -28 часов

Тема: Листья пожелтелые по ветру летят

1

«Осень наступила, высохли цветы…» А. Плещеев

1

Сопоставление иллюстраций с текстом.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Уныло, озимь, кроет, моросит

Наизусть.

2

Листья. Ф. Тютчев

1

Словесное рисование.

Развитие и формирование фонематического слуха.

Расширение словарного запаса.

Тощая, ввек, докучный

Выразительное чтение.

3

Как наступает листопад.

По Г. Граубину

2

Анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему, корректировать ответы учащихся.

Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза

Черешок, укоротившиеся

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

4

Осень в лесу. А. Гонтарь

1

Словесное рисованию. Уметь анализировать заголовок, строить монологические высказывания по заданному вопросу.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)

Внезапно, прохудилась, позолоченная,

спохватился

Уметь активно участвовать в беседе.

5

Подарки осени.

С. Прокофьева

1

Уметь словесно иллюстрировать отрывок.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Бронзовые,

легонький

Выразительное чтение.

6

Старый гриб.

По М. Пришвину

3

Составление плана для пересказа.

Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза

Паркий день,

дочиста выберешь, до смерти пить  захотелось

Уметь слушать учителя. Уметь работать с текстом.

Уметь словесно рисовать картинку.

7

Хитрюга. Е. Носов

2

Объяснение названия произведения.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Крона, лещина, почуял, взъерошенная

Чтение текста, пересказ.

8

Осень. Н. Сладков

2

Чтение по ролям

Развитие и формирование фонематического слуха.

Расширение словарного запаса.

Оседлые, нудный, откликнулись, спрячемся, нисколечко

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

9

Бурундук. Г. Снегирев

2

Работа с пословицами

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)

Юркнул, бурундук, шелушит, скрытный.

Чтение текста, пересказ.

10

Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят».

1

Обобщение материала

Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

11

Внеклассное чтение

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: Раз, два – начинается игра!

1

Считалки

1

Заучивание наизусть

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

Наизусть.

2

Щи – талочка.М. Бородицкая

1

Заучивание наизусть

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Кочан –кочешок

Наизусть.

3

Карусели. Л. Пантелеев

2

Творческий пересказ

Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза

Баранка, шибче, подстегивайте, проткните

Выразительное чтение, беседа.

4

Игра (Отрывок). Д. Хармс

2

Соотносить отрывки стихотворения с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок.

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений.

Сторонитесь, стал на якорь, навстречу, воскликнуть

Выборочное чтение.

5

Затейники. Н. Носов

2

Деление текста на части

Развитие и формирование фонематического слуха.

Расширение словарного запаса.

Затеваем, подкрались на цыпочках

Выразительное чтение.

6

Чудеса в авоське. В. Левин

1

Работа  с пословицами и поговорками

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)

Авоська, пуд,

чудо-юдо

Беседа, выразительное чтение.

7.

Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!»

1

Обобщение материала

Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

8.

Внеклассное чтение «Стихотворения, загадки, сказки»

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

2 четверть  - 28 ч.

Тема: Будем делать хорошо и не будем – плохо

1

Не мое дело! (Китайская сказка)

2

Творческий пересказ

Коррекция внимания, зрительного восприятия, интонационной стороны речи.

Выгода, взвалил

Анализ и чтение рассказа.

2

Чиж и Голубь. И. Крылов

1

Заучивание наизусть

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Силок

Наизусть.

3

Два товарища. Л. Толстой

1

Словесное рисование

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Упал наземь

Анализ и чтение рассказа.

4

Трус. Л. Пантелеев

2

Пересказ по картинкам

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Сдвинуться, спрыгнул

Беседа.

5

Про то, как Миша стал храбрым.

2

Творческий пересказ

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса.

Вздрагивает, наткнешься

Выразительное чтение.

6

Подвиг. В. Сафронов

2

Как понять название стихотворения, в чем состоит его смысл.

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Арка, невредимы, мчащейся

Чтение с комментарием.

7

Силач. Ю. Ермолаев

1

Чтение по ролям

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Ухмыльнулся, взлететь

Выразительное чтение по ролям.

8

Самое страшное. Е. Пермяк

1

Творческий пересказ

Коррекция и развитие речи, уточнение и обогащение словаря

Взрослым, страшно, страшного

Выразительное чтение.

9

Вот какая история. К. Киршина

3

Пересказ по плану

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Распоследнее, откровенно,

привечали, пуще, расквашенный

Выразительное чтение.

