Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_na_temu.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
Цели:
Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.
Отрабатывать выразительность чтения
Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.
Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения
В. Радина «Дети и книга».
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
В. В. Радин
- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихов
III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.
- Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).
2. Дополнительные сведения учителя о писателе.
Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.
Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.
В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.
Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.
Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.
Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.
Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг.
Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.
Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. (Слайд)
Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.
И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.
Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
- Обратите внимание на подзаголовок «быль».
- Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.
- Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения. (Чтение учителя сопровождается музыкальным фоном и показом слайдов)
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?
(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость, углубленно перечитать текст)
Словарная работа. (Слайд ).
Задор – горячность, азарт.
Аршин – мера длины.
Два аршина – около полутора метров.
Задней рукой – у обезьян четыре руки.
Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.
Каюта - отдельное помещение на судне.
Отработка техники чтения. (Слайды 37-38).
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-ся
пе-ре-драз-ни-ва-ла
за-бав-ля-ют-ся
за-це-пив-шись
раз-за-до-рил-ся
Физкультминутка под музыку «Зарядка»
3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением) (Слайд 40)
- Что значит прочитать выразительно?
- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».
- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста
- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.
- Какие чувства испытывал он, когда лез на мачту?
- Чтение рассказа до конца.
- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?
- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)
- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Слайд 41 с текстом)
смелость
желание испытать себя
мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
желание покрасоваться
глупость
желание доказать, что он сын капитана.
- Какими качествами обладал капитан?
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?
V. Итог урока. Рефлексия.
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VI. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л. Н. Толстой "Прыжок".
Данный материал содержит презентацию и конспект урока....
План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс
Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...
План-конспект урока по литературному чтению по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок"
Приём "Чтение с остановками"(технология РКМЧП)...
Урок по литературному чтению для обучающихся 2-х классов по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок».
Урок по литературному чтению для обучающихся 2-х классов по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок». Тип урока: урок получения новых знаний....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»
Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...