" Успешное чтение" - рабочая программа
рабочая программа по чтению
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Успешное чтение»
Срок реализации программы (на сколько лет рассчитана программа): 4 года
Возраст детей, на который рассчитана программа: 7-10лет
Количество часов в неделю: 1 час
Авторы программы (Ф.И.О., занимаемая должность):
Дементьева Светлана Николаевна, учитель начальных классов
г. Сургут
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников
Считается, что общий язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Создание «языка культуры» не может обойтись без чтения некоторого набора одинаковых текстов.
Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.
Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является
По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:
уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны.
Курс программы имеет общеинтеллектуальное направление, реализуется через занятия внеурочной деятельности.
Курс «Успешное чтение» реализуется во внеурочной деятельности, от одноименной программы, реализуемой в урочной деятельности, отличается:
- формами работы с книгой /игры, путешествия, конкурсы/,
- активным участием родителей,
- результатами обучения /личностные/,
- возможностью самостоятельного выбора детьми книг для домашнего чтения.
Миссия проекта[1] - приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования нового имиджа чтения:
- как образовательной программы «длиною в жизнь»;
- как основы успешности процесса обучения в школе;
- как средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
- как способа получения удовольствия в духовной сфере.
Программа комплексная.
На курс «Успешное чтение» отводится в начальной школе 146 часов (1 час в неделю).
1 класс- 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Занятия проводятся во второй половине дня.
Продолжительность занятия в первом классе – 35-40 минут.
Продолжительность занятия во 2-4 классах – 40-45 минут.
1.Цель и задачи использования методики.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса;
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
2.Описание реализации методики:
Запуск.
Детям предлагается «Портфель читателя»:
а) список из 10 книг;
б) перечень различных заданий.
Сопровождение: собеседование, проверка выполненных заданий, заполнение экрана «Хорошее время читать», проведение итоговых занятий /викторины, конкурсы, игры/. Выдача «лотерейных билетов»,
Финал:
а) Выставка «портфелей» и награждение лучших читателей;
б) Проведение беспроигрышной лотереи.
3. Что делают дети:
- читают книги;
- в процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу);
- отчетный лист предъявляют учителю и получают лотерейный билет «бук».
- участвуют в итоговых занятиях /готовят вопросы, проводят и участвуют/.
- оформляют «портфели», участвуют в выставке.
4. Что делают учителя/библиотекари:
- распространяют информацию,
- проводят церемонии «старта» и «финала»;
- проверяют выполнение заданий по книгам;
- выявляют и награждают лучших читателей;
- подготавливают призовой фонд;
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.
Условия успешной реализации проекта:
Доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотерее, призовой фонд.
Используемая технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо, основу методики составляет мотивирующая модель поощрения. Цель использования технологии – развитие навыков рефлексивного мышления, умение работать с различными источниками информации. Ожидаемые результаты - развитие функциональной грамотности чтения, уровня литературного развития обучающихся. Приемы работы – основные стратегии ТРКЧП (см. 15 заданий Портфеля читателя)
Реализация методики:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»:
а) список из 10 книг;
б) перечень различных заданий на выбор;
2. За каждое выполненное задание дается 1 бук.
3.По завершении проводится:
а) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей;
б) суперигра «Лучший читатель».
В программе заложены следующие диагностические процедуры:
1. Анкета «Какой я читатель».
2. Методика «Вижу - читаю – думаю - понимаю». (2 раза в год).
Учитывается также количество участников проекта.
Каждое занятие посвящено анализу задания из «Портфеля читателя», выполнение этого задания на тренировочном тексте. Это позволит обучить учащихся технологии чтения, формам представления результата чтения.
Портфель читателя
1. Портрет.
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о том, что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.
Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам.
2. Архив (или коллектор)– это сборник различных методических материалов, образцов заданий.
3. «Копилка» (рабочие материалы) - Туда ребенок помещает выполненные задания.
4. Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Всего по программе в первый год обучения – 35 часов, из них 2 часов отводится на финальные игры (1 игра в каждом учебном полугодии с участием родителей), 2 часа на диагностические процедуры.
К концу первого года работы по проекту учащиеся должны уметь делать рекламу прочитанной книги, знать первичные способы работы с текстом (чтение с остановками,
К концу работы по проекту учащиеся должны:
знать способы работы с текстом, правила работы с накопительным портфолио;
уметь представить прочитанную информацию в разных формах (в соответствии с типами задания), составить устный отзыв о книге, рекламу книги, представить портфолио.
В основе работы – безотметочная система. Каждое выполненное задание поощряется буком. По итогам проекта активные участники поощряются ценными призами (книгами) и дипломами, все остальные участники – хваленками.
Занятия внеклассного чтения предполагают высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и должны уметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.
Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. Нет интереса к чтению книг. 2. Не может самостоятельно выбрать книги. 3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём. 4. Не всегда дочитывает книгу. 5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки. 6. Нуждается в постоянном контроле. | 1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем. 2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации. 3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге. 4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. 5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи. 6. Посещает библиотеку только с учителем. | 1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации. 2. Читает с желанием. 3.Делится впечатлениями о прочитанном. 4. Может самостоятельно выделить главную мысль. 5. Пересказывает близко к тексту. 6. Рассматривает, читает журналы, газеты. 7. Знает названия детских журналов. 8. Самостоятельно посещает библиотеку. |
Программа составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников
Возраст | ВВД (ведущий вид деятельности) | Характеристика когнитивной сферы | Возможные формы организации занятий |
Младший школьный (6,6-10 лет) | Ролевая игра | *Высокий уровень наглядно-образного мышления, использование схем и схематических изображений, способность к обобщениям. *Успешность в учебной деятельности является критерием успешности в социальном взаимодействии и формировании адекватной учебной мотивации. *Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми понятиями. *Предпочтение «трудных» заданий. *Ориентация на освоение способов получения знания (а не готовое знание). * Проявление интереса к закономерностям, принципам. *Значимость межличностных отношений и статуса в группе. |
* Игры-путешествия (с преодолением препятствий) * Социально-ролевые игры (в фабрику, больницу, банк и т.д.) *Интеллектуальные лото, мозаики и т.д. *Игры-сюрпризы * Эстафеты *Викторины * Командные игры *Соревнования *Интеллект - марафоны *Вариации на тему популярных телеигр *Аукционы *Тренинги |
Технологии деятельностного типа, применяемые на занятиях
- информационно-коммуникационные;
- гуманно-личностные – создание ситуации успеха на каждом уроке (Ш.А.Амонашвили);
- ТРКМЧП;
- Портфолио;
- практико – ориентированные.
Предполагаемые результаты:
* создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
*освоение младшими школьниками навыков рефлексивного чтения /составление карты текста, создание иллюстраций, подготовка рекламы прочитанной книги, театрализация отрывков, декламация, создание своей версии завершения событий и т.д./.
Структура курса
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | ||
аудиторных | внеаудиторных | ||||
1 класс | |||||
1 | Экскурсия в библиотеку | 1 | ЛУУД. Мотивация РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
2 | Почему я читаю? Стартовая диагностика. | 1 | ЛУУД. Мотивация РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
3 | Хорошее время читать. Знакомство с проектом. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
4 | Реклама любимой книги. | 1 | ПУУД. Собирать и анализировать информацию. РУУД. Самоконтроль. ЛУУД.Оценивание усваиваемого содержания. | ||
5 | Как работать с «портфелем читателя» | 1 | ЛУУД. Формирование эстетических потребностей, ценнностей и чувств. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
6 | Мой читательский паспорт | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Собирать и анализировать информацию, представлять её в виде презентации. | ||
7 | Обложка книги. Иллюстрации в книге | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать, явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
8 | Викторина по произведениям Н.Н. Носова /с участием родителей/ | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. КУУД. Развитие навыков сотрудничества. | ||
9 | Задание «Карта текста». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
10 | Знакомство с видами сказок: народные и литературные | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
11 | Мини –викторина по русским народным сказкам | 1 | КУУД. Взаимопроверка.. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
12 | Защита карты текста сказки Андерсена. | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
13 | Сказка и театр | 1 | КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
14 | Познавательная игра «Путешествие в сказку» /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
15 | Что такое музыкальное сопровождение? | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
16 | Игра «В гостях у музыкальной сказки» /по произведению Александра Милна «Вини-Пух и все-все-все»/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
17 | Личный прогноз | 1 | КУУД. Взаимопроверка. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
18 | График интереса | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
19 | Знакомство с книгами Виктора Драгунского. | 1 | ЛУУД. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели | ||
20 | Защита работ –заданий по рассказам Драгунского: карта текста, обложка книги, реклама книги /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
21 | Волшебное дерево | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
22 | Заочное путешествие по волшебным сказкам Шарля Перро | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
23 | Рюкзак героя | 1 | КУУД. Постановка вопросов. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
24 | Защита работ – заданий по сказкам Шарля Перро | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
25 | КВН по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» | 1 | ЛУУД. Формирование основ российской гражданственности; ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
26 | Заинтересуй других. Аргументы | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | |||
27 | Сказка и театр по произведению Владимира Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
28 | Мои достижения | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