10

Как подружились Вова и Боря.

3

Составление плана

Коррекция памяти, выразительной речи, мыслительной деятельности.

Наставлял, непременно, поспешно

Беседа.

11

В театре. А. Барто

2

Работа с пословицами и поговорками

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, звуковой речи.

Фея, оркестр, вздрогнули

Пересказ рассказа по плану.

12

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо»

1

Обобщение материала.

Коррекция и развитие мышления на основе упр. в анализе и синтезе.

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

13.

Внеклассное чтение

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: Зимние узоры -18 часов

1

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка).

3

Свое название частей сказки.

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Одолею, пан, не пронял, донимать, пуще, взвился

Выборочное чтение.

2

Ёлка. По А.Н. Толстому

3

Словесное рисование.

Коррекция и развитие речи, уточнение и обогащение словаря

Веяло, вороха, сочельник, наспех, суматоха, слонялись, переливаясь

Пересказ рассказа.

3 четверть – 40 часов

3

Снежная баба. Саша Чёрный

2

Словесное рисование

Коррекция внимания, зрительного восприятия, интонационной стороны речи.

Копна, мохнатая

Выразительное чтение.

4

Подарки зимы.

С. Прокофьева

1

Заучивание наизусть

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Нахлобучила, спозаранку

Наизусть.

5

Жадная сорока. Г. Харлампьев

3

Пересказ по плану.

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Пробуравил, выговаривает, расплавляться

Чтение текста, пересказ.

6

В пограничном наряде.

2

Творческий пересказ.

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Едва, ефрейтор, наряд, опешил, сопка, застава

Подробно передать содержание рассказа по плану.

7

До свидания, зима! З. Александрова

1

Заучивание наизусть.

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса.

Припек, щебетанье

Наизусть.

8

Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про зиму.

1

Работа с пословицами и поговорками.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

9

Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры».

1

Обобщение материала.

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

10

Внеклассное чтение Короткие рассказы, стихотворения про зиму.

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

1

Заработанный рубль

3

Составление плана для пересказа.

Коррекция эмоционально- интонационной  стороны речи.

Сыскать, медяк, чует, в поте лица, подсобит

Пересказ рассказа по плану.

2

Сказка о Василисе – Работнице.

2

Творческий пересказ.

Коррекция  памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

Славно и ладно, прибаутка

Пересказ.

3

Рабочие руки. Г. Сапгир

1

Самостоятельное выразительное чтение.

Коррекция  и развитие связной речи.

Охочий

Пересказ рассказа по плану.

4

Мудрый дед. М. Миршакар

1

Заучивание наизусть.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Заложил сад, плодовый, саженец

Наизусть.

5

Михаськин сад.

В. Хомченко

2

Творческий пересказ.

Коррекция  и развитие логического мышления.

Прижилась, трепетали

Чтение по ролям.

6

Заплатка. Н. Носов

3

Пересказ по плану.

Коррекция  и развитие связной речи.

Защитный, досада, лоскуток, наново, любо

Выразительное чтение, пересказ.

7

Я лишний. А. Барто

1

Заучивание наизусть.

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи, мышления.

Наизусть.

8

Маленькое и большое.

1

Сравнение двух произведений.

Коррекция и развитие устной памяти на основе упр. в хоровом и индивидуальном проговаривании, памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении.

Потрудилась с душой

Выборочное чтение.

9

Хлеб с росою. Г. Виеру

2

Составление плана.

Коррекция и развитие фонематического восприятия, зрительной памяти , устной речи.

Брынза, капризничал

Пересказ.

10

Просто сочинение.

К. Киршина

2

Деление текста на части.

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, звуковой речи.

За глаза хватит, засучила рукава, отхватила

Выразительное чтение.

11

Трудолюбивая старушка.

Ю. Мориц

2

Словесное рисование.

Коррекция и развитие мышления на основе упр. в анализе и синтезе.

Прочитать залпом добрейший, затеять

Выразительное чтение.

12

Волшебный котелок.

Э.Киселева

2

Работа с пословицами и поговорками.

Коррекция базовых эмоций детей.

Вздрогнула , Ленивица

Чтение текста, пересказ.

13

Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

1

Обобщение материала.

Коррекция речи, работа над правильным произношением, выразительным чтением.

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

14

Внеклассное чтение. Короткие рассказы о труде.

