Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ковалева Мария Павловна

Конспект урока литературного  чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного  чтения во 2 классе на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».         

Цели:

Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.

Отрабатывать выразительность чтения

Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.

Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.

- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения

В. Радина «Дети и книга».

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

В. В. Радин

- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?

II. Проверка домашнего задания  

 Чтение стихов

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

 1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство   с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

- Что вы помните  из биографии  писателя? (Ответы детей).

2. Дополнительные сведения учителя о писателе.

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.

В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. Лев Николаевич открыл в  Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

   Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.

   Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.         В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

   Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

    Он работал для детей и с детьми. Написал  для них много книг.

Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.

 Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. (Слайд)

         Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.

          На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

 - Обратите внимание на подзаголовок «быль».

- Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.

 - Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения.  (Чтение учителя сопровождается музыкальным фоном и показом слайдов)

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?

(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость,  углубленно перечитать текст)

Словарная работа. (Слайд ).

Задор – горячность, азарт.

Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

 Пушечное ядро – старинный   орудийный снаряд в виде шара.

 Каюта - отдельное помещение на  судне.

Отработка техники чтения. (Слайды 37-38).

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

пе-ре-драз-ни-ва-ла

за-бав-ля-ют-ся

за-це-пив-шись

раз-за-до-рил-ся

  Физкультминутка под музыку «Зарядка»

3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением)  (Слайд 40)

- Что значит прочитать выразительно?

- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».

- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста

- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.

- Какие чувства испытывал  он, когда лез на мачту?

- Чтение рассказа до конца.

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)

- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Слайд 41 с текстом)

смелость

 желание испытать себя

 мальчишеский задор

стремление отстоять свое достоинство

упрямство

 желание покрасоваться

 глупость

желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан?

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?

V. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VI. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л. Н. Толстой "Прыжок".

Данный материал содержит презентацию и конспект урока....

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Урок по литературному чтению для обучающихся 2-х классов по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок».

Урок по литературному чтению для обучающихся  2-х классов по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок». Тип урока: урок получения новых знаний....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...