29 | Праздник «Ах, эти сказки Пушкина!» /с участием родителей/ | 1 | ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
30 | Зашифрованная схема – кластер. Тема и идея произведения | 1 | ЛУУД. Развитие самостоятельности и личной ответственности; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
31 | Письмо от лица героя | 1 | ЛУУД. Формирование ценностей российского общества; ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
32 | Конкурс ребусов, кроссвордов по прочитанным произведениям | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
33 | Контрольная диагностика | 1 | КУУД. Взаимопроверка ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
2 класс | |||||
1 | Экскурсия в библиотеку. Почему я читаю | 1 | ЛУУД. Мотивация РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
2 | Портфель читателя. Стартовая диагностика. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. ЛУУД. Освоение личностного смысла учения. КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Прогнозирование и коррекция. | ||
3 | Реклама книги. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
4 | Карта текста. | 1 | ПУУД. Собирать и анализировать информацию. РУУД. Самоконтроль. ЛУУД.Оценивание усваиваемого содержания. | ||
5 | «Сказки Мамина – Сибиряка» игра-путешествие. | 1 | ЛУУД. Формирование эстетических потребностей, ценнностей и чувств. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
6 | Что такое «бортовой журнал?» | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Собирать и анализировать информацию, представлять её в виде презентации. | ||
7 | Всадник, скачущий впереди | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать, явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
8 | Аркадий Гайдар. «Чук и Гек» и другие рассказы. | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. КУУД. Развитие навыков сотрудничества. | ||
9 | Очень важная таблица: знаю, хочу узнать, узнаю. | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
10 | П. Ершов. «Конёк-горбунок». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
11 | Путевые записки (жанр, действующие лица) | 1 | КУУД. Взаимопроверка.. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
12 | В.А.Губарев «Королевство кривых зеркал». | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
13 | Двухчастный дневник. | 1 | КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
14 | Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
15 | Иллюстрация. Сделай книгу привлекательной. | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
16 | Конкурс «Лучшее время читать» | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
17 | Зачем нужен толковый словарь? | 1 | КУУД. Взаимопроверка. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
18 | Сельма Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
19 | График интересов. | 1 | ЛУУД. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели | ||
20 | Редъярд Киплинг. «Рикки-Тики-Тави», | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
21 | Личный прогноз. | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
22 | Редъярд Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе» | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
23 | Музыкальное сопровождение. | 1 | КУУД. Постановка вопросов. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
24 | Джанни Родари. «Чиполлино» | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
25 | Зашифрованная схема (кластер). Тема и идея произведения. | 1 | ЛУУД. Формирование основ российской гражданственности; ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
26 | Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
27 | Волшебное дерево. Выражение собственного отношения к героям произведений. | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
28 | Астрид Линдгрен. Конкурс рисунков «Весёлый Карлсон» | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
29 | Заинтересуй других. Аргументы. | 1 | ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
30 | Астрид Линдгрен. «Две повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше». | 1 | ЛУУД. Развитие самостоятельности и личной ответственности; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
31 | Письмо от лица героя произведения. | 1 | ЛУУД. Формирование ценностей российского общества; ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
32 | Александр Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
33 | Рюкзак героя. | 1 | КУУД. Взаимопроверка ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
34 | Конкурс «Лучшее время читать». Итоговая диагностика. | 1 | КУУД. Взаимопроверка ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
3 класс | |||||
1 | Экскурсия в библиотеку | 1 | ЛУУД. Мотивация РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
2 | Почему я читаю? Стартовая диагностика. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. ЛУУД. Освоение личностного смысла учения. КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Прогнозирование и коррекция. | ||
3 | Хорошее время читать. Знакомство с проектом. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
4 | Реклама любимой книги. | 1 | ПУУД. Собирать и анализировать информацию. РУУД. Самоконтроль. ЛУУД.Оценивание усваиваемого содержания. | ||
5 | Как работать с «портфелем читателя» | 1 | ЛУУД. Формирование эстетических потребностей, ценнностей и чувств. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
6 | Мой читательский паспорт | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Собирать и анализировать информацию, представлять её в виде презентации. | ||
7 | Обложка книги. Иллюстрации в книге | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать, явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
8 | Викторина по произведениям Н.Н. Носова /с участием родителей/ | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. КУУД. Развитие навыков сотрудничества. | ||
9 | Задание «Карта текста». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
