Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Цели: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.

    Используемые приемы:  шесть шляп, таблица-плюс, минус, интересно.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_4_kl_volkova_ng.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение (УМК «Перспектива»)                                                                                                                       Волкова НГ                                            

 Класс: 4 класс        

Тема урока: «Г.-Х.Андерсен «Чайник» (сказка)».                                                            

    Тип урока: урок открытия нового знания

   Цели: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.            

Задачи:

Формировать предметные умения:  находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения

Формировать УУД: 

познавательные

-понимание главной мысли, поиск необходимой информации в произведении, осознанно строить речевое высказывание;

регулятивные

-формулировать тему и цель урока;

-прогнозирование

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

Коммуникативные

- планировать учебное сотрудничество(определять функции участников)

личностные

-формирование системы нравственных ценностей

Оборудование:

- учебник стр. 47-48

-наглядный материал

-карточки с заданием

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (метапредметные)

ВЫЗОВ

Мотивация к учебной деятельности

Определение темы и задач урока 

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Отгадайте загадку.

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз,

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет –убедится.

Дайте определение слову чайник.

Укажите все морфологические признаки слова чайник?

Может ли чайник быть героем сказок Андерсена? Почему вы так думаете?

Какую из характеристик надо поменять?

Как в литературе называется приём одушевления неживых предметов в живые?

На доске появляется чайник.

Оживляем его , добавив глаза и рот.

Итак, тема урока? 

Какие ставим задачи?

Дети садятся.

Чайник

Чайник это сосуд для приготовления чая.

Сущ., нариц., неодуш., м.р., ед.ч.,2 скл., И.п.

Может. Ведь Андерсен-великий сказочник!

Неодуш.

Олицетворением.

Г.-Х.Андерсен «Чайник»

Познакомиться с новым произведением.

Определить главную мысль сказки.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Определение темы и задач урока (Регулятивные УУД);

ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Знакомство с содержанием текста (прослушивание аудиозаписи)

 2. Прогнозирование содержания текста.

-Откройте учебник на стр.47.  Прочитайте заголовок.

-Прослушаем произведение. Возьмите простой карандаш и по ходу прослушивания отмечайте  непонятные для вас слова.

Пауза-остановка.

Дайте свой прогноз.

Что может произойти дальше?

После прочтения следующего эпизода мы узнаем , кто из вас был прав.

Дети следят по тексту (1 и 2 абзацы, до слов «Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности».)

Ребята говорят свои предположения.

Прогнозирование содержания текста. (Регулятивные УУД);

3. Работа по содержанию текста

А сейчас давайте дополним портрет нашего чайника, каким мы увидели его в 1-ом эпизоде.

(Вокруг нашего чайника слова и выражения.)

Гордый

Король

Высокомерный

Любуется чужой красотой

Себялюбивый

Главный

Хвастливый

Забывает себя ради других

Заботливый

Сердечный

Полезный

А сейчас слушаем дальше.

Чей же прогноз оправдается?

(Читаем один  абзац до слов «И вот попал я в бедную обстановку…)

Продолжаем чтение.

-Понравилась ли вам  сказка?

-Какое настроение вызвало у вас произведение? Почему?

Дети называют черты, которые соответствуют чайнику в 1-ом эпизоде.(подвигаем их ближе к чайнику, надеваем ему корону)

(Гордый. Король. Высокомерный. Красивый. Себялюбивый. Главный. Хвастливый)

Кто же был прав?

(аплодисменты самым догадливым)

Читают хорошо читающие дети.

4. Приём ТРКМ «Шесть шляп»

-Сейчас поработайте с текстом в группах и ответьте на вопросы.

1)Белая шляпа(новизна): -Что нового и необычного в сказке? Главный герой сказки?Какие новые слова встретились в тексте? Попробуйте их объяснить.

2)Красная шляпа (эмоции): -Какие чувства испытывал чайник-король, чайник-калека, чайник-горшок для цветов?Какие эмоции и чувства испытывали вы, следя за судьбой чайника?

3)Жёлтая шляпа (оптимизм): -Можно ли сказать про чайник, что он полон оптимизма? В чём это проявилось?

4)Чёрная шляпа (критика): -За что можно критиковать чайник? За что можно похвалить чайник?

5)Зелёная шляпа (творчество): -Что было бы, если бы чайник не уронили? Придумайте другой конец.

6)Синяя шляпа (вывод, итог):- Прочитайте последний абзац. В чём же видит блаженство жизни чайник ?  В чем это проявилось?

Дети работают в группах по 4 человека( 6 групп)

  

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Планировать учебное сотрудничество(определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

-Обратимся к нашему чайнику (на доске)

-Как изменился его внешний вид? Давайте исправим.

-Как изменился он сам и его отношение к жизни? Давайте исправим и эти моменты.

УЧИТЕЛЬ.Как вы думаете, случайно ли автор провел нашего героя через эти испытания?

- Какую задачу мы ставили перед собой вначале урока?

-Какова же главная мысль сказки?  Что хотел донести до нас автор?

-Может ли произойти подобная ситуация с людьми?

-Что бы вы посоветовали им в этой сложной ситуации?

Он разбит, нет носика, разбиты крышка и ручка.

Меняем слова (Сердечный, полезный, заботливый, любуется чужой красотой, забывает себя ради других)

Андерсен не случайно выбрал для героя такую судьбу. Чайник был горд. Писатель провел его через жесткие испытания, благодаря которым чайник стал терпимее, научился радоваться за других

Определить главную мысль сказки.

Нужно по жизни стараться быть оптимистом Стараться противостоять ударам судьбы и не падать духом..

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

РЕФЛЕКСИЯ

1. Домашнее задание

1) Составить синквейн «Чайник»

2)Придумать свою сказку, героями которых являются ожившие вещи.

2. Оцените свою работу на уроке, используя таблицу (+,-, И)

Каждый ученик получает такую табличку и заполняет её 2 мин. Желающие озвучивают записи.

плюс

минус

интересно

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что было интересно и что бы хотелось узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...