Урок литературного чтения в 4 классе по притче "Блудный сын"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по притче "Блудный сын" (программа "Гармония", учебник О.В. Кубасовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4_klass.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет : Литературное чтение
Класс 4
Тема урока: « «Блудный сын» (притча)
Форма урока: урок – беседа
Используемые технологии : проблемное обучение
Диалоговое обучение
Развивающее обучение
Здоровьесберегающее обучение
Групповая технология
Оборудование: мультимедиа
Интерактивная презентация
Учебник
Рабочая тетрадь
Технологическая карта
Методические приемы: Групповая работа
Прогнозирующее чтение
Выборочное чтение
Задача: познакомить учащихся с притчей, помочь уяснить её духовно – нравственный смысл, и формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цели:
- Образовательная:
- Познакомить детей с притчей «Блудный сын».
- Формировать навыки правильного, грамотного, сознательного, выразительного чтения.
- Формировать связную речь.
- Обогащать словарный запас детей.
- продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение.
2. Воспитательная:
-воспитывать уважительное отношение к родителям, бережное отношение к слову, чувство долга, ответственность, понимание.
3. Метапредметная : развивать логическое, аналитическое мышление, совершенствовать речь и творческую деятельность, эмоциональную восприимчивость.
Ход урока
- Оргмомент
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
И мы не будем тратить время зря,
А приступим все сейчас к работе.
- Введение в тему урока
Учитель: Вспомните, как называется раздел книги, который мы изучаем? Учащиеся: Библейские сказания
Учитель :Чему нас учат Библейские сказания?
Учащиеся: Доброте, заботе о близких
Учитель: (Слайд)Давайте прочитаем высказывания, записанные на доске(Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон) Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан))
О чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня на уроке?
Учащиеся: О прощении и о любви к родителям.
Учитель: Верно. Какая Библейская заповедь напоминает нам о любви к родителям?
Учащиеся: Почитай отца и мать своих (слайд)
Учитель : Прочитайте, как это звучит в Библии.
Учитель : Действительно, Иисус всегда учил людей только хорошему, и делал он это с помощью притч. А что такое притча?
Работа по группам
1 группа : Откройте учебник на с. 80 и прочитаем определение слова «притча».
2 группа : Откройте рабочие тетради с.4 и прочитайте определение слова «притча»
3 группа :попробуйте сами ответить на этот вопрос.
(Заслушивание ответов с 3 группы)
Учащиеся3 группы: Притча –это литературное произведение
Учащиеся1 группы: Притча – это короткий житейский рассказ, содержащий иносказания и поучение.
Учитель :Какое дополнение к определению «притча» встретилось 2 группе?
Учащиеся 2 группы: В любой притче есть скрытая загадка, которую нужно разгадать.(слайд)
На уроке мы узнаем, какая загадка скрыта в притче из Библии, которую пересказал для нас в книге «Свет миру» священник Александр Мень и попробуем ее разгадать. Прочитайте, пожалуйста, как называется эта притча. (Слайд)
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.
- Словарная работа
Учитель : В притче нам встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Объясните их значение. (слайд)
Как вы понимаете слово “блудный”?
Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.
Учитель Давайте прочитаем выдержки из словаря Даля (слайд)
БЛУДНЫЙ - уклоняющийся от прямого пути, в прямом и переносном смысле.
3. (переносный смысл) заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек
Учитель: Давайте подберем однокоренные слова. А что такое блуждать?
Вот как .то слово толкует словарь В. И. Даля.
Блуждать 1.бродить или ездить, сбившись с дороги и не опознаваясь в местности, сбиться с пути, плутать, путать.
2. (переносный смысл) Отпадать от истинной веры.
Учитель: Какое значение слова «блудный» и слова «блуждать» для вас оказалось новым? Запишите эти значения в технологическую карту.
Учащиеся: Отпадающий от истинной веры, заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек.
Учитель: Нам встретится еще одно устойчивое словосочетание, в русском языке такие словосочетания называют фразеологизмами. Это словосочетание «Хлебнуть горя». 1 группа найдет, что обозначает это словосочетание в словаре, а остальные предположите, что может обозначать это словосочетание? Давайте посмотрим, как трактует этот фразеологизм словарь Ожегова.
Хлебнул горя
Перенести много трудностей, лишений в своей жизни.
4.Чтение текста по смысловым частям.
Учитель: Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу попросить вас послушать историческую справку о некоторые сведениях из семейного уклада израильтян. (Заслушивание исторической справки. Слайд)
Учитель: О каком законе израильтян вы узнали? С кем здесь сравнивается отец?
Ученики: О законе, который запрещал делить имущество, пока жив отец, о том, что сыновья не должны были покидать живого отца. Отец приравнивается к Богу.
Учитель: Начинаем читать текст . (Чтение 1 смысловой части)
Учитель: Как вы думаете, что произойдет с сыном в притче дальше?
(выслушать предположения детей)
Учитель: Продолжаем читать. (2 смысловая часть)
Учитель: Помогут ему друзья? (выслушать предположения детей)
Учитель: Читаем дальше.(3 смысловая часть)
Учитель: Вернется в этот момент сын? (выслушать предположения детей)
Учитель: Продолжаем чтение (4 смысловая часть)
5. Физкульминутка (Слайд)
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
6.Работа по тексту.
Учитель: - Я предлагаю вам выбрать, какая из этих пословиц подходит к притче? (Слайд)
- Была вина, да прощена.
-Враньё не ведёт в добро.
-Добро потеряешь -опять наживёшь,
Друга потеряешь -уже не вернёшь.
Учитель: -Почему вы выбрали именно эту пословицу?
