Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «Ё, ё».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «Ё, ё». | 691.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ё, ё
Цели: познакомить с буквой Ё, ё; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать в детях желание бережно и заботливо относиться к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Развитие речевого дыхания.
Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:
Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает
кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает
Поднимите руки, кому уже не хватает воздуха?
III. Объявление темы и постановка целей урока.
Познакомимся с новой буквой, а самое главное – откроем первый секрет буквы Ё.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с буквой Ё.
– Рассмотрите букву Ё, ё. На что похожа буква? Приложение рис.1
2. Звуковой анализ слова «клён».
– Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.
– Можно ли назвать картинку словом «дерево» («листья»)? Объясните, почему ни одно из этих слов не подходит.
– Как правильно назвать картинку?
– «Прочитайте» слово «клён», ведя указку по схеме звукового состава.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
– Определите, какой это звук.
– Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [к’].)
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук.
– Определите, какой второй звук в слове «клён». Какой фишкой обозначить звук [л’]? (Зеленой.)
– Назовите его твердую пару.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Какой это звук?
– После какого согласного стоит звук [о]?
– Можно ли после мягкого согласного звук [о] обозначить буквой о?
– Закончите правило: «Если в слове звук [о] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой…» (ё.)
3. Работа по учебнику (заполнение таблицы).
– Какие звуки обозначаются синей фишкой, а какие – зеленой? Приведите примеры.
– Рассмотрите схему звукового состава слова «клён».
– Сколько гласных звуков в слове?
– Сколько всего согласных?
– Сколько твердых звуков? Мягких?
Играем в игру «Живые буквы»: несколько учащихся выходят к доске, дают характеристику своему звуку, остальные учащиеся определяют, о каких звуках рассказывают дети: [к], [л’], [о], [н].
– Почему в слове «клён» надо писать букву ё? (Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук [о], надо писать букву ё.)
Чтение слогов с буквой ё. Приложение рис.2
5. Дифференцированная работа.
Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов «пёс», «утёнок».
Проверка проводится в форме сравнительного анализа.
– Назовите одинаковые гласные звуки в словах «пёс» – пьооос и «утёнок» – утьоонок. (Ответы могут быть разные – о или ё.)
– Докажите, что это звук [о]. Произнесите слово, интонационно выделяя гласный звук [о].
– Какие звуки стоят перед звуком [о]? (Мягкие [т’], [п’].)
– Сделайте вывод. (Если после мягкого согласного слышится звук [о], то он обозначается буквой ё.)
7. Обобщение изученного. Работа по учебнику.
– Рассмотрите схему звукового состава. Сколько звуков [о] в слове «котёнок»?
– Какой звук прячется за вопросом? (Звук [о].)
– Произнесите его, выделяя интонационно. Обозначьте фишкой.
– Какую фишку выбрали? Почему?
– Какая буква обозначает звук [о] после мягкого согласного?
– Котенок остался доволен вашей работой. Но он хочет узнать, как вы заботитесь о своих котятах, птичках, рыбках.
– Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.
Приложение рис.3 – Составление схем звукового состава слова.
Приложение рис.4 –Читаем вместе
V. Итог урока.
– С какой буквой познакомились?
– Какой секрет открыли? (Дети проговаривают правило.)
- В каких случаях буква ё может передавать звук [о]?
– Какой звук обозначает буква ё в словах тёрка, мёд, ковёр? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ
рис.1- Узнавание буквы ё
Рис.2-Чтение слогов с буквой ё.
Рис.3 - Составление схем звукового состава слова.
рис.4 –Читаем вместе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Урок обучение грамоте,1 класс "Знакомство с буквой М"
Конспект урока обучения грамоте по УМК "Школа 2100", можно использовать и другими УМК....
Урок обучения грамоте_1 класс_«Знакомство с буквой Оо и звуком [o]»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой О и звуком [o], развития речи, памяти, логического мышления....
Конспект урока обучение грамоте 1 класс " Знакомство с буквой Э"
Конспект крока обучение грамоте в 1 классе . Тема "знакомство с буквой Э". Материал можно использовать для проведения урока по программе "Начальная школа XXI века"....
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс "Знакомство с буквой Ээ"
Презентация к уроку обучения грамоте ( букварный период) по теме "Знакомство с букво Ээ"...
Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....
Открытый урок обучения грамоте 1 класс " Знакомство с буквой "З,з"
Урок обучения грамоте составлен в игровой форме. Кроме учебных целей , акцент сделан на воспитании сочувствия, сострадания ....