Чтение. Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_k_kursu_literaturnaya_gostinaya_vo_2_klasse.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель программы «Литературная гостиная» во 2 классе – формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Рабочая программа составлена на основе «Универсальных поурочных разработок по внеклассному чтению во 2 классе» И.Ф.Яценко, издательство «Вако», г. Москва, 2010 год, имеет базовый уровень.
Программа курса «Литературная гостиная» во 2 классе рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).
В курс включены занятия по словотворчеству, читательская конференция, библиотечные занятия, занимательный и игровой материал.
Содержание программы.
В курс «Литературная гостиная» входят произведения отечественных и зарубежных писателей, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Устное народное творчество:
• малые фольклорные жанры;
• русские народные сказки;
• сказки разных народов;
• зарубежный фольклор;
• богатырские сказки, былины.
Стихи русских поэтов ( А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина) об осени, зиме, весне.
Сказки русских писателей (Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, В. Даля, В. Одоевского, А.С. Пушкина)
Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братьев Гримм, Д. Родари)
Творчество Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.
Творчество отечественных детских писателей и поэтов (В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Ю.Владимиров, С.Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Милна, Э. Успенский, Г. Остера, В. Драгунского)
Современные детские журналы.
Энциклопедии и справочники.
Комиксы.
Общая характеристика курса.
Данный курс «Литературная гостиная» построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно занятия обучения чтению и работе с книгой, а есть занятия по литературному чтению, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная гостиная».
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Воспитательные результаты.
Получение второклассниками опыта:
• работы в группе сверстников;
• положительного отношения к себе, к своему народу, к русской и зарубежной литературе, к своему литературному творчеству;
• положительного отношения к базовым ценностям общества (гордость за свою Родину, уважение к подвигу наших предков в ВОВ, толерантность, уважение к старшим и близким, бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным; милосердие, честность, умение дружить, скромность, бережливость, аккуратность, чистоплотность, ответственность, сострадание, доброта).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная гостиная».
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Планируемые результаты курса "Литературная гостиная" во 2 классе. | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Учащиеся должны иметь представление о проявлении эмоционального отношения к литературным произведениям, к литературным героям. | Учащиеся должны знать: правила обращения с книгами, правила поведения в группе сверстников, правила о безопасном и здоровом образе жизни. | Учащиеся должны знать: литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, басня, былина), имена писателей, поэтов по курсу во 2 классе), литературные произведения (по курсу 2 класса). |
Учащиеся должны уметь: выражать собственное мнение при обсуждении литературных произведений; оценивать себя и сверстников; ориентироваться в нравственном содержании поступков литературных героев; толерантно относиться к представителям разных народов. | Учащиеся должны уметь: выполнять учебные действия в устной и письменной форме; находить информацию, используя словари и справочники; устанавливать причинно-следственные связи между поступками литературных героев; владеть диалогической формой речи. | Учащиеся должны уметь: читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах. |
Учащиеся могут проявлять самостоятельность в литературной деятельности, стремление в поведении следовать моральным нормам. | Учащиеся должны владеть приобретенными знаниями и умениями для творческого решения литературных задач. | Учащиеся должны владеть навыками анализа литературного текста, навыками создания прозаического и поэтического текста по аналогии. |
Календарно-тематическое планирование. | ||||
№ занятия | Тема занятия | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
1 | Малые фольклорные жанры. | Уважать и принимать ценности русского народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении произведений устного народного творчества. | Знать что такое устное народное творчество. |
2 | Русские народные сказки. | Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности. | Формировать умение передавать содержание текста литературного произведения. | Познакомить с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра. |
3 | Сказки А. С. Пушкина. | Формировать интерес к творчеству А. С. Пушкина. | Формировать навыки выразительного чтения, коллективной работы. | Познакомить с творчеством А.С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием "авторская сказка". |
