Совершенствование методики обучения литературному чтению
учебно-методический материал по чтению на тему
Выступление:
«Совершенствование методики обучения литературному чтению в начальной школе в связи с ведением ФГОС НОО»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается со 2 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Помощница для уроков литературного чтения в начальной школе
1. Тема произведения – то, о чём в произведении говорится.
2. Идея – основная мысль произведения, что именно хотел сказать автор.
3. Жанр – это вид художественных произведений.
4. Композиция – построение произведения.
5. Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении.
6. Герой (литературный) – персонаж, действующее лицо.
7. Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
8. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
9. Монолог – речь одного человека в произведении.
10. Эпизод – это отрывок произведения, обладающий относительной законченностью.
11. Художественные выразительные средства – это приёмы, используемые автором для создания образа художественного произведения.
Виды художественных выразительных средств
1. Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.
Например: ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.
2. Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.
Например: «Рожь, качаясь,
Тянет в небо рыжие усы.
Море, зеленеющего хлеба,
В бусинках росы…»
3. Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.
Например: «И ветви золотистые,
Что кудри завила…»
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…»
4. Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?
Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с яблоневыми садами).
«Месяц величаво поднялся на небо…»
5. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
Например: лиса - хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.
6. Ирония – это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.
7. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.
Виды жанров
Рассказ - небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.
Повесть – это произведение, которое по охвату событий и героев больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.
Роман – большое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии.
Басня – произведение поучительного характера, чаще всего в стихах. Действующими лицами басни часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Стихотворение – небольшое произведение в стихах.
Мифы – произведения, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления природы.
Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…
Сказка – занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
О сказках
Сказки могут быть:
народные;
авторские (литературные)
Типы сказок:
* волшебные,
* о животных,
* бытовые.
Традиционные сказочные элементы.
*Композиционный приём (зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…» и концовка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»),
* троекратный повтор (н-р: три девицы, три ночи герой выходит на дозор, три желания, три пути и др.),
* присущ вымысел,
* волшебство,
* сказочные превращения,
* испытания,
* сказочные слова и выражения,
* ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.
Настроение
бодрое беспокойное
волнующее печальное
восторженное боязливое
героическое обиженное
ликующее грустное
мечтательное робкое
весёлое скорбное
выносливое хвастливое
светлое бурное
сочувственное мрачное
мудрое печальное
добродушное загадочное
нежное скрытное
поучительное таинственное
шутливое насмешливое
задиристое жуткое
заносчивое капризное
прославленное сердитое
тоскливое сонное
торжествующее сопереживание
В конце четвёртого года обучения учащиеся должны:
· осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;
· пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
· вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;
· самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
· определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней;
· передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
· самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства её воплощения;
· сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
· писать изложения и сочинения с элементами рассуждений, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
· писать сочинения по картине, анализируя её содержание, настроение и способы художественного изображения;
· писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
· овладеть следующими терминами: олицетворение, аннотация, повесть, идея, фантастика.
В течение четвёртого года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:
· о главных и второстепенных героях;
· об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;
· об олицетворении как одном из ведущих изобразительно-выразительных средств языка.
В течение четвёртого года обучения учащиеся получают нравственные представления:
· о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе,
о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_literaturnoe_chtenie_2.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление:
«Совершенствование методики обучения литературному чтению в начальной школе в связи с ведением ФГОС НОО»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается со 2 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Помощница для уроков литературного чтения в начальной школе
1. Тема произведения – то, о чём в произведении говорится.
2. Идея – основная мысль произведения, что именно хотел сказать автор.
3. Жанр – это вид художественных произведений.
4. Композиция – построение произведения.
5. Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении.
6. Герой (литературный) – персонаж, действующее лицо.
7. Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
8. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
9. Монолог – речь одного человека в произведении.
10. Эпизод – это отрывок произведения, обладающий относительной законченностью.
11. Художественные выразительные средства – это приёмы, используемые автором для создания образа художественного произведения.
Виды художественных выразительных средств
1. Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.
Например: ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.
2. Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.
Например: «Рожь, качаясь,
Тянет в небо рыжие усы.
Море, зеленеющего хлеба,
В бусинках росы…»
3. Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.
Например: «И ветви золотистые,
Что кудри завила…»
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…»
4. Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?
Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с яблоневыми садами).
«Месяц величаво поднялся на небо…»
5. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
Например: лиса - хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.
6. Ирония – это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.
7. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.
Виды жанров
Рассказ - небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.
Повесть – это произведение, которое по охвату событий и героев больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.
Роман – большое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии.
Басня – произведение поучительного характера, чаще всего в стихах. Действующими лицами басни часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Стихотворение – небольшое произведение в стихах.
Мифы – произведения, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления природы.
Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…
Сказка – занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
О сказках
Сказки могут быть:
народные;
авторские (литературные)
Типы сказок:
* волшебные,
* о животных,
* бытовые.
Традиционные сказочные элементы.
*Композиционный приём (зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…» и концовка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»),
* троекратный повтор (н-р: три девицы, три ночи герой выходит на дозор, три желания, три пути и др.),
* присущ вымысел,
* волшебство,
* сказочные превращения,
* испытания,
* сказочные слова и выражения,
* ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.
Настроение
бодрое беспокойное
волнующее печальное
восторженное боязливое
героическое обиженное
ликующее грустное
мечтательное робкое
весёлое скорбное
выносливое хвастливое
светлое бурное
сочувственное мрачное
мудрое печальное
добродушное загадочное
нежное скрытное
поучительное таинственное
шутливое насмешливое
задиристое жуткое
заносчивое капризное
прославленное сердитое
тоскливое сонное
торжествующее сопереживание
В конце четвёртого года обучения учащиеся должны:
· осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;
· пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
· вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;
· самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
· определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней;
· передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
· самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства её воплощения;
· сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
· писать изложения и сочинения с элементами рассуждений, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
· писать сочинения по картине, анализируя её содержание, настроение и способы художественного изображения;
· писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
· овладеть следующими терминами: олицетворение, аннотация, повесть, идея, фантастика.
В течение четвёртого года обучения литературному чтению учащиеся получают первоначальные представления:
· о главных и второстепенных героях;
· об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;
· об олицетворении как одном из ведущих изобразительно-выразительных средств языка.
В течение четвёртого года обучения учащиеся получают нравственные представления:
· о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе,
о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Меж...
Индивидуальная рабочая программа обучения литературное чтение 1 класс
Индивидуальная рабочая программа обучения литературное чтение 1 класс...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках литературного чтения
Материал предназначен для учителей начальных классов, в котором даны рекомендации по повышению качества чтения детей в начальной школе....
Формирование осознанности чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению, как одно из важных звеньев в работе с одарёнными детьми.
Выступление на МО...
Методика обучения детей чтению на ранних ступенях
В букварный период обычно выделяют четыре ступени....