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: В окно повеяло весною…

1

Народная песенка

1

Заучивание наизусть.

Коррекция выразительного чтения.

Сошенька, боронушка, клочки, отомкнул красну зорю

Наизусть.

2

Весна. А. Плещеев

1

Словесное рисование.

Коррекция эстетического восприятия.

Небесная лазурь, обновленье

Выразительное чтение.

3

«Ласточка примчалась»

А. Майков

1

Заучивание наизусть.

Коррекция познавательного интереса.

Наизусть.

4

Ласточка. К. Ушинский

1

Деление текста на части.

Коррекция памяти, мышления, выразительного чтения.

Ил, сновали

Пересказ по плану.

4 четверть – 36 часов

5

Весенние ручьи.

А.Н. Толстой

1

Творческий пересказ.

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Рябившие лужи, выдранные

Пересказ.

6

Наводнение        По Б. Житкову

1

Самостоятельное чтение.

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Буксирный пароход, баржа

Пересказ.

7

Подарки весны.   С. Прокофьева

1

Словесное рисование.

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

салки

Выразительное чтение

8

Праздник мам.      В. Берестов

2

Заучивание наизусть.

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса

Наизусть.

9

Ивовый пир.         Н. Сладков

1

Свое название.

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Мельтешат, крылья расплас-тали, шершень, слюдяные

Выразительное чтение.

10

Весна.

В. Сафронова

1

Самостоятельное чтение.

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Невпроворот, изумруд, бархат

Выразительное чтение.

11

Боец бытового отряда.

По В. Воскобойникову

2

Работа с пословицами и поговорками.

Коррекция и развитие речи, уточнение и обогащение словаря

Выразительное чтение.

12

Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною…»

1

Обобщение материала.

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Повторить слова

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

13

Внеклассное чтение. Короткие рассказы о весне.

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: На пользу и славу Отечества

1

Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина)

3

Озаглавливание частей, составление плана.

Коррекция памяти на основе упр.

в запоминании и воспроизведении.

Умом светел, былина, нехожалые, недержалые

Беседа.

2

Как боролся русский богатырь. Л. Толстой

1

Творческий пересказ.

Коррекция памяти и воображения на основе упр. в установлении причинно-следственных связей и отношений.

Печенеги, воловья

Беседа, выразительное чтение.

3

К неведомым берегам. По О. Орлову

3

Составление плана.

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Никто не чинил помехи, почтительно, устье, командор

Выразительное чтение по ролям.

4

Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко

2

Свое название.

Коррекция памяти, выразительной речи.

Распутица, доходить самим

Пересказ.

5

Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества»

1

Обобщение материала.

Коррекция памяти, познавательного интереса.

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

Внеклассное чтение. Рассказы о защитниках Отечества.

1

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Тема: Видно, люди не напрасно называют лето красным

1

Летом. Н. Греков

1

Заучивание наизусть

Коррекция и развитие эмоциональной стороны речи.

Налилась, нива, свод, зной, раскаленный,

Наизусть.

2

Подарки лета.С. Прокофьева

1

Словесное рисование

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Крынка, городки, вперегонки

Выразительное чтение, беседа.

3

Кто сажает подсолнухи.

По Э.Шиму

1

Творческий пересказ

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Солома, поворачиваются

Анализ и чтение рассказа.

4

Малина. По А.Смирнову

1

Самостоятельное чтение

Коррекция и развитие эмоциональной стороны речи.

Невзрачные, нектар, полакоми-ться, ароматные

Выборочное чтение.

5

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

2

Словесное рисование.

Коррекция и развитие связной речи.

Милосердие, гречишный

Анализ и чтение рассказа.

6

Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву

3

Составление плана.

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи.

Стрижонок, пронзительный, отвадить

Анализ и чтение рассказа.

7

Одуванчик.Вс. Рождественский

1

Работа с пословицами и поговорками.

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, устной речи.

Буйная, сквозные

Анализ и чтение рассказа.

8

Обобщающий урок по теме: «Видно, люди не напрасно называют лето красным»

1

Обобщение материала.

Коррекция памяти, выразительной речи, мыслительной деятельности.

Беседа, выразительное чтение наизусть, пересказ.

9

Внеклассное чтение. Короткие рассказы про лето, каникулы.

2

Знакомство с произведениями писателей Ямала.

Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.

Беседа, выразительное чтение, наизусть, пересказ.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012.

2.         С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учашищхся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний".

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний"....

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...