4 | Сказки русских писателей. | Формирование милосердия, уважения к старшим. | Учить находить главную мысль в тексте сказки. | Познакомить с русскими писателями (Л. Толстой, П. Ершов, С. Аксаков, В. Даль) и их творчеством. |
5 | Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского. | Формировать вежливость и уважение к старшим. | Формировать навыки выразительного чтения. | Познакомить с учебными книгами для детей К. Ушинского и Л. Толстого. |
6 | Стихи русских поэтов об осени. Творческий проект (стихи) | Формировать внимательное и бережное отношение к природе. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Познакомить со стихами об осени русских поэтов. |
7 | Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина. Творческий проект "Рассказ о животном" | Формировать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Познакомить с творчеством писателей-анималистов. |
8 | Веселые стихи Ю.Мориц, Г.Сапгира, В.Берестова. Творческий проект (стихи). | Формировать интерес к поэзии, поэтическому творчеству. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Находить рифмы, примеры звукозаписи, образные слова и выражения. |
9 | Стихи о детях и для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова. | Уметь оценивать поступки литературных героев. | Формировать выразительность устной речи. | Познакомить с творчеством детских поэтов, понятиями "сатира", "юмор". |
10 | Стихи и сказки К.Чуковского. | Формировать бережное отношение к вещам, культурно-гигиенические навыки. | Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп чтения. | Познакомить с биографией и творчеством К.Чуковского. |
11 | Рассказы и сказки Н.Носова. | Понимать чувства литературных героев, сопереживать им. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Познакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его произведений. |
12 | Стихи русских поэтов о зиме. Творческий проект (стихи) | Формировать внимательное и бережное отношение к природе. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Познакомить со стихами о зиме русских поэтов. |
13 | Современные детские журналы. Коллективный творческий проект (журнал). | Формировать интерес к периодической печати. | Формировать умение работать в группе. | Познакомить с историей появления детских журналов, с современными детскими журналами, их структурой. |
14 | Энциклопедии и справочники. | Проявлять самостоятельность при поиске информации в энциклопедиях, справочниках. | Учить искать информацию в энциклопедиях и справочниках. | Познакомить с энциклопедиями и справочниками. |
15 | Комиксы. Творческий проэкт (комикс). | Обсуждать возникающие проблемы при составлении комикса. | Формировать умение работать в группе сверстников. | Познакомить с комиксами, учить их составлять. |
16 | Все-все-все. Алана Милна. | Уметь определять черты характера героя по его реплике. | Формировать умение объяснять переносное значение слов и словосочетаний. | Познакомить с биографией и творчеством А.Милна. |
17 | Творчество Э. Успенского. | Формировать терпимость, сочувствие к окружающим. | Формировать выразительную речь, артистические способности. | Познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок. |
18 | Творчество Г.Остера. Творческий проект "Совет в стихах". | Обсуждать возникающие проблемы , поддерживать разговор по теме. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Познакомить с особенностями творчества Г.Остера. |
19 | Рассказы В.Драгунского о детях. | Понимать чувства литературных героев. | Формировать умение выразительно читать по ролям; уметь определять тему произведения. | Познакомить с биографией и творчеством В.Драгунского. |
20 | Твои защитники. | Формировать уважение к подвигам наших предков, ненависть к насилию и жестокости. | Формировать собственную позицию и мнение. | Познакомить с событиями ВОВ 1941-1945гг., с произведениями о ВОВ. |
21 | Былины и богатырские сказки. | Понимать чувства героев былин и богатырских сказок. | Формировать навыки выразительной речи. | Познакомить с жарами "былина", "богатырская сказка". |
22 | Мама - главное слово. | Понимать чувства близких людей. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Познакомить со стихами и рассказами о маме. |
23 | Сказки разных народов. | Формировать толерантное отношение к представителям разных народов. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Познакомить с традициями разных народов на примере сказок. |
24 | Зарубежный фольклор. | Формировать бережное отношение к вещам. | Формировать навыки выразительной речи. | Познакомить с малыми жанрами зарубежного фольклора. |
25 | Сказки Ш.Перро. | Оценивать поступки литературных героев. | Формировать умение находить главную мысль текста. | Познакомить с биографией и творчеством Ш.Перро. |
26 | Сказки Г.Х.Андерсена. | Формировать милосердие, сочувствие. | Учить находить и формировать главную мысль сказки. | Познакомить с биографией и творчеством Г.Х.Андерсена. |
27 | Сказки братьев Гримм. | Формировать сочувствие и уважение к труду. | Учить ставить вопросы по содержанию сказки, определять ее главную мысль. | Познакомить со сказками братьев Гримм. |