Учащиеся: Притча о прощении.
Учитель: Назовите главных героев этого произведения.
Учащиеся: Отец, младший сын, старший сын.
Учитель: - Дальнейшую работу я предлагаю вам выполнить в группах. Каждая группа получит свое задание, результаты которого нужно внести в рабочую карту.
Задание для группы 1
Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян? (Уход из дома и раздел имущества являлся грехом)
Задание для группы 2
Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка? (То, что отец простил сына)
Задания для группы 3
Подчеркните действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата .Изменились ли действия?(Сначала старший сын был обижен на отца, а потом простил младшего)
Работа в группах проверяется, обсуждается, при необходимости корректируется.
Заслушать ответы детей.
Учитель: -А сейчас я предлагаю каждой группе составить три вопроса к притче для других групп. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…?», «Как…?», «Как вы думаете…?». При ответе, где это возможно, прошу доказывать словами из текста притчи.
Если дети не задали следующие вопросы, то их задает учитель
-Почему сын ушел из дома отца?
(Не сиделось дома, хотелось дальние страны посмотреть)
- Какую заповедь нарушил младший сын?
(Почитай отца и мать своих)
_ Счастлив ли был младший сын, когда ушел из дома?
(Сначала – да, пока у него были деньги, а потом, когда денег не стало – нет)
- Являлись ли люди, которых он кормил и поил, его друзьями? Почему? Докажите словами из текста.
(Нет, они были рядом только из-за его денег, а как только у него денег не стало, то и все «друзья» разбежались)
- Почему младший сын не смог найти себе работу?
(Он ничего не умел делать)
- Почему он решил вернуться к отцу? Найдите его рассуждение в тексте.
( У него ничего не осталось, он был голоден, подъедал отруби за свиньями…)
Простил ли старший брат младшего? Докажите текстом.
(Простил. Сказал, видно, не сладко тебе жилось…)
Учитель: почему же блудный сын решил вернуться к отцу, только ли голод стал причиной возвращения? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните историческую справку, которую мы заслушали перед чтением текста.
(Сын осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.)
Учитель: Продолжим работу по группам. Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя, опираясь на опорные слова на слайде. (Дать список слов на слайде вперемешку) (После составления – проверка вслух, сверка со слайдом) (Слайд)
Отец | Младший сын | Старший сын |
Милосердный | Ветреный | Обиженный |
Мудрый | Распутный | Жестокосердный |
Любящий | Раскаявшийся | Завистливый |
Сострадающий | Признавший вину |
|
Умеющий прощать |
|
|
7. Рефлексия
Экскурсия в картинную галерею
Учитель: - Сцена возвращения блудного сына всегда привлекала живописцев. Предлагаю вам рассмотреть нашу импровизированную художественную выставку, которая посвящена самому главному моменту притчи.
Учитель: - Посмотрите внимательно на иллюстрации с изображением сцены возвращения блудного сына. Как вы думаете, почему в разные эпохи художники так часто обращались к этой притче?
Учащиеся: Прощение и любовь к родителям – самое основное в жизни человека
Учитель: В начале урока мы должны были узнать, какая загадка скрыта в данной притче. Вспомните, с кем сравнивался отец, когда мы слушали о законах израильтян? (С Богом) Вспомните, с какими определениями слова блудный мы познакомились? (блудный – отошедший от истиной веры) Так в чем, по -вашему, состоит скрытый смысл этой притчи? (Блудный сын – это грешник, отошедший от веры, а отец- Бог, который прощает всякого раскаявшегося)
(Если дети затрудняются с выводом прочитать с ними задание 5 на с.89)
Учитель: - Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?
(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)
Учитель: - А вы когда-нибудь прощали кого-то? Приведите примеры
Учитель: - Нужно ли прощать? (Да)
Учитель: - Сколько раз? (Всегда)
Учитель: - А почему нельзя не прощать? (У нас нет права осуждать)
Оценка детей.
Д/з 1. Прочитать и пересказать текст.
2.Подобрать из дополнительных источников притчи о любви к родителям.
3.нарисовать иллюстрацию к притче.
Технологическая карта.
1 группа.
Притча «Блудный сын».
1 задание. Откройте учебник на с. 80 и прочитайте определение слова «притча».
Словарная работа
БЛУДНЫЙ - _________________________________________________
_____________________________________________________________
Блуждать - ___________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 2
Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян?
Составьте три вопроса по притче
Почему________________________________________________________?
Как___________________________________________________________?
Как вы думаете_________________________________________________?
_______________________________________________________________
Заполните таблицу
Отец | Младший сын | Старший сын |
| ||
|
Технологическая карта.
2 группа.
Притча «Блудный сын».
1 задание. Откройте рабочие тетради с.4 и прочитайте определение слова «притча».
Словарная работа
БЛУДНЫЙ - _________________________________________________
_____________________________________________________________
Блуждать - ___________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 2
Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка?
Составьте три вопроса по притче
Почему________________________________________________________?
Как___________________________________________________________?
Как вы думаете_________________________________________________?
_______________________________________________________________
Заполните таблицу
Отец | Младший сын | Старший сын |
| ||
|
Технологическая карта.
3 группа.
Притча «Блудный сын».
1 задание. Попробуйте сами ответить на вопрос « Что такое притча?»
Словарная работа
БЛУДНЫЙ - _________________________________________________
_____________________________________________________________
Блуждать - ___________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 2
Подчеркните действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата .Изменились ли действия?
Составьте три вопроса по притче
Почему________________________________________________________?
Как___________________________________________________________?
Как вы думаете_________________________________________________?
_______________________________________________________________
Заполните таблицу
Отец | Младший сын | Старший сын |
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...