10 | Знакомство с видами сказок: народные и литературные | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
11 | Мини –викторина по русским народным сказкам | 1 | КУУД. Взаимопроверка.. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
12 | Защита карты текста сказки Андерсена. | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
13 | Сказка и театр | 1 | КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
14 | Познавательная игра «Путешествие в сказку» /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
15 | Что такое музыкальное сопровождение? | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
16 | Игра «В гостях у музыкальной сказки» /по произведению Александра Милна «Вини-Пух и все-все-все»/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
17 | Личный прогноз | 1 | КУУД. Взаимопроверка. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
18 | График интереса | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
19 | Знакомство с книгами Виктора Драгунского. | 1 | ЛУУД. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели | ||
20 | Защита работ –заданий по рассказам Драгунского: карта текста, обложка книги, реклама книги /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
21 | Волшебное дерево | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
22 | Заочное путешествие по волшебным сказкам Шарля Перро | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
23 | Рюкзак героя | 1 | КУУД. Постановка вопросов. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
24 | Защита работ – заданий по сказкам Шарля Перро | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
25 | КВН по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» | 1 | ЛУУД. Формирование основ российской гражданственности; ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
26 | Заинтересуй других. Аргументы | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
27 | Сказка и театр по произведению Владимира Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
28 | Мои достижения | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
29 | Праздник «Ах, эти сказки Пушкина!» /с участием родителей/ | 1 | ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
30 | Зашифрованная схема – кластер. Тема и идея произведения | 1 | ЛУУД. Развитие самостоятельности и личной ответственности; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
31 | Письмо от лица героя | 1 | ЛУУД. Формирование ценностей российского общества; ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
32 | Конкурс ребусов, кроссвордов по прочитанным произведениям | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
33 | Мини-конференция по сказкам Шварца /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
34 | Контрольная диагностика | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
4 класс | |||||
1 | Экскурсия в библиотеку | 1 | ЛУУД. Мотивация РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
2 | Введение. Портфель читателя. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. ЛУУД. Освоение личностного смысла учения. КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Прогнозирование и коррекция. | ||
3 | Реклама книги. | 1 | ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
4 | Реклама книги | 1 | ПУУД. Собирать и анализировать информацию. РУУД. Самоконтроль. ЛУУД.Оценивание усваиваемого содержания. | ||
5 | Всадник, скачущий впереди | 1 | ЛУУД. Формирование эстетических потребностей, ценнностей и чувств. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
6 | Аркадий Гайдар «Дальние страны», «Судьба барабанщика». | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Собирать и анализировать информацию, представлять её в виде презентации. | ||
7 | Аркадий Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать, явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
8 | Защита работ –заданий по произведениям А.П. Гайдара: карта текста, бортовой журнал, реклама книги | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. КУУД. Развитие навыков сотрудничества. | ||
9 | Викторина по произведениям А.П. Гайдара /с участием родителей/ | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Анализировать, сравнивать, группировать явления, факты. Самостоятельно делать выводы. | ||
10 | Валентина Осеева «Динка». | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
11 | Вопросы «тонкие» и «толстые». | 1 | КУУД. Взаимопроверка.. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
12 | Анатолий Рыбаков «Кортик». | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
13 | Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица». | 1 | КУУД. Постановка вопросов. РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
14 | Клайв Стейплс Льюис «Хроники Нарнии» | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
15 | Защита двухчастных дневников | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
16 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
17 | Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» | 1 | КУУД. Взаимопроверка. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
18 | По следам Робинзона Крузо /игра- путешествие/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
19 | Джон Рональд Руэл Толкин «Хоббит, или Туда и Обратно». | 1 | ЛУУД. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели | ||
20 | Практическое занятие по лексическому анализу текста | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
21 | Феликс Зальтен «Бемби» | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Целеполагание. | ||
22 | Образы животных в произведений | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
23 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | КУУД. Постановка вопросов. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
24 | Павел Бажов «Уральские сказы» /Серебряное копытце»/ | 1 | КУУД. Взаимопроверка РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
25 | Павел Бажов «Уральские сказы» /Хозяйка Медной горы»/ | 1 | ЛУУД. Формирование основ российской гражданственности; ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
