"В здоровом теле - здоровый дух" занятие в ГПД 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение для 2 класса
по теме « Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания по составлению характеристик главных героев « Сказки о рыбаке и рыбке»
Задачи:
Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщению знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре( планирование совместной деятельности);
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Методы обучения: Словесные и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.
Средства обучения: а) портрет А.С.Пушкина
б) пословицы: Много захочешь—последнее потеряешь.
Много желать—добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
г) Выставка произведений А.С.Пушкина.
д) Видеосюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Этапы урока
Ход урока
Деятельность
учащихся и предполагаемые ответы
Формирование УУД
Организационный момент.
(Содействовать воспитанию мотивации к учению)
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
- О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Учитель: Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке
Давайте пожелаем успехов друг другу.
Приветствие учителя
О сказке А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Объявляют тему урока.
Дать характеристику героям сказки. Выяснить в каких поступках присутствует добро и зло.
Пожелания успехов друг другу
Личностные УУД:
- осознанность учения
Цели и задачи урока
(направить деятельность учащихся на постановку цели и задач на основе обобщения знаний о сказках А.С.Пушкина, его творчестве)
Вступительная беседа.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. С ней мы отправимся в путешествие по сказке. Рыбка нам приготовила интересные задания. А где живет Золотая рыбка?
Ребята, так кто написал сказку «О рыбаке и рыбке»?
- Где родился А.С.Пушкин?
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
- Посмотрите и назовите сказки А.С.Пушкина.
-Как называется произведение, которое мы изучаем?
В течение урока чему мы будем учиться.
Ребята попробуйте сами составить вопросы к уроку.
- Может ли человек изменить ситуацию? Как? Каким образом?
- Золотая рыбка живет в море.
Учащиеся достают из ракушки вопросы и отвечают на них.
-Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве.
- Маленький Саша узнал сказки от няни Арины Родионовны.
- Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
- Пушкин написал шесть сказок, одну не закончил.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
Мы изучаем «Сказку о рыбаке и рыбке»
(Составлять характеристики героев сказки и отвечать на вопросы.)
- Кто из героев в сказке добрый, а кто злой?
-Встречаются ли подобные герои в жизни?
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний
Познавательное УУД:
- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности
Физминутка для глаз
Упражнения для мышц глаза (работа по схеме).
Личностные:
установка на здоровый образ жизни
Оперирование знаниями и способами действий в стандартных и нестандартных ситуациях
(умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, анализировать содержание текста)
(Развития отдельных логических операций)
(расширение кругозора детей, обогащения их словарного запаса)
Работа со сказкой.
- Анализ сказочных примет.
- Ребята, можно ли назвать это произведение сказкой. Если да – докажите. А для этого найдем все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке»
(Дети выборочно читают, доказывая свое суждение)
Работа с иллюстрацией (старуха, старик, рыбка …).
Постановка проблемы
Характеристика героев – персонажей сказки
- Назовите главных героев сказки.
- Ребята, рыбка предлагает разобраться, кто же в сказке добрый, кто злой и предлагает вам выбрать нужные слова , которые могут охарактеризовать сказочных героев.
На доске карточки со словами: СТАРИК, СТАРУХА, РЫБКА
(доброта, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость).
- Почему вы так считаете?
Словарная работа. Слайд 3,4
Работа с устаревшими словами.
Работа по учебнику.
Видеосюжет (отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»)
- Найдите в тексте этот отрывок. Продолжите выразительное чтение.
Ребята, обратите внимание, что это за схема?
Объясняют понятия : завязка, кульминация, развязка
Выборочное чтение по вопросам( работа с текстом)
Найдите на линии сюжета узелки событий. Где история завязалась, развязалась? Где переломная точка сюжета — кульминация?
- Сказки начинаются словами «Жил старик со своею старухой…», «жили тридцать лет и три года».
В сказке повторяют все по три раза - «три раза старик закидывал невод».
- Сказочный герой – золотая рыбка, исполняет желания, разговаривает.