28 | Р.Толкиен "Туда и обратно или Хоббит". | Уметь оценивать поступки литературного героя. | Учитывать разные мнения при обсуждении. | Познакомить с биографией и творчеством Д.Р.Толкиена. |
29 | Д.Родари "Приключения Чипполино". | Уметь оценивать поступки литературных героев. | Формировать основы смыслового чтения художественного текста. | Познакомить с биографией и творчеством Д.Родари. |
30 | А.Линдгрен "Малыш и Карлсон". | Понимать чувства литературных героев. | Учить составлять рассказ о герое. | Познакомить с биографией и творчеством А.Линдгрен. |
31 | Обобщение по литературным сказкам. | Обсуждать возникающие проблемы. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. | Обобщить знания о сказках и сказочниках. |
32 | Стихи русских поэтов о весне. Творческий проект "Стих о весне". | Формировать бережное и внимательное отношение к природе. | Формировать навыки выразительной речи. | Учить находить в стихах сравнения, олицетворения. |
33 | Сочинение о книгах. | Уважительно относиться к другому мнению. | Формировать навыки исследовательской деятельности. | Обобщить знания о детских писателях и о прочитанных книгах. |
34 | Читательская конференция: "Книги для чего они?" | Уметь поддерживать беседу на определенную тему. | Учить формулировать и доказывать свою мысль. | Познакомить с понятием "конференция", правилами общения, дискуссии. |
Материально-техническое обеспечение. | ||
Название объектов и средств МТО | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд. | ||
1. ЗиминВ.И., Ашурова С.Д. "Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь". М., Школа-Пресс, 1994г. 320с. | 1 экземпляр |
|
2. Сборник русских народных сказок./сост.В.П.Аникина.-М.,"Правда" 1985г. 576с./ | 25 штук |
|
3. Сказки русских писателей ./сост.В.П.Аникина.-М.,"Правда" 1985г. 672с./ | 25 штук |
|
4. Ушинский К.Д. "Детский мир", учебная книга. | 1 экземпляр |
|
5. Толстой Л.Н. "Русские книги для чтения", учебная книга. | 1 экземпляр |
|
6. Сборники стихов русских поэтов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.Н.Толстого, С.А.Есенина. | 25 штук |
|
7. Сборники рассказов о животных: В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина. | 25 штук |
|
8. Сборники стихов : Ю.Мориц, Ю.Владимирова, Г.Сапгира, В.Берестова, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского. | 25 штук |
|
9. Сборник произведений Н.Носова. | 25 штук |
|
10.Подборка детских современных журналов ("Юный натуралист", "Светлячок") | 25 штук |
|
11. Энциклопедии: "Все обо всем", "Энциклопедия школьника" | 1 экземпляр |
|
12. Комиксы по мультфильмам отечественных и зарубежных литературных сказок. | 25 штук |
|
13. А.Милн "Винни-Пух и все-все-все" | 25 штук |
|
14. Сборник произведение Э.Успенского. | 25 штук |
|
15. Сборник произведение Г.Остера. | 25 штук |
|
16. Сборник рассказов В.Драгунского. | 25 штук |
|
17. Сборники произведений А.П.Гайдара, В.П.Катаева, А.Т.Твардовского, С.А.Баруздина. | 25 штук |
|
18. Сборники русских былин. | 25 штук |
|
19. Сказки народов мира. /М.,"Правда" 1987г. 640стр./ | 25 штук |
|
20. Сказки зарубежных писателей. /М.,"Правда" 1986г. 640стр./ | 25 штук |
|
21. Толкиен Д.Р. "Хоббит, или Туда и обратно" | 25 штук |
|
22. Д.Родари "Приключения Чипполино" | 25 штук |
|
23. А.Линдгрен "Малыш и Карлсон" | 25 штук |
|
24. Писатели в учебной литературе: Начальная школа /сост. С.В.Кутявина, М., "Вако" 2011г. 96 стр./ | 25 штук |
|
25. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. / М., "Вако" 2010г. 192 стр./ | 1 экземпляр |
|
Печатные пособия. | ||
1. Портреты поэтов и писателей. | 1 экземпляр |
|
2. Фоторепродукции: |
|
|
- памятника А.С .Пушкину в Москве; | 1 экземпляр |
|
- усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне; | 1 экземпляр |
|
- монументов и памятников советским солдатам в городах России. | 1 экземпляр |
|
3. Физическая карта Евразии. | 1 экземпляр |
|
Технические средства обучения. | ||
1.Классная доска с магнитами (набором). | 1 экземпляр |
|
2. Телевизор (по возможности) | 1 экземпляр |
|
3. Видеомагнитофон (по возможности) | 1 экземпляр |
|
4. Аудиоцентр (по возможности) | 1 экземпляр |
|
5. Компьютер (по возможности) | 1 экземпляр |
|
6. Принтер (по возможности) | 1 экземпляр |
|
Экранно-звуковые пособия. | ||
1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. | 1 экземпляр |
|
2. Видеозаписи (по содержанию занятий). | 1 экземпляр |
|
Оборудование класса. | ||
1. Ученические столы с комплектами стульев. | класс-комплект |
|
2. Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий. |
|
|
3.Полки для "Уголка книг". |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП. 4 класс. Литературное чтение. Гармония. 2012-13 уч. год
Представлено КТП и рабочая программа по предмету "Литературное чтение". УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год...
УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС
Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами....
Рабочая программа УМК "Гармония" 2 класс чтение
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса Школа "2100"....
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...
рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...