26 | Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан» | 1 | КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
27 | Игра «Дебаты» | 1 | РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
28 | Марк Твен «Том Сойер» | 1 | РУУД. Целеполагание. ПУУД. Самостоятельное выделение познавательной цели. | ||
29 | Викторина «По следам Тома Сойера» | 1 | ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
30 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | ЛУУД. Развитие самостоятельности и личной ответственности; КУУД. Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД. Прогнозирование и коррекция. ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
31 | Путешествие в страну прочитанных книг | 1 | ЛУУД. Формирование ценностей российского общества; ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели РУУД. С помощью учителя составлять шаги алгоритма решения учебной задачи. | ||
32 | Конкурс чтецов | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . | ||
33 | Мои достижения | 1 | КУУД. Взаимопроверка ПУУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
34 | Защита детских проектов | 1 | КУУД. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД. Формулирование проблемы. Самостоятельное выделение познавательной цели . |
Учебно-тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Экскурсия в библиотеку | 1 | Вводный инструктаж о правилах безопасного поведения в лицее. Экскурсия. Рефлексия. | ||
2 | Почему я читаю? Стартовая диагностика. | 1 | Диалог о том, как читаю, что читаю, зачем читаю. Тест | ||
3 | Хорошее время читать. Знакомство с проектом. | 1 | Обмен мнениями о пользе чтения. Игра «Продолжи пословицу». Презентация проекта | ||
4 | Реклама любимой книги. | 1 | Представление школьниками рекламы своей любимой книги | ||
5 | Как работать с «портфелем читателя» | 1 | Представление портфеля читателя, заданий портфеля | ||
6 | Мой читательский паспорт | 1 | Представление образца читательского паспорта. Беседа по содержанию. Оформление. | ||
7 | Обложка книги. Иллюстрации в книге | 1 | Рассматривание обложек, беседа о значении обложки в детской книге. Игра | ||
8 | Викторина по произведениям Н.Н. Носова /с участием родителей/ | 1 | Конкурс рисунков, сценки из рассказов, разминка, викторина, подведение итогов, награждение | ||
9 | Задание «Карта текста». | 1 | Беседа о том, какие бывают тексты, кто герои произведений, в каких делах они принимают участие, что с ними может произойти. Создание карты текста по выбору, защита | ||
10 | Знакомство с видами сказок: народные и литературные | 1 | Решение проблемной ситуации: на какие группы можно разделить предложенные книги сказок | ||
11 | Мини –викторина по русским народным сказкам | 1 | Отгадывание ребусов /названия русских народных сказок/, викторина по сказкам /вопросы готовят дети/ | ||
12 | Защита карты текста сказки Андерсена. | 1 | Представление своих карт текста, защита карт. | ||
13 | Сказка и театр | 1 | Чтение по ролям отрывков из сказок Андерсена, инсценирование | ||
14 | Познавательная игра «Путешествие в сказку» /с участием родителей/ | 1 | Знакомство с правилами игры, деление на команды, игра | ||
15 | Что такое музыкальное сопровождение? | 1 | Прослушивание песен для мультфильмов и сказок. Игра «Угадай мелодию» | ||
16 | Игра «В гостях у музыкальной сказки» /по произведению Александра Милна «Вини-Пух и все-все-все»/ | 1 | Представление группами отрывков сказки с музыкальным сопровождением | ||
17 | Личный прогноз | 1 | Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе | ||
18 | График интереса | 1 | Составление графика интереса, его обоснование, элементы дискуссии | ||
19 | Знакомство с книгами Виктора Драгунского. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Выбор книг писателя. Составление личного прогноза. | ||
20 | Защита работ –заданий по рассказам Драгунского: карта текста, обложка книги, реклама книги /с участием родителей/ | 1 | Представление работ учащихся, оценивание и самооценивание | ||
21 | Волшебное дерево | 1 | Беседа о волшебных деревьях /из произведений разных писателе и поэтов/, о героях книг, выполнение задания «Волшебное дерево» | ||
22 | Заочное путешествие по волшебным сказкам Шарля Перро | 1 | Рассказ о писателе, выставка его сказок, иллюстраций к сказкам, игра-путешествие | ||
23 | Рюкзак героя | 1 | Беседа по содержанию сказок Перро: назови героев, какие они. Знакомство с заданием «рюкзак героя» | ||
24 | Защита работ – заданий по сказкам Шарля Перро | 1 | Представление работ учащихся, оценивание и самооценивание | ||
25 | КВН по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» | 1 | Разминка, КВН | ||
26 | Заинтересуй других. Аргументы | 1 | Знакомство с типами аргументов. Подбор аргументов. | ||
27 | Сказка и театр по произведению Владимира Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Чтение по ролям отрывков из сказки Успенского, инсценирование | ||
28 | Мои достижения | 1 | Презентация ПОРТФЕЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, аукцион знаний | ||
29 | Праздник «Ах, эти сказки Пушкина!» /с участием родителей/ | 1 | Конкурс рисунков и стихов, сценок, устный журнал | ||
30 | Зашифрованная схема – кластер. Тема и идея произведения | 1 | Знакомство с кластером. Практическая работа по составлению кластера | ||
31 | Письмо от лица героя | 1 | Знакомство с композицией письма: приветствие, представление, сообщение, вопросы, прощание | ||
32 | Конкурс ребусов, кроссвордов по прочитанным произведениям | 1 | Отгадывание ребусов и кроссвордов | ||
33 | Мини-конференция по сказкам Шварца /с участием родителей/ | 1 | Знакомство с писателем и его книгами, обсуждение сказок с элементами технологии «Дебаты» |
Учебно-тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Экскурсия в библиотеку. Почему я читаю | 1 | Знакомство с миром книг для детей этого возраста (8-9 лет). Обзор литературы для предлагаемого прочтения. | ||
