Открытый урок "Прощание с Азбукой"
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему

Дмитриева Светлана Владимировна

Урок "Прощание с Азбукой" в 1 классе. Используется презентация. Включает задания для детей, стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proshchanie_s_azbukoy.zip1.77 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             (СЛАЙД 1)

Учитель.

Ведущий . Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв которые могут составить сотни тысяч слов. И так  мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.

 Песня «Чему учат в школе»

Ученик

Дом красивый. 
Словно в сказке, 
В нем живут, надевши маски, 
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри. 
Буквы спрятались и ждут: 
- Неужели нас прочтут.
(В. Берестов)

Сегодня мы с вами совершим путешествие на уже знакомом нам паровозике.

Учитель

Ребята, чтобы попасть на этот паровозик, нужно отгадать верно загадки.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Дети

Книга.

Учитель

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только станут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

Дети

Буквы.

Учитель

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

Дети

Тетрадь.

Учитель

Загадки отгадали, поехали!

Станция 1

а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Дети

Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

Учитель

Подобрать схемы к словам и найти слова, где количество звуков отличается от количества букв.(по две схемы каждой группе)

 (СЛАЙД 3)

Учитель

Молодцы! Поехали!

СЛАЙД

Собрать слова

Слайд

Станция Стихотворная

Ученик .

О чтении http://zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)

Ученик .

Из азбки

Ученик .

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Учитель

Итак, поехали!

 (СЛАЙД5)

Поезда, рельсы

Учитель

Сколько слогов в этом слове?

Учитель

Какой слог ударный?

Учитель

Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Учитель

Почему звуков больше, чем букв?

Учитель

Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Дети

Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Молодцы! Поехали!

Учитель

Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом месте? (СЛАЙД 6)

Дети

Буква а.

Учитель

А какая на последнем?

Дети

Буква я.

Учитель

Давайте вспомним алфавит

Дети

Песенка-азбука.Борис Заходер

Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К. Л. М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Ученик

Здравствуй, чтение моё: 
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё! 
Прочитаю громко всем: 
Ж, З, И, Й, К, Л, М! 
Ну-ка, снова перечту: 
Н, О, П, Р, С, Т, У! 
Прочитай со мной и ты: 
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы! 
Ъ и Ь – Не прочесть нам их никак! 
Но читаю дважды я: 
Э, Ю, Я! Э, Ю, Я! 
(М. Яснов)  

Учитель

 Сколько, ребята, у нас букв?

1.

В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.

Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!

2.

Гласные тянутся с песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(Входят «гласные»)

Ведущая:

-Ну ка гласные встаньте в пары!

(а-я, о-ё,  е-э, у-ю, ы-и)

Ведущая:

Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!

Что не получается!  А почему?

Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.

(Входят «согласные»)

3.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ведущий:

Согласные,  найдите свои пары!

( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с,ж-ш.)

А вы почему не в парах?

Буквы:

-А мы только звонкие!

-Мы только глухие!

(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)

Ведущая:

-А вы почему такие грустные?

Буквы Ъ и Ь:

-Вы про нас забыли!

Ведущая:

-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?

Дети  (СЛАЙД 9)

Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.

– Хлеб к обеду в меру бери –

Хлеб драгоценность – его береги.

– Хлеб – всему голова.

Пират

Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?

Дети

Спасибо.

Капитан

А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, расскажем стихи.

Ученик 1:        Как бы жили мы без книг http://zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?.. 

Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А её на полке нет! 

Нет твоей любимой книжки - 
«Чипполино», например, 
И сбежали, как мальчишки, 
Робинзон и Гулливер. 

Нет, нельзя себе представить, 
Чтоб такой момент возник 
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг. 

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша - 
Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

(С. Михалков)

.

Ученик 2:

Читаешь чужое, а видишь — своё! http://zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!

Ученик 3:        Я – это мир! http://zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Ученик 4:        аркадий марков

Верный друг 

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

Ученик 5:        Кто детских книжек не читал,
Считай, полжизни потерял,
Друзей прекрасных не узнал.
С книжкой вы не расставайтесь.
Детьми подольше оставайтесь.
Ведь взрослым вовсе не понять,
Как можно взять и полетать.
А Мэри Поппинс, Питер Пен 
Летать научат вас,
А добрый Карлсон – супермен 
Поддержит в трудный час

Ученик 6:        В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

Блажнова Т.


Капитан

Ну а теперь – все по местам!

На доске: (СЛАЙД 10)

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

Учитель

Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Капитан

Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

На доске: (СЛАЙД 11)

Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.

 Учитель:

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

  • Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …                                                 (здравствуй)

  • Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …                                                         (привет)

  • Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …                                                                 (пожалуйста)

  • Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте …                                         (добры)

  • Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня …                                         (извините)

  • Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …                                                         (до свидания)

  • Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …                                                                 (спасибо).

Учитель

Дети передают привет родителям.

– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

        Учитель:        Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь вам выдают удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

(выдача удостоверений)

А теперь напутствие для всех детей

Ученик:         Читайте, дети! http://zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

 

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.

Дети исполняют песню «»Прощай, букварь».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Музыкальная азбука"

Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...

Открытый урок по азбуке

Тема урока: Звук ш, буквы Ш,ш Цель урока: познакомить детей с новой буквой и научить выделять звуки ш в словах и обозначать их на письме.Задачи:Образовательные: познакомить детей с новой буквой и...

Открытое мероприятие "Прощай, азбука!"

Заключительное мероприятие в 1 классе....

Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."

Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу....

Конспект открытого мероприятия "Прощай, Азбука"

Праздник подходит для проведения во всех системах обучения.Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.Задачи: Повторить изученные звуки и буквы; Способствовать ...

"Твори добро!" План-конспект открытого занятия объединения "Азбука фантазии"

Занятие направлено на создание мотивации к альтруистическому поведению через раскрытие понятия "доброты" на основе авторской методики "Волшебный кросворд" и выполнение коллективной...