- ( ответы учащихся: зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза закидывал невод…; сказочный герой- золотая рыбка; магическое число лет (жили тридцать лет и три года); чудеса(рыбка говорит человечьим голосом); повторение сюжета (разговор старика и рыбки)
Главные герои сказки - старик, старуха, Золотая рыбка
Дети подбирают слова и прикрепляют к каждой иллюстрации, соотносят и объясняют качества характера.
Старуха посылает старика к рыбке за корытом, избой.
Невод- сеть рыболовная
Столбовая дворянка- почетная родовая дворянка. И т.д.
Выразительно читают продолжение видеосюжета.
Сюжетная линия.
Завязка- начало событий (старик поймал золотую рыбку)
Кульминация – Самый напряженный момент в сюжете ( когда старуха повелела быть владычицей морскою)
Развязка – конец событий ( старуха осталась с разбитым корытом)
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
Познавательные:
-находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Познавательные УУД:
- анализ объектов
Коммуникативные УУД:
-умение строить речевое высказывание
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
- учебная мотивация
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений
Регулятивные УУД:
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации.
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений
Физкультурная минутка
Физминутка «Морская» (анимация) Представим что мы рыбки и плывем по синему морю в поисках своего друга, найдите своего друга и поприветствуйте его.
Имитируют под мелодию , представляют себя рыбками.
Личностные:
- установка на здоровый образ жизни
Работа по учебнику.
( анализ своей деятельности на уроке, развития речи, памяти)
(прививать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности
Ребята, так как наша рыбка непростая за каждый правильный ответ, она подарит жемчужину. И кто соберет больше всех жемчужин — ожидает сюрприз.
Вместе с золотой рыбкой мы отправимся дальше в плавание. Золотая рыбка приготовила нам задания. Попробуем справиться с ними. Слайд 5,6,7. Составление логической цепочки.
Работа в парах. С помощь бластеров составляют схему действующих героев (автор, старуха, старик, рыбка, море)
- А мы, ребята, отправимся дальше в путешествие по сказке. Слайд 8 .
- Как вы думаете, какую роль играет море.
Отправимся к морю. Игра рыбалка.
Ответить на вопросы викторины. Викторина выполняется в виде игры , ответы прикрепляем на плакат.
Вопросы викторины
Рыбка нам приготовила новое задание
- Объясните смысл каждой пословицы. Слайд 10,11
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
Зачитывают отрывки из сказки.
Отвечают на вопросы.
С помощью кружков дети составляют логическую цепочку.
Составляют схему, объясняя свой выбор.
Отвечают на вопросы.
Ловят рыбку и отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
- умение работать с тестом .
Познавательные УУД:
-установление причинно-следственных связей
Личностные УУД:
- самооценка
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельност
Подведение итогов, выводы
Оценивание.
Рефлексия.
Вот рыбка помогла нам разобраться, кто здесь добрый, кто злой. О чем же эта сказка?
- Хорошо ли быть такой, как старуха?
- Кто из героев сказки вам нравится? Почему?
Критерии оценивания
Выразительное чтение.
Полные ответы.
Умение описывать характер и поступки героев.
Умение выразить свое мнение.
(предложить оценить работу одного-двух учащихся)
Комментирование поставленных оценок учителем
- Ребята, что вам понравилось на уроке?
- Что получилось?
- Что не получилось?
С какими трудностями вы встретились?
- Удалось ли нам ответить на вопросы которые мы задали в начале урока? Какие это были вопросы.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах России поставлены памятники великому поэту. (на экране памятники А.С. Пушкину). Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина
Сказка о доброй, справедливой рыбке, о вежливом работящем старике, а также о жадной, злой старухе. Насмешка над бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.
Дети оценивают ответ учащегося
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя
Регулятивные УУД:
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу
Домашнее задание
Домашнее задание:
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Час здоровья во втором классе «В здоровом теле – здоровый дух»
В данном мероприятии представлена подборка подвижных игр, способствующих развитию навыков работы в команде, внимания, смекалки, диалогической речи....
Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"
УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку
УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Внеклассное мероприятие для начальной школы"...
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...