2 | Портфель читателя. Стартовая диагностика. | 1 | Знакомство с проектом, правами читателя, Портфелем читателя, заполнение читательского паспорта. Проведение диагностических процедур. | ||
3 | Реклама книги. | 1 | Реклама любимой книги (презентации, рисунки и т.д.) | ||
4 | Карта текста. | 1 | Ознакомление с заданием № 1 «Карта текста»: деление текста на части, знаковое изображение событий. | ||
5 | «Сказки Мамина – Сибиряка» игра-путешествие. | 1 | Знакомство с произведениями Мамина-Сибиряка. Составление карты текста / «Сказка про Комара Комаровича»/ | ||
6 | Что такое «бортовой журнал?» | 1 | Ознакомление с заданием № 2 «Бортовой журнал» | ||
7 | Всадник, скачущий впереди | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара | ||
8 | Аркадий Гайдар. «Чук и Гек» и другие рассказы. | 1 | КВН по рассказам Гайдара. | ||
9 | Очень важная таблица: знаю, хочу узнать, узнаю. | 1 | Ознакомление с заданием № 3: очень важная таблица: знаю, хочу узнать, узнал. Знакомство с правилами составления вопросов /»толстые» и «тонкие»/ | ||
10 | П. Ершов. «Конёк-горбунок». | 1 | Литературная викторина. | ||
11 | Путевые записки (жанр, действующие лица) | 1 | Ознакомление с заданием № 4. Знакомство с понятиями ФАБУЛА, ОТЗЫВ, ХАРАКТЕРИСТИКА. | ||
12 | В.А.Губарев «Королевство кривых зеркал». | 1 | Викторина «Добро и зло в Королевстве Кривых Зеркал» | ||
13 | Двухчастный дневник. | 1 | Ознакомление с заданием № 5. Запись ключевых цитат текста, комментарии к ним. | ||
14 | Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных». | 1 | Обсуждение рассказов с рекламой каждого. Представление реклам. | ||
15 | Иллюстрация. Сделай книгу привлекательной. | 1 | Ознакомление с заданием № 6. Создание иллюстраций (карты, обложки) к тексту. | ||
16 | Конкурс «Лучшее время читать» | 1 | Защита иллюстраций, карты текста | ||
17 | Зачем нужен толковый словарь? | 1 | Ознакомление с заданием № 7. Работа со словарями. | ||
18 | Сельма Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | Разгадывание ребусов и кроссвордов по содержанию текста | ||
19 | График интересов. | 1 | Ознакомление с заданием № 8. Составление графика интереса, его обоснование, элементы дискуссии. | ||
20 | Редъярд Киплинг. «Рикки-Тики-Тави», | 1 | Путешествие по страницам сказок Киплинга /игра/ | ||
21 | Личный прогноз. | 1 | Ознакомление с заданием № 9. Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе | ||
22 | Редъярд Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе» | 1 | Разгадывание ребусов, кроссвордов и выполнение других заданий по произведениям Киплинга | ||
23 | Музыкальное сопровождение. | 1 | Ознакомление с заданием № 10. Выделение эпизода, который может сопровождаться музыкой, подбор музыкального сопровождения. | ||
24 | Джанни Родари. «Чиполлино» | 1 | Защита задания «Музыкальное сопровождение» к сказке Д.Родари «Приключение Чиполлино» | ||
25 | Зашифрованная схема (кластер). Тема и идея произведения. | 1 | Ознакомление с заданием № 11. Знакомство с правилами составления кластера, составление кластера по тексту. | ||
26 | Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы». | 1 | Викторина по произведениям Д. Родари. Составление кластера. | ||
27 | Волшебное дерево. Выражение собственного отношения к героям произведений. | 1 | Ознакомление с заданием № 12. Изображение героев в соответствии с символами. | ||
28 | Астрид Линдгрен. Конкурс рисунков «Весёлый Карлсон» | 1 | Защита заданий «Волшебное дерево». Конкурс рисунков | ||
29 | Заинтересуй других. Аргументы. | 1 | Ознакомление с заданием № 13. Знакомство с типами аргументов. Подбор аргументов. | ||
30 | Астрид Линдгрен. «Две повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше». | 1 | Устный журнал «Листая страницы книг А.Линдгрен» | ||
31 | Письмо от лица героя произведения. | 1 | Ознакомление с заданием № 14. Знакомство с жанровыми особенностями письма. Написание письма от лица героя, обсуждение. | ||
32 | Александр Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | Защита заданий по сказке А.Волкова /Карта текста, иллюстрация, письмо от имени героя/ | ||
33 | Рюкзак героя. | 1 | Ознакомление с заданием № 15. Характеристика героя с помощью предметов. | ||
34 | Конкурс «Лучшее время читать». Итоговая диагностика. | 1 | Диагностика. Рефлексия. |
Учебно-тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | Вводный инструктаж о правилах безопасного поведения в лицее. Экскурсия. Рефлексия. | ||
2 | Почему я читаю? Стартовая диагностика. | 1 | Диалог о том, как читаю, что читаю, зачем читаю. Тест | ||
3 | Хорошее время читать. Знакомство с проектом. | 1 | Обмен мнениями о пользе чтения. Игра «Продолжи пословицу». Презентация проекта | ||
4 | Реклама любимой книги. | 1 | Представление школьниками рекламы своей любимой книги | ||
5 | Как работать с «портфелем читателя» | 1 | Представление портфеля читателя, заданий портфеля | ||
6 | Мой читательский паспорт | 1 | Представление образца читательского паспорта. Беседа по содержанию. Оформление. | ||
7 | Обложка книги. Иллюстрации в книге | 1 | Рассматривание обложек, беседа о значении обложки в детской книге. Игра | ||
8 | Викторина по произведениям Н.Н. Носова /с участием родителей/ | 1 | Конкурс рисунков, сценки из рассказов, разминка, викторина, подведение итогов, награждение | ||
9 | Задание «Карта текста». | 1 | Беседа о том, какие бывают тексты, кто герои произведений, в каких делах они принимают участие, что с ними может произойти. Создание карты текста по выбору, защита | ||
10 | Знакомство с видами сказок: народные и литературные | 1 | Решение проблемной ситуации: на какие группы можно разделить предложенные книги сказок | ||
11 | Мини –викторина по русским народным сказкам | 1 | Отгадывание ребусов /названия русских народных сказок/, викторина по сказкам /вопросы готовят дети/ | ||
12 | Защита карты текста сказки Андерсена. | 1 | Представление своих карт текста, защита карт. | ||
13 | Сказка и театр | 1 | Чтение по ролям отрывков из сказок Андерсена, инсценирование | ||
14 | Познавательная игра «Путешествие в сказку» /с участием родителей/ | 1 | Знакомство с правилами игры, деление на команды, игра | ||
