Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_pr-ma.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтение»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Специфика курса «Чтение» состоит в том, чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.
На изучение курса отводятся 102 часа: 3 часа в неделю.
Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.
Программа по чтению для каждого класса включает разделы:
1. Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью.
2. Внеклассное чтение.
В основу построения классного чтения положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:
Школа.
Семья.
Товарищи.
Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето).
Знаешь ли ты?
Про мир и дом, где мы живем. Читай сам.
Содержание каждого из перечисленных разделов в программе детализируется и расчленяется на частные темы, варьируясь как по годам обучения, так и в зависимости от уровня речевого развития учащихся.
Таким образом, материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.
Результаты изучения учебного предмета «Чтение»:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Методика чтения в школе для слабослышащих детей содержит три большие группы задач:
- общеобразовательно-познавательные,
- воспитательные (в том числе и эстетические),
- коррекционно-развивающие.
Часть составных компонентов этих задач определена в программе по чтению, часть из них учитель должен сформулировать самостоятельно, исходя из особенностей того или иного произведения, его тематики и проблематики, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и решается на уроке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются беседы, рассказы, игровые ситуации на материале читаемых текстов, задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление устных рассказов); экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых.
Продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путем усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг. В IV классе с учащимся проводятся наблюдения за художественными особенностями текста, его изобразительно-выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами (без названия терминов). Кроме того, ведется работа по сопоставлению слов, близких по значению; пониманию значения слов и выражений в тексте, различию простейших случаев многозначности слов; отыскивание в тексте слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы.
Материально-техническое обеспечение программы: портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (презентации по темам).
Итоговый контроль проводится в форме проверки техники чтения. Тексты представлены в приложении.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 65 - 75 слов в минуту;
- осознанно читать текст про себя;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного пересказа небольших произведений с отчётливо выраженным сюжетом;
- делить текст на части и составлять план к прочитанному;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- различать сказку, рассказ, стихотворение;
- ориентироваться в учебной книге: находить в оглавлении название нужного произведения, уметь пользоваться заданиями и вопросами к читаемому произведению.
Учебно-тематический план
I четверть
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Устное народное творчество. Русские народные песни. Потешки. Считалки. Пословицы и поговорки.Загадки. Сказка «Петушок – золотой гребешок». Сказка «Лиса и кувшин». Сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Проверка техники чтения. Русские писатели – детям А.С.Пушкин «Унылая пора…». А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». К.Д.Ушинский «Дети в роще». К.Д.Ушинский «Умей обождать». И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна». И.А.Крылов «Кукушка и Петух». Л.Н.Толстой «Булька». | 1 1 1 1 1 2 1 1 1 4 3 2 1 1 1 2 | |
Итого : | 24 | ||
II четверть | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Л.Н.Толстой «Отец и сыновья». В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Красота русской природы. Стихи о весне. Современники прошлого века - детям. В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». К.И.Чуковский «Федорино горе». К.И.Чуковский «Доктор Айболит и его звери». П.П.Бажов «Серебряное копытце». В.А.Осеева «Заячья шапка». Н.И.Сладков «Неслух». А.Спирин «Зимние приметы». Проверка техники чтения. | 1 3 1 3 3 3 3 2 3 1 1 | |
Итого: | 24 | ||
III четверть | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | О братьях наших меньших. Л.Ф.Воронкова «Внучек Ваня». Н.И.Сладков «Неслух». Н.Каразин «Петькин заяц». Э.Ю.Шим «Не смей!». Л.А.Кассиль «Твои защитники». А.В.Дорохов «Синие тени». Г.А.Скребицкий «Воришка». Знаешь ли ты? В.В.Бианки «Теремок». Ю.Я.Яковлев «Мама». Ф.И.Тютчев «Вешние воды». А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом». С.Д.Дрожжин «Пройдет зима холодная». Зарубежные писатели – детям. Братья Гримм «Горшок каши». А.Линдгрен «Карлсон приходит на день рождения». Р.Мориц «Случай на болоте». | 2 2 2 2 2 2 3 1 3 1 1 1 1 2 3 2 | |
Итого: | 30 | ||
IV четверть | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Красота русской природы. И.З.Суриков «В ночном». В.Архангельский «Зеленая тучка». С.Воронин «Летом». Современники прошлого века – детям. С.В.Михалков «Про мимозу». Л.Пантелеев «Две лягушки». О братьях наших меньших. А.А.Блок «Зайчик». Н.М.Рубцов «Воробей». В.В.Бианки «Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь». Г.Х.Андерсен. «Оле-Лукойе. Четверг». Это надо знать. Г. Р. Граубин. «Как живет дерево зимой». Г.А.Юрмин «Три богатыря». К.Г.Паустовский «Подарок». Проверка техники чтения. А.И. Куприн. Скворцы | 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 3 2 1 2 | |
Итого: | 24 |
Всего 102 ч.
Содержание тем учебного курса
(102 часа; по 3 ч в неделю)
Навыки чтения. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения), соответствующей содержанию читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста — 65—75 слов в минуту.
Осознанное чтение текста про себя.
Работа над текстом. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание; оценка прочитанного. Воспроизведение содержания текста по вопросам учителя или картинному плану, данному в учебнике.
Устное рисование картинок к тексту. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом без повторов одних и тех же слов, с соблюдением последовательности изложения.
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению; соотнесение их с отрывками рассказа; нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя).
Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном произведении.
Наблюдения за художественными особенностями текста, его изобразительно-выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами (без названия терминов).
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в тексте и различие простейших случаев многозначности слов; отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы, и воссоздание на этой основе соответствующих словесных картинок.
Практическое различие сказки, рассказа, стихотворения.
Ориентировка в учебной книге. Знакомство с оглавлением, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами к читаемому произведению (с помощью учителя).
Формы и средства контроля
В четвёртом классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 65 – 75 слов в минуту (вслух) и осознанное чтение текста «про себя»; проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся
- Назарова Л.П., Миронова А.Е. Книга для чтения: Учебник для 4 класса коррекционных образовательных учреждений II вида, М.: Просвещение, 1999.
- Александрова О. В. Проверяем технику чтения: для начальной школы / Александрова О. В. – М.: Эксмо, 2011.
Пособия для учителя
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Приложение
Контрольный текст № 1.
Два товарища.
Басня.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел.
Когда медведь ушел, то слез с дерева и смеется: «Ну что, -говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (84 слова.)
Л. Толстой
1. Кого встретили товарищи в лесу?
2. Как повели себя товарищи в лесу?
3. Кто из друзей поступил правильно?
Контрольный текст № 2.
Воробей.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собою!.. (108 слов.)
По И. Тургеневу
- Что случилось с молодым воробьем?
- Что сделал старый черногрудый воробей? Почему?
Контрольный текст № 3.
Мышь, кот петух.
Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый». Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
-Это петух, - сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
-Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
-Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот». (122 слова.)
Л. Толстой
1. Кого увидела мышка во дворе?
2. Кто ей показался злым? Почему?
3. Кто показался мышке добрым? Почему?
4. Почему старая мышь возмутилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса
Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...
Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта. ...
Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Чтение» является важным учебным предметом в программе специальной школы. Актуальностью является направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, формирование эмоционал...
Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Чтение является важным учебным предметом в программе специальной школы. Актуальностью является направленность на социальную личность умственно отсталого ребенка, формирование эмоционального отношения ...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллек...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Чтение» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...