Программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ г.Москвы СОШ №1429им. Н.А.Боброва
«Согласовано» «Утверждено»
Протокол заседания М\О Приказ руководителя ОУ №______от_______ №_______от_________
Рабочая программа
по литературному чтению
Класс 1 «А»
ФИО педагога – разработчика программы Ефремова О.В.
Педагогический стаж 28 лет
Квалификация первая категория
Эксперт программы ______________________________________________
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1__ класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ и авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной и др.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетенция определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач.
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формирования умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияние на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Программа рассчитана на 40 часов, (10 учебных недель, 4 часа в неделю
Содержание курса.
Раздел «Виды речевой деятельности включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь, высказывание собеседника, чтение различных текстов.
Чтение:
-Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения ), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
- Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
- Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
- Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга художественная, учебная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная; типы книг.
- Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополняться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадки, прибаутки, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ ( с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т.д.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий , вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций. Эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
- Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. (отбор главного в содержании текста).
Раздел «Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалоги ческого общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национально го этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Раздел «Письмо (культура письменной речи)». Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Раздел «Круг детского чтения».
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного про изведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах; работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полно ценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Образовательная область и уч.курсы | Учебная программа «Школа России» | Учебник | Учебное пособие для учащихся | Методическое пособие для учителя | Диагностический инструментарий |
Литературное чтение | Программа курса «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» –(часть1,2 ) Изд-во «Просвещение», М., 2014 | М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская «Рабочая тетрадь. 1 класс Изд-во «Просвещение», М., 2014 | С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» к УМК «Школа России» Л.Ф.Климановой и др. Изд-во «Просвещение», М.,2013 | Материально-технические средства: доска с магнитной поверхностью, компьютерная техника; аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой и др. Наглядные пособия: портреты детских писателей 19-20 в. |
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
- Количественный состав класса – 21 уч.
Учащиеся с ООП – нет
Левша – 2чел.
- Формы получения образования учащимися класса очная.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
-групповая; парная; индивидуальная;
- самостоятельная, совместная деятельность;
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):
Текущий контроль: тест, устный опрос…
Промежуточный контроль: проверочная работа, техника чтения
Итоговый контроль: контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года.
В конце первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами ( темп чтения – ориентировочно 30-40 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- понимать фактическое содержание текста;
- отвечать на вопросы по содержанию, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- подробно пересказывать небольшие по объёму тексты;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
Учащиеся научатся:
- осознанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (темп чтения – до 40 слов в минуту к концу учебного года);
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
- заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);
- отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;
- отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»
Анализ проверки техники чтения у учащихся 1 класса
Учитель____________________________________
Автор учебника ______________________________
Класс ______________
Количество учащихся в классе ________
Количество учащихся, выполнявших работу ________
Укажите % качества выполненной работы ___________
Дата _________________
критерии | Кол-во | % |
Понимают прочитанное | ||
Способ чтения | ||
По буквам | ||
По слогам | ||
По слогам и целыми словами | ||
Целыми словами | ||
Правильность чтения | ||
Читают без ошибок | ||
Допустили 1-2 ошибки | ||
Допустили 3-5 ошибок | ||
Допустили более 5 ошибок | ||
Допустили ошибки на | ||
Замена, пропуск, искажение | ||
Повторы слов и слогов | ||
Постановка ударения | ||
Ошибки в окончании | ||
Выразительное чтение | ||
Темп чтения | ||
Ниже нормы | ||
Норма | ||
Выше нормы |
Типичные ошибки __________________________________
Причины допущенных детьми ошибок _______________________
Планируемая работа по устранению затруднений у учащихся ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...