15 | Что такое музыкальное сопровождение? | 1 | Прослушивание песен для мультфильмов и сказок. Игра «Угадай мелодию» | ||
16 | Игра «В гостях у музыкальной сказки» /по произведению Александра Милна «Вини-Пух и все-все-все»/ | 1 | Представление группами отрывков сказки с музыкальным сопровождением | ||
17 | Личный прогноз | 1 | Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе | ||
18 | График интереса | 1 | Составление графика интереса, его обоснование, элементы дискуссии | ||
19 | Знакомство с книгами Виктора Драгунского. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Выбор книг писателя. Составление личного прогноза. | ||
20 | Защита работ –заданий по рассказам Драгунского: карта текста, обложка книги, реклама книги /с участием родителей/ | 1 | Представление работ учащихся, оценивание и самооценивание | ||
21 | Волшебное дерево | 1 | Беседа о волшебных деревьях /из произведений разных писателе и поэтов/, о героях книг, выполнение задания «Волшебное дерево» | ||
22 | Заочное путешествие по волшебным сказкам Шарля Перро | 1 | Рассказ о писателе, выставка его сказок, иллюстраций к сказкам, игра-путешествие | ||
23 | Рюкзак героя | 1 | Беседа по содержанию сказок Перро: назови героев, какие они. Знакомство с заданием «рюкзак героя» | ||
24 | Защита работ – заданий по сказкам Шарля Перро | 1 | Представление работ учащихся, оценивание и самооценивание | ||
25 | КВН по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» | 1 | Разминка, КВН | ||
26 | Заинтересуй других. Аргументы | 1 | Знакомство с типами аргументов. Подбор аргументов. | ||
27 | Сказка и театр по произведению Владимира Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Чтение по ролям отрывков из сказки Успенского, инсценирование | ||
28 | Мои достижения | 1 | Презентация ПОРТФЕЛЯ ЧИТАТЕЛЯ, аукцион знаний | ||
29 | Праздник «Ах, эти сказки Пушкина!» /с участием родителей/ | 1 | Конкурс рисунков и стихов, сценок, устный журнал | ||
30 | Зашифрованная схема – кластер. Тема и идея произведения | 1 | Знакомство с кластером. Практическая работа по составлению кластера | ||
31 | Письмо от лица героя | 1 | Знакомство с композицией письма: приветствие, представление, сообщение, вопросы, прощание | ||
32 | Конкурс ребусов, кроссвордов по прочитанным произведениям | 1 | Отгадывание ребусов и кроссвордов | ||
33 | Мини-конференция по сказкам Шварца /с участием родителей/ | 1 | Знакомство с писателем и его книгами, обсуждение сказок с элементами технологии «Дебаты» | ||
34 | Контрольная диагностика | 1 | Выполнения теста-игры | ||
35 | Итоговое занятие: экскурсия в детскую городскую библиотеку | 1 | Экскурсия, знакомство с выставками |
Учебно-тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Экскурсия в библиотеку | 1 | Знакомство с книжным фондом, с выставками библиотеки | ||
2 | Введение. Портфель читателя. | 1 | Знакомство с проектом, правами читателя, Портфелем читателя, заполнение читательского паспорта. Проведение диагностических процедур. | ||
3 | Реклама книги. | 1 | Реклама любимой книги (презентации, рисунки и т.д.) | ||
4 | Реклама книги | 1 | Реклама любимой книги (презентации, рисунки и т.д.) | ||
5 | Всадник, скачущий впереди | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара | ||
6 | Аркадий Гайдар «Дальние страны», «Судьба барабанщика». | 1 | Задание 1: Карта текста. Знакомство с заданием, деление текста на части с точки зрения ученика, обоснование мнения. | ||
7 | Аркадий Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | Задание 2: бортовой журнал. Выполнение задания, запись ассоциаций. | ||
8 | Защита работ –заданий по произведениям А.П. Гайдара: карта текста, бортовой журнал, реклама книги | 1 | Работа в группах, подготовка и защита своих работ | ||
9 | Викторина по произведениям А.П. Гайдара /с участием родителей/ | 1 | Устный журнал- разминка, работа в группах по участию в викторине | ||
10 | Валентина Осеева «Динка». | 1 | Задание 3: очень важная таблица. Выполнение задания, знакомство с принципами составления вопросов. | ||
11 | Вопросы «тонкие» и «толстые». | 1 | Групповая игра – конкурс «Ты мне, я тебе» | ||
12 | Анатолий Рыбаков «Кортик». | 1 | Знакомство с понятием фабула, отзыв, характеристика фабулы текста, оценка текста | ||
13 | Анатолий Рыбаков «Бронзовая птица». | 1 | Задание 4: путевые записки. | ||
14 | Клайв Стейплс Льюис «Хроники Нарнии» | 1 | Задание 5: двухчастный дневник. Запись ключевых цитат текста, комментария к цитатам | ||
15 | Защита двухчастных дневников | 1 | Работа в парах по защите дневников | ||
16 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | Викторина по прочитанным произведениям. | ||
17 | Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» | 1 | Задание 6: иллюстрация. Создание иллюстраций (карты, обложки) к тексту | ||
18 | По следам Робинзона Крузо /игра- путешествие/ | 1 | Участие в командной игре | ||
19 | Джон Рональд Руэл Толкин «Хоббит, или Туда и Обратно». | 1 | Задание 7: толковый словарь. Работа над лексическим анализом текста. | ||
20 | Практическое занятие по лексическому анализу текста | 1 | Работа со словарями | ||
21 | Феликс Зальтен «Бемби» | 1 | Задание 8: график интереса. Составление графика интереса, его обоснование, элементы дискуссии | ||
22 | Образы животных в произведений | 1 | Конкурс сочинений «О братья наших меньших» | ||
23 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | Викторина по прочитанным произведениям. | ||
24 | Павел Бажов «Уральские сказы» /Серебряное копытце»/ | 1 | Задание 9: личный прогноз. Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе. | ||
25 | Павел Бажов «Уральские сказы» /Хозяйка Медной горы»/ | 1 | Задание 9: личный прогноз. Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе. | ||
26 | Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан» | 1 | Задание 10: музыкальное сопровождение. Выделение эпизода, который может сопровождаться музыкой, описание музыки | ||
27 | Игра «Дебаты» | 1 | Работа в группе по распределению ролей, поиску аргументов | ||
28 | Марк Твен «Том Сойер» | 1 | Задание 11: зашифрованная схема (кластер). Знакомство с принципами составления кластера, составление кластера по тексту. | ||
29 | Викторина «По следам Тома Сойера» | 1 | Отгадывание кроссвордов, ребусов, составление вопросов | ||
30 | Конкурс «Лучшее время читать». | 1 | Викторина по прочитанным произведениям. | ||
31 | Путешествие в страну прочитанных книг | 1 | Составление карты-схемы по текстам прочитанных книг | ||
32 | Конкурс чтецов | 1 | Отбор отрывков для выразительного чтения, подготовка к конкурсу, чтение отрывков | ||
33 | Мои достижения | 1 | Презентация Портфеля читателя. | ||
34 | Защита детских проектов | 1 | Презентации детей |
Содержание курса и структура
Занятия «Успешного чтения» спланированы с позиции личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода: будут проходить в форме экскурсий, научного исследования, защиты проекта, игры-викторины, вечера поэзии, конференции, т.е. детям будут доступны все виды внеурочной деятельности (игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество). Важное место занимает собеседование учителя и ученика о прочитанных книгах.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной
детской литературы .
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературному чтению (или ее опережение).
Читательский паспорт.
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о том, что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.
Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
Архив (или коллектор)– это сборник различных методических материалов,
образцов заданий.
«Копилка» (рабочие материалы) - туда ребенок помещает выполненные задания.
Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Значимой составляющей технологического обеспечения сопровождения чтения выступает комплекс диагностических методик, которые могут выполнять ряд функций:
- использоваться в качестве диагностики приобщенности учащихся к чтению для оценки эффективности общешкольных программ;
- применяться в качестве составной части образовательного процесса;
- выступать инструментом оценки и самооценки уровня развития культуры чтения;
- позволять анализировать сложные личностные ситуации приобщения к чтению.
Целесообразно проводить с детьми диагностику до начала работы и по завершении определенного этапа.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- придумывать истории с героями изученных произведений;
- получать информацию о героях, произведении или книге;
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы;
- находить в тексте произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);
- находить в тексте информацию о героях произведений;
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия
- Сайт проекта «Успешное чтение»
- Методические рекомендации по проекту «Успешное чтение»
- Диагностика «Вижу-читаю- думаю-понимаю»
- Анкета «Индекс позитива»
- Портфель читателя
- «Рассказы о животных» Виталия Бианки
- «Рассказы» Николая Носова
- «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова
- «Сказки» Ганса-Христиана Андерсена
- Вини-Пух и все-все-все» Алекандра Милна
- «Рассказы» Виктора Драгунского
- «Волшебные сказки» Шарля Перро
- «Приключения Буратино» Алексея Толстого
- «Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского
- Стихи и сказки Александра Пушкина
- Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова 30 литературных сценариев для школьников: Начальная и средняя школа. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.
- Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- И.Г. Сухин. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996.
- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство «Планета», 2012.
- О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
- Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- В.Н. Рыбинский, И.В. Мельченко. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство «Планета», 2012.
- Е.С. Гостимская, М.И. Мишина Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. –М.: 5 за знания, 2005.
- Е.С. Гостимская, М.И. Мишина Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. –М.: 5 за знания, 2006.
- Н.Ф. Дик. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. Д: Феникс,2005.
- О.В. Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
- Н.В.Лободина. Внеклассное чтение. 1-2 классы: интерактивные занятия.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Н.В.Лободина. Внеклассное чтение. 3-4 классы: интерактивные занятия.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Е.И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
- Р.В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство «Планета», 2012.
- Современные образовательные технологии. /Стратегия РКМЧП, материалы лекций В.Д. Повзун/
Видео-, аудиоматериалы:
1. СD, DVD- диски с презентациями, музыкой, физминутками, видеофрагментами
2. Аудиозапись отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
3. Аудиозапись песни В. Шаинского, Э. Успенского «Чебурашка» 4. Аудиозапись отрывка произведения Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» .
Цифровые ресурсы:
- Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
- Интернет – ресурсы Центра современных образовательных технологий, завучинфо, 1 сентября, САРиПРО.
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
[1] По материалам всероссийского проекта «Успешное чтение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Рабочая программа
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голова...
УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....
Литературное чтение рабочая программа
2 класс литературное чтение рабочая программа...
Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"
Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...
Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса Школа "2100"....
Чтение. Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе
Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе...